Диаграммы 44-51. Смысловые категории ассоциаций о странах белорусских респондентов. Данные в процентах
Наибольшее количество ассоциаций связанных с культурой белорусские респонденты дают об Англии, Германии и Франции. Ассоциации, связанные с политикой, чаще всего встречаются у России, Украины и США.
Таблица 21. Смысловые категории ассоциаций о странах белорусских респондентов. Наиболее популярные ассоциации
Культурные ценности | Политическая деятельность | Личностные характеристики | Образ жизни | Прочее | |
Россия | Кремль, самовар, красная площадь | Путин, война, газ | Единые, родина, красота | Бардак, сила | Береза, баня |
Украина | Вий, сало, Тарас Бульба | Война, кризис, Янукович | Природа, красота | - | Хорошо, родина |
Франция | Эйфелева башня, круассан, Париж | Саркози, Наполеон | Любовь, независимая, красота | Мода | - |
Китай | Джеки Чан, рис | - | Прогресс, подделка | Грязь, много людей | Глаза, рынок |
США | Макдональдс, Голливуд, кино | Обама, война, Буш | Ум, власть, сила | ожирение | Айфон, бум |
Германия | Пиво, БМВ, сосиски | Война, Меркель | Порядок, точность, грубость | Чистота | Футбол, Бавария, бар |
Белоруссия | Картофель, хлеб | Лукашенко, Брест, Минск | Неактивность, непопулярность | Спокойствие | Батька, усы |
Великобритания | Чай, Битлз, овсянка | Королева, парламент | Прогресс | Пунктуальность, дождь | Футбол |
По результатам таблицы 21 мы видим, что ассоциаций связанных с политикой меньше всего о Китае.
ИТОГИ ПО РАЗДЕЛУ
В данном разделе перед нами стояла задача определить, какие ассоциации возникают у студентов РУДН из России, Украины и Белоруссии по поводу вышеперечисленных стран.
Таблица 22. Типология отношения к странам на основе метода ассоциаций
Русские респонденты | Украинские респонденты | Белорусские респонденты | |
Близкие страны | Франция Германия | Белоруссия Франция | Украина Франция |
Нейтральные страны | Белоруссия Китай Великобритания | Россия Великобритания Китай | Россия Великобритания Германия |
Далекие страны | Украина США | США Германия | США Китай |
По данным таблицы мы можем однозначно выделить далекую страну для всех трех респондентов - это США. Нейтральную же позицию занимает Великобритания, а самой близкой страной для каждого из респондентов является Франция.
Гипотеза 4. США вызывает наиболее негативные ассоциации у студентов из России и Белоруссии по сравнению с другими представленными странами.
Гипотеза не подтверждена, так как для русских и белорусских респондентов страной, вызывающей наибольшее количество негативных ассоциаций является Украина (см. табл. 9 и 18).
Гипотеза 5. Ассоциации студентов из Украины к России будут отличаться от ассоциаций студентов из Белоруссии к России.
Гипотеза подтвердилась, поскольку и для белорусов, и для украинцев Россия является нейтральной страной по методу ассоциаций.
Гипотеза 6. Студенты из России ассоциируют Китай с надежным партнером.
Гипотеза не подтвердилась, так как русские респонденты не давали никаких ассоциаций, которые позволили бы оценить партнерство России и Китая.