Бои у Перона, Шольна и Нэля 23–25 сентября
Я уже упоминал, что в течение последних дней войсковые эшелоны 6-й германской армии прибывали в район Сен-Кентена. К 23 сентября здесь закончилась высадка 21-го корпуса, начавшего в этот день наступление в излучине р. Соммы к переправам от С.-Криста до Гама. Одновременно с этим германцы подходили к Сомме и с севера. 1-й баварский корпус, перевезенный кружным путем через Трир, Льеж и Намюр и высаженный в Валансьене, сосредоточился в районе Ле-Катле, Руазель и начал продвигаться к Перону. У этого последнего попрежнему находились две французские кавалерийские дивизии, поддержанные небольшим отрядом территориальной пехоты: 1-я кав. дивизия — к востоку, а 5-я — к северу от города. После незначительных боевых столкновений с баварцами между Пероном, Руазелем и Муаленом французы были оттеснены к Перону, а ночью по приказанию ген. Кастельно отошли к Альберу. Следовательно, с первым же появлением здесь противника французы, не оказав ему серьезного сопротивления, покинули эту важную переправу на Сомме, которая своим расположением в изгибе реки значительно облегчала маневрирование на обоих берегах последней как в западном, так и в южном направлениях.
Между Соммой и Уазой боевые действия в этот день приняли более оживленный характер лишь в окрестностях Нэля, где 4-й французский корпус, наступавший со стороны Руа, потеснил германскую конницу ген. Марвица. Французы, медленно продвигаясь, достигли к вечеру юго-западных окрестностей Нэля. Две германские кавалерийские дивизии (2-я и 9-я) отошли к Сомме, на участок Бетенкур, Гам, а одна (7-я) — к правому флангу 18-го корпуса. Из войск левофланговой французской группы 11-я дивизия с корпусной артиллерией 20-го корпуса дошла в этот день своими головными частями до Марселькава, а 14-й корпус с 39-й дивизией (20-го корпуса) — до р. Авр; выделение 39-й дивизии к правому [176] флангу соседнего корпуса было вызвано опасением за безопасность промежутка между 14-м и 4-м корпусами, где оставалась лишь одна 3-я кав. дивизия.
На следующий день, 24-го, наступление германцев по обе стороны р. Соммы приняло более определенную форму. Части 1-го баварского корпуса, заняв Перон, стали продвигаться по южному берегу, оставляя северный берег для 2-го баварского корпуса, достигшего в этот день своими головными частями окрестностей Ле-Катле. Несмотря на то, что в это время правый фланг 1-го баварского корпуса не был обеспечен со стороны Комбля, а 2-й баварский еще не изготовился для наступления, французская конница, находившаяся у Альбера и имевшая возможность использовать эти благоприятные условия, пребывала в бездействии; 1-я и 5-я французские кав. дивизии даже отошли на правый берег р. Анкр, где соединились с одной из территориальных бригад, а также с 10-й кав. дивизией, подошедшей с юга.
Корпусам 2-й французской армии было приказано продолжать движение к северо-востоку: северной группе 20-го корпуса — на Брэ, 14-му корпусу (с 3-й кав. дивизией) — на Шольн, 39-й дивизии (20-го корпуса) — правее, а 4-му корпусу — на Нэль. Однако, едва успели французские войска приступить к исполнению этого приказа, как около 7 часов утра обнаружилось наступление 21-го германского корпуса со стороны Бетенкура, на участок от Шольна до Нэля; на левом фланге германцев в тесной связи с 31-й дивизией этого корпуса действовала конница ген. Марвица в общем направлении на Руа. Под натиском этих неприятельских войск 8-я французская дивизия (4-го корпуса) стала отходить к Нэлю, и хотя начавшееся с 3 часов дня наступление 27-й французской дивизии (14-го корпуса) у Шольна и облегчило несколько ее положение, но все же к вечеру она была вынуждена отойти своими главными силами в ближайшие окрестности Руа; 7-я французская дивизия в этот день оставалась на месте.
Опасаясь, что отступление 4-го корпуса из окрестностей Руа может затруднить выдвижение центра 2-й армии в район Шольна, ген. Кастельно приказал этому корпусу упорно держаться в занимаемом им расположении, указав его командиру ген. Боэлю, что это необходимо для обеспечения 14-му корпусу и 39-й дивизии возможности наступления из окрестностей Розьера.
Между тем, с обеих сторон все новые и новые войска приближались к району боевых действий на Сомме: у французов 24 сентября началась переброска из 9-й армии 11-го корпуса, который был перевезен по железной дороге из Компьена к Амьену, а затем частью пешком, частью на грузовиках следовал в окрестности Альбера; у германцев в этот день к Вандеи (севернее Ла-Фэра) подошла из-под Реймса гвардейская кавалерийская дивизия, образовавшая вместе с 4-й, стоявшей на охране железнодорожной линии Камбрэ, Дуэ, 1-й кав. корпус (ген. Рихтгофена), включенный в состав 6-й германской армии.
Образование на правом фланге последней, в районе Сен-Кентена, крупного кавалерийского соединения являлось для германцев [177] вполне своевременным, потому что конница ген. Марвица была еще связана боевыми действиями южнее Соммы, а присутствие трех французских кавалерийских дивизий у Альбера угрожало безопасности развертывания германских войск, прибывавших со стороны Валансьена. Уже с вечера 24 сентября гвардейская кавалерийская дивизия была направлена на правый берег Соммы, к Перону; на следующий день она расположилась в северных окрестностях этого города, составляя как бы заслон против французской конницы. Последняя, несмотря на свое значительное численное превосходство, оставалась на месте, выполняя лишь второстепенную и пассивную задачу — поддержание связи между левым флангом 2-й французской армии и группой территориальных дивизий ген. Брюжера.
В течение 25 сентября левый фланг 6-й германской армии продолжал свое наступление к западу: 21-й корпус — от переправ между С.-Кристом и Гамом на Шольн и Нэль; 1-й баварский — от Перона и переправ южнее этого города на Донпьер; 2-й баварский — севернее Соммы, между Муаленом и Пероном. Кавалерийский корпус ген. Марвица перешел на правый фланг 1-го баварского корпуса и продвигался по южному берегу Соммы с целью обеспечения этого фланга. Наступление этих трех германских корпусов сильно задержало в этот день продвижение 2-й французской армии. 4-й французский корпус в боях к северу и востоку от Руа был оттеснен к предместьям этого города как частями 21-го германского корпуса, наступавшими от Нэля, так и правофланговыми войсками 18-го корпуса со стороны Гюискара; 39-я дивизия (20-го корпуса), имевшая задачу оказать содействие левому флангу 4-го корпуса, не могла продвинуться далее Рувруа; 14-й корпус, имея на правом фланге 3-ю кав. дивизию, дошел до южных окрестностей Розьера, откуда пытался наступать к востоку, но Шольна не мог занять и был отброшен к Розьеру; наконец, северная группа 20-го корпуса продвигалась по обоим берегам Соммы, но лишь на северном берегу это продвижение велось безостановочно ввиду слабого сопротивления небольших передовых частей 2-го баварского корпуса{401}.
Во всяком случае, к концу этого дня для французского командования уже становилось ясным, что рассчитывать на дальнейшее продвижение 2-й армии к востоку невозможно и что противник, повидимому, успел развернуть крупные силы к северу от Соммы, почему в поисках его правого фланга следует направить свой удар в более северном направлении. Ввиду этого французская главная квартира сделала в тот же день распоряжение о сформировании в районе Арраса новой (10-й) армии, во главе которой был поставлен бывший командир 18-го корпуса ген. Модюи. Начавший уже высадку в районе Амьена 11-й французский корпус должен был послужить ядром для образования этой новой армейской группы. Французское главное командование рассчитывало, что более благоприятные (по сравнению с германцами) условия для быстрой переброски [178] войск с юга на север дадут ему возможность предупредить противника в развертывании новых сил на берегах р. Скарпы, а следовательно, и сохранить в своих руках инициативу действии на левом фланге.
25 сентября германская главная квартира перешла из Люксембурга в Шарлевиль и Мезьер с целью находиться в более близком расстоянии от правого фланга своих армий, где постепенно развивались теперь операции все более и более широкого масштаба, все более и более оживленного характера.
На переброску и развертывание войск, назначенных в состав новой французской армии, необходимо было несколько дней; поэтому корпусам ген. Кастельно приходилось продолжать свои попытки продвинуться к востоку, чтобы приковать к месту находившиеся против них неприятельские силы и не дать противнику возможности использовать их для маневра.