Итальянские мафиозные группы
По данным итальянского ведомства статистики, около 150 тысяч итальянцев работают сейчас на организации мафии, имея при этом оборот в 30 биллионов лир или 1 миллиард марок. В сравнении с оценками других специалистов данные ведомства статистики кажутся даже заниженными. Они, кроме того, не включают коррупцию при получении официальных заказов, ростовщичество и отмывку денег. Союз итальянских мелких торговцев “Confesercenti” оценивает объем только дани рэкету в 30 биллионов лир, а общий объем организованной преступности в Италии в 100 биллионов лир. В итальянском парламенте курсируют досье, по которым годовой денежный объем мафии составляет даже 200 биллионов лир. А это соответствует примерно одной седьмой итальянского валового национального продукта. Только в торговле наркотиками оборот мафии в год составляет около 220 тысяч марок на человека. По оценкам торгового союза “Confcommercio” организованная преступность в Италии владеет имуществом на более чем 400 миллиардов марок. Годовой отчет союза “Конфкоммерчио” за 1997 год утверждает, что 30% итальянской торговли имеют деловые связи с мафией. Одна четверть всех перемещений денег на итальянских банковских счетах уходит от контроля. Организованное сутенерство, мафиозные убийства, ограбления банков, шантаж и нелегальные уборка и захоронение мусора и ядовитых отходов принесли итальянской мафии всемирную славу. В Соединенных Штатах итальянские мафиозные группы, ранее царившие в криминальном мире, сильно потеряли свое влияние. Там они теперь контролируют ”только” 30% наркоторговли.
Федеральная разведывательная служба регулярно информирует Ведомство Федерального канцлера и министерства о тех высокопоставленных итальянских политиках, например, о Джулио Андреотти, и экономических лидерах, например, о бывшем министре торговли и коммерсанте Клаудио Виталоне, чьи контакты с мафией требуют осторожного к ним отношения. Андреотти, один из самых выдающихся итальянских послевоенных политиков, который неоднократно становился премьер-министром, попал под обвинение по причине своего сотрудничества с мафией, которой он давал заказы на политические убийства.
Для многих неприятным, но реальным фактом стали связи мафии с католическими священниками. И об этом БНД информировала Федеральное правительство. В начале 60-х годов один репортер ежедневной газеты из Северной Италии во время аудиенции у кардинала города Палермо Эрнесто Руффини спросил его: “Ваше Высокопреосвященство, что такое мафия?” Руффини ответил: “Мафия? Насколько мне известно, так называется какой-то стиральный порошок.” Но Руффини заблуждался. И в рядах итальянской церкви были и есть пособники мафии. В уже не секретных документах БНД называется имя арестованного в мае 1974 года “священника “Коза Ностра”” Устино Копполы. Он был замешан в похищения людей, рэкет и убийства сицилийской мафии. Монахи Маззарино выбивали “деньги за защиту”. А брат-францисканец Джачинто считался другом самых влиятельных мафиози. Он был убит в монастыре в самый разгар войны мафий в 80-х годах.
В феврале 1997 года стало известно, что итальянская мафия была замешана и в мошеннический финансовый скандал в Албании, который привел к сильным беспорядкам, в первую очередь, в прибрежном городе Влёра. Из опубликованного в Риме ежегодного отчета торгового союза (как и из переданного еще раньше Ведомству Федерального канцлера досье БНД) следует, что итальянская мафия стояла за развалившимися сомнительными инвестиционными фирмами в Албании, которые привлекли к себе множество албанцев обещанием более чем стопроцентных доходов с их сбережений. ”Мы знаем, что итальянская мафия замешана в албанский финансовый скандал”, - говорит главный итальянский охотник за мафией Пьеролуиджи Винья. “И в Италии расследование уже идет полным ходом”, - сообщает Алессандро Панса, шеф спецподразделения полиции. Подобные мошенничества уже были и в Италии несколько лет назад, говорит Панса. Тогда за ними стояла ”Каморра”.
По данным БНД, итальянский ”рынок” делят между собой пять разных организаций:
1. Сицилийская мафия (“Коза Ностра”) с 186 кланами и около 5000 членов. После успехов полиции прошлых лет она начала организовывать свои новые структуры. Пьеролуиджи Винья, главный следователь по борьбе с мафией, сказал в январе 1997 года, что “Коза Ностра” приступила на Сицилии к созданию новых “особо секретных” структур, чтобы защититься таким путем от проникновения в нее полицейских агентов и от показаний задержанных основных свидетелей. Основным принципом новой организационной формы будет то, что лишь очень маленькая группа руководителей будет посвящена в дела. В связи с внешним миром “боссы” будут еще сильнее, чем в прошлом, стараться скрыть свою личность. Из страха перед подслушиванием “новые крестные отцы” очень сдержаны в телефонных беседах. Новые структуры - это реакция на аресты многих вождей кланов с 1993 года, которые были связаны, в первую очередь, с показаниями бывших гангстеров, нарушивших “legge d’omerta`” - “Закон молчания”.
2. На Сицилии (в основном, в провинции Агиридженто) действует и новая организация - конкурент STIDDE. Она не располагает вертикальной структурой управления, как ”Коза Ностра”, но пытается копировать ее строгие принципы. Число участников неизвестно.
3. Неаполитанская ”Каморра” (регион Кампаньи) состоит из 126 кланов и около 6200 членов. “Каморра” образовалась как организация по самозащите криминальных элементов в итальянских тюрьмах, которая только после освобождения этих арестантов смогла укорениться ”на воле”. “Каморра” из организации заключенных превратилась в государство в государстве. В округе Неаполя она после ареста ее ведущих членов в последние годы, сильно утратила влияние. В городе сейчас есть около 30 конкурирующих кланов, ведущих войну банд за власть. Пополнение они получают, в основном, из регионов с большими социальными проблемами. Альдо Фарони, шеф мобильной полицейской группы Неаполя говорит об этой бандитской войне: “Сейчас нам приходится иметь дело с людьми, которые стреляют своих противников, как собак. И они готовы в любое время сменить лагерь, перебежав на сторону победителя.”
4. Калабрийская ”Ндрангета” с ее 144 кланами и всего около 5300 участников.
5. Апулейская мафия - около 30 кланов и всего 1600 членов.
Кроме собственно членов, к каждой вышеназванной группе принадлежит целое войско информаторов и пособников, в том числе, в политике и в экономике. Если ”Коза Ностра” работает со строго централизованной организационной структурой, то “Ндрангета”, по данным БНД, просто ”свободная федерация самостоятельных кланов”. Неаполитанская ”Каморра” отличается от всех других южно-итальянских групп своей предпринимательской направленностью. В отчете БНД написано: “Ее деловая политика направлена на получение максимальных прибылей, и она в сравнении с другими криминальными структурами меньше интересуется заметными действиями, хотя и она - наряду с рэкетом, торговлей наркотиками и оружием, ростовщическим кредитованием и нелегальным игровым бизнесом - занимается убийствами и похищениями людей. ”Каморра” имеет постоянные контакты с сицилийской мафией, но располагает сетью во всем мире. По сегодняшним данным, “Каморра” планирует расширить свою деятельность в Восточной Европе.” Но кризис в итальянском строительстве привел в последнее время к тому, что ориентированная на бизнес “Каморра” все сильнее вынуждена заниматься менее респектабельными делами, вроде контрабанды сигарет и рэкета. По данным из Пуллаха, неаполитанские и апулейские банды с помощью китайских “триад” и членов русской мафии организовали в Германии новую сеть по сбыту наркотиков.
В бывшей Югославии мафия вложила большие суммы в туризм, недвижимость, инвестиционные фирмы и казино. Поэтому она готовится к будущему миру и политическому спокойствию в регионе. “Коза Ностра”, “Каморра” и “Ндрангета” и в Румынии инвестировали в некоторые области промышленности (например, текстильную промышленность) и в недвижимость (особенно в туристическом секторе), а также создали там банки и пункты обмена валют. По оценкам БНД, около 25% более чем трех тысяч итальянско-румынских СП находятся под влиянием итальянских мафиозных групп. Через румынскую территорию контрабандно провозится и героин для итальянского рынка.