Диаграмма 3. Данные семантического дифференциала для белорусских респондентов

Диаграмма 3. Данные семантического дифференциала для белорусских респондентов - student2.ru

Белорусы единственные, кто не дали отрицательные результаты оценки никому из предложенных стран. Украина занимает последнее место в этом списке. Китай, Германия и Великобритания имеют практически равные результаты. Россия воспринимается белорусскими респондентами даже лучше, чем сама Белоруссия. Хотя было ожидаемо, что результаты оценки стран своими гражданами будут наиболее высокими. Наиболее позитивное отношение к Белоруссии наблюдается среди русских респондентов, что подтверждает Гипотезу 3. Белоруссия из всех изучаемых стран наиболее позитивно воспринимается студентами из России.

Таким образом:

Близкие страны – Россия и Франция.

Нейтральные страны – Китай, Великобритания, Германия.

Далекие страны – США и Украина.

Далее мы подсчитали групповые универсалии для оцениваемых объектов (см. Таблицу 3).

Таблица 3. Групповые универсалии для стран по оценкам белорусских респондентов

Страны Семантические универсалии
Россия Активная (1,61), добрая (0,6), красивая (1,72), правдивая (0,68), быстрая (0,81), радостная (0,9), пунктуальная (0,35), расслабленная (0,33), родная (1,93), восторженная (0,26), хорошая (1,66)
Украина Красивая (0,85), ложная (-0,49), неудачная (-0,41), разболтанная (-0,76)
Белоруссия Красивая (1,58), быстрая (0,35), расслабленная (0,32), сильная (0,44), твердая (0,44), восторженная (0,44), хорошая (1,42)
США Активная (1,52), жестокая (-1,02), ложная (-0,71), разболтанная (-0,42), сильная (1,22), хладнокровная (-0,66), плохая (-0,39)
Китай Активный (1,16), быстрый (0,81), напряженный (-0,29), чужой (-0,42), умный (0,78), хладнокровный (-0,3)
Франция Активная (0,96), красивая (1,11), правдивая (0,06), быстрая (0,31), удачная (0,9), расслабленная (0,07), твердая (0,22), восторженная (0,08)
Германия Активная (1,54), жестокая (-0,79), красивая (1,11), напряженная (-0,36), чужая (-0,35), сильная (0,95), хладнокровная (-0,82)
Великобритания Активная (0,72), красивая (1,12), удачная (0,74), радостная (0,71), чужая (-0,59), сильный (0,85), умная (0,92), хладнокровная (-0,23)

У белорусов самое позитивное восприятие всех стран из всех опрошенных респондентов. Родной страной они считают Россию, которой не дали ни одной отрицательной характеристики, в прочем, как и Франции. Ложными для белорусов являются Украина и США. США также стали единственной «негативно» воспринимаемой страной. Характеристикой «чужой» описываются Великобритания, Германия и Китай. У белорусов развитое восприятие России как страны, так как она характеризуется наибольшим количеством универсалий.

ИТОГИ ПО РАЗДЕЛУ

Перед нами стояла задача выяснить эмоциональное отношение студентов РУДН из России, Украины и Белоруссии к таким странам как: Россия, Украина, Белоруссия, США, Китай, Франция, Германия, Великобритания (на основе метода «семантический дифференциал»).

Таблица 4. Типология отношения к странам на основе метода «семантический дифференциал»

  Русские респонденты Украинские респонденты Белорусские респонденты
Близкие страны Франция Китай Белоруссия Россия Россия Франция
Нейтральные страны Германия Великобритания Белоруссия США Великобритания Китай Китай Великобритания Германия
Далекие страны США Украина Франция Германия США Украина

На основании результатов, полученных с помощью метода семантического дифференциала, мы можем увидеть, что США и Украина являются для русских и белорусских респондентов далекими странами, что очевидно в свете последних событий. Но для Украины наиболее близкими по сей день остаются Россия и Белоруссия. Эмоционально нейтрально оцениваются украинскими, русскими и белорусскими респондентами в данном исследовании Великобритания.

Были выделены гипотезы:

Гипотеза 2. Отношение студентов РУДН из Украины к европейским странам более позитивно, чем отношение к этим же странам студентов из России и Белоруссии.

Ссылаясь на диаграмму 2, делаем вывод о том, что гипотеза не подтвердилась.

Гипотеза 3. Белоруссия из всех изучаемых стран наиболее позитивно воспринимается студентами из России.

Гипотеза подтвердилась согласно результатам семантического дифференциала (см. диаграмму 1)

Анализ проективных вопросов

Так же в анкету были включены проективные вопросы, использованные нами для получения интегральных социальных представлений, об отношении респондентов к странам - лидерам на мировой арене. Рассмотрим, как люди отвечали на следующий вопрос, который направлен на определение отношения к различным странам.

18. Перед Вами планеты Солнечной системы, где Солнце – Ваша страна. Подпишите под каждой планетой названия следующих стран в соответствии с Вашими представлениями о их близости (не по географическому признаку) к Вашей стране.

Наши рекомендации