Методика грамматики и правописания.
Данный раздел методики преподавания русского языка в начальных классах состоит из двух взаимосвязанных блоков:
методика обучения грамматике (блок №1) и
методика обучения правописанию (блок №2).
Изучение данного раздела методики мы начнем с общих положений, которые необходимо знать и учитывать при проектировании любого урока русского языка.
Уважаемые студенты! Для того чтобы вам было легче и интереснее работать с пособием, мы решили ввести специальные условные обозначения, которые периодически будут встречаться вам при изучении каждого раздела.
Условные обозначения:
- Внимание! Это важно.
- Советы по практическому применению теоретических сведений.
- Так легче запомнить.
- Терминология.
Русский язык как предмет в начальной школе.
(общие положения)
Уроки русского языка в начальной школе могут быть связаны с
изучением лингвистического понятия (ЛП) или орфографичес-
кого правила (ОП). С целью выбора методики проведения урока
следует в первую очередь проанализировать формулировку его темы.
Тема: « Корень слова. Однокоренные (родственные) слова» связана с
изучением существенных признаков лингвистического понятия (блок №1).
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» связана с
изучением орфографического правила (блок №2).
Исходные положения обучения русскому языку.
(учитываются при проведении любого урока русского языка)
- Коммуникативная функция языка ( любое лингвистическое понятие или орфографическое правило изучается с той позиции, как они используются в речи, устной или письменной).
- Единство языка и мышления ( лЕ/Иса; у меня в руках шарик, у меня собака Шарик).
- Язык – сложное, многосистемное явление ( рассматривать слово с разных точек зрения: связь между разделами языкознания).
Общие требования к уроку русского языка:
1. Целостный характер (связь всех этапов урока)
2. Каждый урок начинается с сообщения темы и постановки цели.
3. Обязательными этапами любого урока русского языка (вне зависимости от его типа) является минутка чистописания и словарно-орфографическая работа.
4. Новый материал опирается на уже изученный (учитель должен четко продумать, что необходимо повторить для изучения нового материала).
5. Цель повторения – актуализация тех знаний, которые нужны для изучения новой темы.
6. Реализация дидактической и методической структур урока.
7. Разнообразие видов и форм работы.
8. Создание проблемных ситуаций ( см. следующий раздел).
9. Воспитательный характер урока.
10. Самостоятельная работа учеников.
11. На каждом этапе урока работа по развитию речи: лексический, синтаксический уровни и уровень текста.
12. Реализация всех принципов обучения (см. педагогику).
13. Индивидуальная помощь и дифференцированный подход к ученикам.