Замыслы германцев в отношении Вердена
Верденский крепостной район, служивший прочным связующим звеном между линией французских восточных крепостей и остальной частью театра военных действий, с первых же дней войны явился заманчивым объектом оперативных вожделений германцев. Уже вскоре после пограничного сражения, при наступлении 5-й германской армии с р. Мааса к Аргонам, германское командование принимало некоторые подготовительные меры для изолирования Вердена и для разрушения его верков мощной бомбардировкой. В дни сражения на Марне эти покушения приняли более определенный характер и выразились в попытке овладеть маасскими фортами в тылу 3-й французской армии, от чего, впрочем, вскоре пришлось отказаться вследствие недостатка живой силы и артиллерийских средств. Затем, когда в середине сентября с продвижением французских армий к северу определилась занятая и укреплявшаяся ими линия как к западу, так и к востоку от крепости и Верден предстал перед глазами германцев как грозный бастион французских укрепленных позиций, вклинившийся в их расположение, как могучий форпост, прикрывавший собою столь важный в стратегическом отношении стык двух самостоятельных участков неприятельского фронта, — с этого момента германское командование вновь возвращается к своему намерению угрожать этой крепости и во второй половине сентября предпринимает новое наступление со стороны Меца против маасских фортов, расположенных между Верденом и Тулем.
Районом этих операций послужили частью низменные равнины Вёвра, раскинутые в меридиональном направлении от Этена на [209] Фрэн и далее между Виньей и Тиокуром, примерно, до линии Комерси, Понт-а-Мусон, а частью так называемые маасские высоты, представляющие собой неширокую цепь небольших возвышенностей, которые сопровождают правый берег Мааса от Дэна до Туля и, полого ниспадая к реке, круто обрываются к равнинам Вёвра.
Положение сторон к середине сентября и их планы для предстоявшего наступления
К середине сентября положение противников на правом берегу Мааса в районе между Верденом и Тулем и их оперативные намерения представлялись в следующем виде.
У германцев 5-й рез. корпус (левофланговый 5-й армии) располагался против северо-восточного сектора Верденского укрепленного района, между Консанвуайе и Этеном; далее к югу находилась армейская группа ген. Штранца: 5-й корпус — между Этеном и Фрэном, 33-я рез. и баварская кавалерийская дивизии — у Тиокура; 3-й баварский корпус стоял еще на отдыхе в Меце. Кроме того, для усиления этих войск подходил к Понт-а-Мусон из района 6-й армии 14-й корпус.
Сентября германское главное командование приказало кронпринцу германскому атаковать линию французских маасских фортов между Верденом и Тулем с целью прорвать ее и выйти на левый берег Мааса в тыл 3-й французской армии. Для выполнения этой задачи были назначены 5-й, 14-й и 3-й баварский корпуса, 33-я резервная и баварская кавалерийская дивизии с многочисленными тяжелыми батареями, находившимися в распоряжении 5-й армии. Частные задачи этих войск были определены следующим образом: 5-й корпус по смене его у Этена 33-й рез. дивизией и после перехода в окрестности Фрэна должен был атаковать форт Труайон, а 33-я рез. дивизия, — обеспечивать правый фланг этого корпуса; 3-й баварский, выдвинувшись от Меца к Атоншателю и Эдикуру, наступать к С.-Мьелю; наконец, 14-му корпусу было приказано, развернувшись в районе Флирэ, прикрывать всю эту операцию с юга, со стороны французских войск, продвигавшихся от Туля и Нанси в равнины Вёвра. Главный удар предположено было наносить 3-м баварским корпусом.
С французской стороны уже с первых дней сентября возникли серьезные опасения за безопасность промежутка между Верденом и Тулем, вызванные все возраставшей в те дни деятельностью противника в районе Меца и его первой бомбардировкой маасских фортов во время сражения на Марне. Мы уже видели, что это повлекло за собой сначала постепенную переброску некоторых войсковых частей 2-й французской армии к С.-Мьелю, а затем и образование в Верденском районе новой армейской группы. К середине сентября эта последняя, получившая наименование 2-й армии и возглавляемая ген. Кастельно, занимала следующее расположение: 20-й корпус — у Мениль-ле-Тур, 2-я кав. дивизия — у Апремона, 73-я рез. дивизия — у С.-Мьеля, 8-й корпус — между С.-Мьелем и Ла-Круа, 75-я рез. дивизия — у Дьё и Амбли (на Маасе), а 65-я [210] и 67-я рез. дивизии — у Дамлю{438}. Все эти войска должны были обеспечивать от покушений противника промежуток между крепостями, в частности же 3-я группа рез. дивизий (65-я, 67-я и 75-я) — непосредственно оборонять маасские высоты к северу от С.-Мьеля. Кроме того, 6-й (правофланговый) корпус 3-й французской армии занимал на правом берегу Мааса участок от Орна до Бомона.
Таким образом, в то время, когда на берегах р. Эн и у Реймса догорали последние маневренные бои, здесь, под стенами двух сильнейших французских крепостей, связанных между собой непрерывной цепью фортов, противники собирались с силами, чтобы начать борьбу, которая могла привести германцев в случае решительного успеха к весьма значительным результатам и вознаградить их за неудачи, понесенные в сражении у Нанси.
В приказании французской главной квартиры от 16 сентября 2-й армии указывалось настолько продвинуться в течение 17-го в северо-восточном направлении, чтобы иметь возможность в случае необходимости поддержать правый фланг 3-й армии, или отразить наступление противника со стороны Меца, в районе которого, по сведениям французской разведки, находились значительные германские силы; в этом же приказании обращалось внимание командующего 1-й армией ген. Дюбайля на вероятность атаки германцами правого фланга войск ген. Кастельно, почему ему предлагалось быть в готовности двинуть часть своих сил к северу и иметь резервы у Нанси{439}. В течение 17 сентября 75-я рез. дивизия выдвинулась от Дьё и Амбли к Эпаржу, 2-я кавалерийская — к С.-Босану, а 20-й корпус — от Мениль-ле-Тур к Новиану; остальные войска 2-й армии оставались в своем прежнем расположении. У германцев в этот день началось выдвижение от Меца 3-го баварского корпуса, а от Понт-а-Мусон — 14-го с целью занять исходное положение для общего наступления, назначенного на 18-е.
Между тем, в этот именно день на французской стороне было решено произвести весьма существенную перегруппировку, сильно изменившую положение французских войск в Верденском районе, уменьшившую их численность на правом берегу Мааса и создавшую для выполнения поставленной им здесь задачи тяжелую обстановку. В этот день, по приказанию французского главного командования, ген. Кастельно со штабом 2-й армии и с 20-м корпусом отправился на правый берег Уазы для командования новой армейской группой, названной 2-й армией; в то же время войска, оставшиеся между Верденом и Тулем, были включены в состав соседних армий: 8-й корпус и 3-я группа рез. дивизий — в 3-ю, а 73-я резервная и 2-я кав. дивизии — в 1-ю. Следовательно, левый фланг ген. Дюбайля, доходивший до этого дня лишь до Нанси, теперь протянулся далее к северу, примерно до линии Понт-а-Мусон, С.-Мьель, а 3-й французской армии поручались также операции и на правом берегу Мааса, что приводило к разделению здесь [211] командования в такой именно момент, когда оно представлялось особенно опасным, тем более что стык между внутренними флангами 1-й и 3-й армий приходился теперь на том направлении, на котором противник собирался нанести свой главный удар.