По методике грамматики и правописания.

Санкт – Петербург

2010 год

В пособии представлены теоретические материалы для самостоятельной работы студентов в процессе изучения тем: «Методика грамматики» и «Методика правописания», показана структура учебного занятия, представлен понятийный аппарат данных тем, даны практические советы по организации самостоятельной работы студентов IV курса отделения преподавания в начальных классах .

Авторы – составители: студентки 4 – 6группы:

Стрекалова Екатерина

Олексина Анна

Руководитель:

Преподаватель методики преподавания русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ РФ Лабинская Татьяна Анатольевна.

Рецензенты: студенты группы 4 – 6.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уважаемые студенты! Вы продолжаете изучение курса методики преподавания русского языка в начальных классах. В первом семестре 4 курса Вам предстоит освоить раздел «Методика грамматики и правописания».

Вы узнаете, как грамотно построить урок русского языка в начальной школе, связанный с изучением лингвистического (языкового) понятия или орфографического правила, познакомитесь с разными типами уроков: урок изучения нового материала, урок закрепления нового материала и выработки умений и навыков, повторительно-обобщающий урок, контрольный урок, урок анализа контрольного диктанта и работы над ошибками.

Данный раздел методики является одним из самых трудных. От Вас потребуется проявить максимальное внимание при его изучении.

Мы постарались изложить материал по данному разделу в доступной, лёгкой для усвоения форме. Мы надеемся, что составленные нами таблицы и схемы облегчат запоминание некоторых необходимых разделов теории.

При изучении первой части раздела «Методики грамматики» важно понять цель каждого этапа формирования лингвистического понятия, чтобы грамотно построить урок русского языка.

Процесс формирования орфографических навыков тесно связан с грамматикой, поэтому при изучении «Методики правописания» необходимо постоянно обращаться к первой части раздела.

Пожалуйста, актуализируйте свои знания по русскому языку, иначе вы будете испытывать затруднения при изучении данного раздела!

Скоро Вам предстоит применить полученные знания на практике пробных уроков.

При проектировании урока важно помнить, что русский язык, как и любой другой, - это замечательный тонкий инструмент, и в зависимости от того, в чьих руках он находиться, он может вести себя по-разному.

Он может показаться детям просто набором правил, которые нужно запомнить, чтобы писать без ошибок. А может стать и целым миром, увлекательным и интересным.

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». (Горький М.)

Научите детей видеть красоту и глубину слова, научите свободной игре со словами.

Для этого перед уроком загляните в толковый и этимологический словари - вы узнаете много нового и интересного о языке и сможете поделиться этим знанием с детьми.

Помните, «уча других, мы учимся сами». ( Сенека Л.А.)

У нас получилось, обязательно получится и у вас! Всё в ваших руках.

С уважением авторы-составители.

Содержание

1. Предисловие.  
2. Русский язык как предмет в начальной школе (общие положения).  
3. Исходные положения обучения русскому языку.  
4. Общие требования к уроку русского языка.  
5. Что такое проблемная ситуация, как её создать?  
6. Типы уроков русского языка и их структура.  
7. Методические требования к проведению словарно - орфографической работы и минутки чистописания.  
8. Методика обучения грамматике. План изучения раздела.  
9. Формирование лингвистических понятий (ЛП).  
10. Лингвистическая основа обучения русскому языку.  
11. Этапы формирования языкового (лингвистического) понятия.  
12. Ход урока по объяснению языкового (лингвистического) понятия.  
13. Показатели усвоения языкового (лингвистического) понятия.  
14. Упражнения при изучении и закреплении лингвистических понятий.  
15. Методика обучения орфографии. План изучения раздела.  
16. Процесс формирования орфографических навыков.  
17. Факторы усвоения орфографии.  
18. Ступени формирования умений по орфографии.  
19. Понятие орфографической зоркости.  
20. Структура орфографического действия.  
21. Методика работы над орфографическим правилом (ОП).  
22. Виды упражнений на закрепление орфографических умений.  
23. Словарно - орфографическая работа на уроке русского языка.  
24. Проверка знаний, умений и навыков по русскому языку.  
25. 26. Работа над орфографическими ошибками. Заключение.  
27. Приложение №1. «Конспект урока русского языка по изучению ЛП».  
28. Приложение №2. «Конспект урока русского языка по изучению ОП».  


Наши рекомендации