Диаграмма 28-35. Смысловые категории ассоциаций о странах украинских респондентов. Данные в процентах
В следующих диаграммах синим цветом обозначена категория «Культурные ценности», красным – «Политическая деятельность», зеленым – «Личностные характеристики», фиолетовым – «Образ жизни», голубым – «Прочее».
Респондентами из Украины наибольшее количество ассоциаций было дано о Франции и России. Ассоциации украинских респондентов о Франции наиболее связаны с культурными ценностями по сравнению с другими представленными странами. По личностным характеристикам больше всего было дано ассоциаций о России. США оценили больше других стран по категории «Политическая деятельность».
Таблица 17. Смысловые категории ассоциаций о странах украинских респондентов. Наиболее популярные ассоциации
Культурные ценности | Политическая деятельность | Личностные характеристики | Образ жизни | |
Россия | Красная площадь, балалайка, икра | Путин, война, единая Россия | Правильность, современная, большая | Разруха, бардак, стабильность |
Украина | Гоголь, сало, горилка | Майдан, Порошенко, война | Ум, доброта, наивность | Единство, бедность, независимость |
Франция | Эйфелева башня, сыр, вино | Саркози, Наполеон | Дружелюбность, развитость, гостеприимность | Богатство, счастье |
Китай | Рис, дракон, воздушные змеи | Коммунизм | Закрытость, странность, сила | Обман, трудолюбие, прогрессивность |
США | Гамбургер, высотки, кино | Обама, холодная война, Буш | Хитрость, агрессивность, жестокость | Свобода, мир, слава |
Германия | Пиво, сосиски, Берлин | Гитлер, Меркель, фашизм | Грубость, зажиточность, сила | Порядок, правила, система |
Белоруссия | Картошка, Минск, продукты | Лукашенко, режим, СССР | Доброта, сила, закрытость | Консерваторы, порядок |
Великобритания | Чай, Битлз, Биг-Бен | Парламент, королева, Черчилль | Пунктуальность, напряженность, скупость | Скачки, путешествия, футбол |
По данным таблицы 17, можно выделить, что ассоциации о Китае меньше всего связаны с политической деятельностью. В категории «Культурные ценности» ассоциации о Франции, Германии и Белоруссии в большинстве случаев связаны с национальной едой. Наиболее положительные характеристики респонденты из Украины дали Франции. Политическая деятельность США России и Украины видится украинцам негативной.
2.3.3. Анализ результатов студентов из Белоруссии
Данные по белорусским студентам выглядят следующим образом.
Таблица 18. Положительные и негативные ассоциации о странах белорусских респондентов. Количество ассоциаций
Всего | Положительные | Нейтральные | Негативные | |
Россия | ||||
Украина | ||||
Франция | ||||
Китай | ||||
США | ||||
Германия | ||||
Белоруссия | ||||
Великобритания |
На основании данных таблицы 18, мы можем отметить, что наибольшее количество ассоциаций белорусские студенты отдают русским и французам. Это означает, что более чёткое представление у белорусах складывается именно об этих странах. Остальные же страны по количеству ассоциаций примерно равны.