Диаграммы 20 - 27. Положительные и негативные ассоциации о странах украинских респондентов. Данные в процентах
Синим цветом показано количество положительных ассоциаций в процентах, зеленым цветом – количество негативных ассоциаций, красным – количество нейтральных.
Наибольшее количество положительных и негативных ассоциаций помимо своей родной страны, было дано о России. Это говорит, о том, что у украинских респондентов наиболее ярко выражено и четко сформированное мнение из всех представленных стран именно о России. По остальным странам в среднем было дано одинаковое количество ассоциаций по трем категориям.
Аналитический индекс отношения к странам
Формула = (I «+»- I «-»)/Iобщее
Страна | Индекс |
Россия | 0,03 |
Украина | 0,05 |
Франция | 0,09 |
Китай | -0,02 |
США | -0,05 |
Германия | -0,03 |
Белоруссия | 0,1 |
Великобритания | -0,007 |
На основании аналитических индексов, мы можем составить типологию отношения украинских студентов к странам, чем ближе индекс к единице, тем позитивнее воспринимается страна:
Близкие страны: Белоруссия и Франция
Нейтральные страны: Россия, Великобритания, Китай
Далекие страны: США и Германия
Таблица 15. Положительные и негативные ассоциации о странах украинских респондентов. Наиболее популярные ассоциации
Положительные | Нейтральные | Негативные | |
Россия | Близкая, красивая, честная | Медведь, березы, Путин | Водка, оппозиция, ложь |
Украина | Родная, добрая, красивая | Сало, Киев, Крым | Война, майдан |
Франция | Умная, утонченная, дружелюбная | Сыр, вино, Эйфелева башня | Дикая, дороговизна, эмигранты |
Китай | Прогресс, сильный, друг | Рис, узкие глаза, рынок | Перенаселение, подделки, невкусная еда |
США | Сила, независимость, развитая | Гамбургер, Колумб, кино | Холодная война, ожирение, жестокий |
Германия | Порядок, точность, развитие | Сосиски, футбол, Берлин | Фашизм, грубые, война |
Белоруссия | Добрые, спокойствие, независимость | Картошка, Лукашенко, белорусские рубли | Закрытая, неизвестная, алкоголь |
Великобритания | Пунктуальность, образованность, воспитанность | Королева, чай, Биг-Бен | Скупые, напряженность, чопорность |
По данным таблицы 15 можно отметить, что негативные ассоциации украинских респондентов о своей стране связаны с политической деятельностью. Так же несмотря на то, что по результатам проективных вопросов Белоруссия всегда являлась другом и союзником для Украины, в данном случае она выступает как закрытая и независимая страна, что было указано в категории « негативные ассоциации ». По отношению к России мы можем проследить некоторую неуверенность респондентов, поскольку охарактеризовав в « положительных ассоциациях » Россию как честную страну, в «негативных ассоциациях » ими была указана «ложь». Дружественной же страной для украинцев по ассоциациям является Китай.
Помимо деления ассоциаций на «Положительные» и «Отрицательные», мы вводим вторую типологию. В ней те же самые данные ассоциации делятся на следующие категории: «Культурные ценности», куда мы относим указанные памятники культуры, исторические личности, известных людей национальную еду и т.п.; «Политическая деятельность» - это политические деятели, наиболее яркие события, связанные с политикой и т.п.; «Личностные характеристики» - ассоциации, связанные с наиболее яркими чертами характера, присущими жителям той или иной страны; «Образ жизни» - ассоциации, отражающие моменты, которые часто присутствуют в повседневной жизни жителей страны; и «Прочее» - ассоциации, которые нельзя отнести ни в одну другую категорию. Вторая типология вводится для того, чтобы показать, с чем наиболее ярко ассоциируется та или иная страна у респондента.
Таблица 16. Смысловые категории ассоциаций о странах украинских респондентов. Количество ассоциаций
Культурные ценности | Политическая деятельность | Личностные характеристики | Образ жизни | Прочее | |
Россия | |||||
Украина | |||||
Франция | |||||
Китай | |||||
США | |||||
Германия | |||||
Белоруссия | |||||
Великобритания |