Что такое проблемная ситуация, и как её создать?
Проблемная ситуация - спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:
1. побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;
2. подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия.
Приёмы создания проблемной ситуации.
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (или более) фактами. | а) одновременно предъявить противоречивые факты, теории; б) столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием. |
Между житейским представлением учеников и научным фактом. | а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией. | |
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. | Дать практическое задание, не выполнимое вообще. |
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. | ||
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. | ||
Доказать, что задание учениками не выполнено. |
Типы уроков русского языка и их структура.
Объяснение нового материала | Закрепление материала | Повторительно-обобщающий урок |
Объявление темы. Постановка цели урока. | ||
Чистописание | Чистописание | Чистописание |
Словарно – орфографическая работа | Словарно – орфографическая работа | Словарно – орфографическая работа |
Проверка домашнего задания, повторение | Проверка домашнего задания | Упражнения на применение знаний о существенных признаках изучаемого ЛП илиОП |
Изучение нового материала, формирование лингвистического понятия или орфографического правила. | Повторение определения ЛП или формулировки ОП. | Обобщение и проверка знаний. |
Закрепление нового материала. | Разбор под руководством учителя 2-3 примеров на изученное ЛП или ОП. | Самостоятельная творческая работа. |
Упражнения с элементами самостоятельной работы и с/р с проверкой в классе. | ||
Творческая работа. | ||
Обобщение. | Обобщение. | |
Объяснение и запись домашнего задания. | Объяснение и запись домашнего задания. | Объяснение и запись домашнего задания. |
Структуру контрольного урока и структуру урока работы над ошибками