Обобщение признаков, установление связей между признаками
понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.
3. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.
4. Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике, установление связей изучаемого понятия с ранее изученными (установление понятийных связей).
Рассмотрим процесс формирования языкового понятия на
примере изучения понятия местоимение.
вопросы и задания | этап формирования языкового понятия. |
Прочитайте предложения, которые написаны на доске. Ботаника занимается изучением растений. Она является одним из разделов биологии. Растения можно назвать лёгкими нашей планеты. Они выделяют в атмосферу кислород. Как вы поняли, о чём говорится во втором предложении, в четвертом предложении? (о ботанике, о растениях) Какие слова на это указывают? (она, они) Здесь вместо существительных употреблены слова другой части речи, которые не называют нам предмет, а только указывают на него. | Анализ языкового материала. |
Эти слова относятся к новой для нас части речи. Она, они – это местоимения. На основе этих двух примеров давайте сделаем вывод, что же такое местоимение. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. | Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина. |
Объясните, почему слова ты, вы мы, её – это местоимения. | Осознание формулировки определения понятия. |
Спишите текст. Подчеркните в нем местоимения. Весной мы всем классом пошли на экскурсию в Санкт-Петербургский Ботанический сад. Он является одним из старейших в нашей стране. Мы смогли увидеть в саду даже сакуру. В апрелеона начинает цвести. Ядолго любовался цветами азалии. Мне понравилась эта экскурсия. Посетите и вы оранжереи Ботанического сада. | Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале. |
III. Ход урока по объяснению языкового понятия.
Этапы урока | Методические требования |
Повторение ранее изученного материала. | а) связь материала с темой; б) небольшой объём материала; в) точные формулировки вопросов |
Сообщение темы и цели урока; | а) обязательный этап - нельзя забывать о нём; б) можно сообщать впрямую или ставить проблему |
Упражнения для наблюдения. | а)подача материала в виде слов, словосочетании, предложений, текста; б)использование наглядности: схемы, таблицы и др. в)система вопросов; г)создание проблемной ситуации; д) предпочтительнее использовать упражнения занимательного характера |
Формулировка определения языкового (лингвистического) понятия. | а)формулировка выводов учителем с тем, чтобы привести к определению языкового понятия; б)чтение правила учащимися; в)контроль усвоения правила сначала по частям, а затем в целом |
Закрепление нового языкового (лингвистического) понятия. | а) упражнения должны соответствовать следующим требованиям: • Чередование устных и письменных, • Постепенное усложнение, • Соблюдение объёма письменной работы: 1 класс - 30-40 слов за урок, 2 класс - 50-60 слои, 3 класс - 70-85 слов; б)обязательная работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом; в)задания по развитию речи; г) небольшая самостоятельная работа. |
Обобщение. | наличие системы конкретных вопросов по частя языкового понятия. |
Домашнее задание. | а) необходимо правильно выбрать и объяснить д/з: • не должно быть сложнее, чем в классе; • небольшое по объёму; • обязательно разобрать и записать в дневник л образцу на доске; б) объём домашнего задания должен быть ниже, чем в классе. |
Вашему вниманию мы предлагаем таблицу, в которой каждому этапу урока соответствует этап формирования лингвистического (языкового) понятия.
Эту таблицу необходимо запомнить, чтобы не допустить ошибки при проектировании урока.
Этапы урока. | Этапы формирования лингвистического понятия. |
Упражнения для наблюдения. | Анализ языкового материала. |
Формулировка определения языкового (лингвистического) понятия. | Обобщение признаков. Осознание формулировки ЛП. |
Закрепление нового языкового (лингвистического) понятия. | Конкретизация изучаемого лингвистического понятия на новом языковом материале. |
IV. Показатели усвоения языкового понятия.
Для ученика важно не столько познакомиться с новым языковым понятием: усвоить термин, запомнить определение, сколько уметь найти и определить ту или иную категорию практически.
Исходя из этого, показателями усвоения лингвистического понятия являются:
1. умение отличить данную категорию от сходной;
2. умение подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
3. умение пользоваться знаниями о языке в самостоятельных творческих работах.
Рассмотрим отражение данных показателей на примере усвоения понятия личные местоимения.
1. Ребенок может найти в тексте среди других местоимений личные местоимения.
2. Может самостоятельно привести примеры личных местоимений.
3. Может без особых затруднений выполнить, например, такое задание: составить предложения или текст, стараясь использовать в нем как можно больше личных местоимений.
Тема № 2.
Виды упражнений при изучении и закреплении лингвистических понятий