Брошенные на произвол судьбы
Нет сомнения, что БНД иногда чувствует себя брошенной в беде Федеральным правительством. В Пуллахе все сильнее критикуют немецкие законы. Если почти во всех странах мира оперативные работники спецслужб имеют достаточно большое правовое поле для игры, то немецкие разведчики напротив слишком сильно стеснены немецкой юстицией. Если британский ведущий агент, занимающийся расследованием дела по торговле наркотиками, получит, например, за границей пробу героина, он может взять ее и передать в свой штаб на родине для оценки и анализа. Совсем иначе обстоит дело у немецких коллег. Он должен по возможности с благодарностью отказаться от такой пробы товара, потому что иначе если в Германии его по пути в Пуллах поймают с этой дозой во время любого контроля на дороге, то удостоверение БНД ему никак не поможет. Немецкие разведчики ни в коем случае не могут, даже для своей защиты от опасности, транспортировать плутоний, наркотики или оружие (насколько гротескно выглядят такие ситуации, показывает история о поставках танков Израилю, которую я расскажу ниже). Эти законы делают из пуллахских агентов посмешище в глазах других разведок. Поэтому БНД передала министру Ведомства Федерального канцлера Фридриху Болю список законов, которые, по мнению немецкой внешней разведки, должны быть изменены. Ответа БНД в любом случае не получила, не получила даже подтверждения о получении, потому что эта тема по внутриполитическим причинам считается в Германии очень деликатной.
Иногда немецкое законодательство вызывает даже вспышки ярости в рядах немецких разведчиков. Так было и тогда, когда прокуратура Гамбурга в 1991 году начала расследование против Пуллаха в связи с одной предназначенной для Израиля поставкой танков. Целью этого непонятного для общественности процесса был не давно известный секретный договор между Федеральным правительством и Израилем о поставках вооружения в Израиль, а “нелегальная” перевозка БНД этого вооружения по Германии до гамбургского порта, т.е. - внутри своей страны. По немецкому законодательству БНД не имеет права перевозить оружие внутри Германии.
Это вытекавшее из немецкого прошлого законодательное положение угрожает, по мнению БНД, и жизни информаторов, ведущих агентов-связников и шпионов. В качестве примера называют современный российский танк Т 72. Все западные разведки с вожделением ожидали возможности исследовать, в первую очередь, бронирование Т 72. Только БНД это удалось. Но на немецкой границе БНД пришлось звонить в Федеральное министерство обороны и просить его о помощи, потому что ввоз танка в Германию не был ей разрешен. Но это обстоятельство расширило круг лиц, знавших об акции. С точки зрения БНД, не самая удачная ситуация, ведь подвергнувшийся такой опасности источник мог бы и дальше поставлять ценный материал. Чтобы не выдавать источники, такие акции иногда хранят в тайне даже от Федерального правительства.
Техническая разведка
Ни один отдел БНД не ведет себя более скрытно, нежели “техническая разведка”. 1450 сотрудников этого отдела весьма неохотно позволяют заглядывать в свои карты. Они считаются “супер-ищейками” БНД. Добыча сведений, обработка сведений и расшифровка сведений :так сухо звучит список их задач. До распада Советского Союза этот отдел был исключительно ориентирован на работу по странам Варшавского договора. Станции подслушивания, как в Бад Айблингене или у гольф-клуба в Шёнингене близ Хельмштедта и сейчас шпионят за российскими вооруженными силами, но все больше места в работе “супер-ищеек” занимает поиск информации о наркоторговле, отмывке денег и распространению оружия массового поражения. Здесь помогает “невоенная разведка”, проще говоря: подслушивание телефонных разговоров и перехват факсов и других передач данных.
Техническая разведка БНД по своим целям и методам похожа на Директорат науки и технологии ЦРУ, который насчитывает около 5000 человек и занимается операциями радиоразведки (т.н. разведка средствами связи, по англ. Signal Intelligence - SIGINT) - в отличие от работы “человеческих” американских шпионов, называемой в США “человеческой (т.е. агентурной) разведкой” - Human Intelligence - HUMINT. Отдел технической разведки ЦРУ тесно сотрудничает с Агентством Национальной Безопасности (АНБ) и Национальным Разведывательным Бюро (National Reconnaissancce Office, NRO), которое было основано в 1960 году и определяет, какие спутники следует строить. НРБ насчитывает 4000 человек и является самой секретной американской разведслужбой. Оно размешается в Пентагоне в отделе 4С-1000. До начала 90-х годов даже сам факт его существования постоянно опровергался американским правительством. Дальнейшую помощь при оценке технической разведке ЦРУ предоставляют Комитет по требованиям и использованию разведывательных изображений (Commitee on Imagery Requierements and Exploitation, COMIREX), шефом которого является офицер ЦРУ, и Национальный Центр интерпретации фотоснимков (National Photographic Interpretation Center, NPIC), разместившийся в Вашингтоне на юго-востоке американской столицы, на перекрестке Первой и М улиц.
Самой большой проблемой для технической разведки БНД, как и для американских разведок, является постоянно увеличивающийся информационный поток. “Эфир полон, и мы завалены информацией”, -считает один “слухач” БНД, знающий, о чем он говорит. Но, конечно, существуют технические средства, которые позволяют вылавливать как раз то, что должно оставаться в тайне и что передается самыми утонченными средствами. А для “взлома” секретных шифров, для подслушивания и т.д. в Пуллахе прекрасно оснащены. Там знают намного больше, чем признают, потому что техническое оснащение “супер-ищеек” БНД самого лучшего сорта.
Техники БНД - хитрые ребята. Они знают, как подслушивать радиотелефон с помощью радиорелейной связи. Это даже проще чем перехват обычной связи по обычному телефону. В Турции, к примеру, прослушиваются вообще все переговоры по “мобилкам”. Полиция установила на телефонные станции соответствующие установки еще в 1996 году. И индонезийские государственные власти объявили в 1998 году, что политические телефонные разговоры будут перехватываться без предупреждения, потому что “безопасность” в стране должна быть сохранена. Ранее президент Сухарто потребовал от вооруженных сил в связи с экономическим кризисом и беспорядками к жесткому обращению с гражданским населением. Но то, что подходит для турок и индонезийцев, то и для БНД, по меньшей мере - в теории, не особенно тяжело осуществить. Для этого не нужно ни мучаться с “Телекомом” , ни получать разрешение от судебного следователя. Сотрудники БНД никогда не могут сдержать улыбку, видя проспекты универмагов и магазинов электроники, призывающих покупателей купить мобильные и беспроводные телефоны под рекламным лозунгом “Гарантирован о от подслушивания”. На самом деле любой, кто разговаривает по телефону с заграницей, подвергается угрозе быть подслушанным БНД. Но чтобы вызвать мобильным телефоном к себе интерес этого отдела, даже не нужно по нему звонить. Хватает того, что телефон включен и зарегистрирован в сети GSM. GSM означает Global System for Mobile Communication, т.е. глобальная система мобильной связи и является стандартом европейских цифровых сетей, в Германии это сети D 1, D 2 и сеть E. По этой системе работают и другие сети, например, в Азии или в арабском мире.
Предполагается, что к 2005 году около 35% всех немцев будут обладателями мобильных телефонов ( в начале 1997 г. их было лишь 7%). С 1999 года с их помощью уже можно через спутник с любой точки Земли связаться с любым абонентом. Возможным это делает новая система “Iridium”, в разработке которой участвовала и немецкая фирма “Vebacom”. Сеть системы “Иридий” состоит из 66 отдельных спутников, вращающихся вокруг Земли на высоте 780 км. Они расположены так, что “покрывают” любой уголок планеты. Инвестиции в 4,8 миллиардов долларов позволяет осуществить мечты всех владельцев “мобилок”. Летом 1999 г. в космосе уже будут все спутники. “Иридий” реализует связь между разными стандартами радиотелефонных сетей. На Земле распределение идет через 11 так называемых “ворот” (Gateways). “Ворота” в Европу находятся в Риме. До 2002 года “Иридий” хочет заполучить три миллиона клиентов. Каждый из них будет тогда в мировой сети “Иридия” достижим под своим собственным телефонным номером во всем мире, и (что особенно радует БНД) открыт для подслушивания и определения местонахождения. Ведь даже если вы не звоните, с точностью до 1000 м можно определить, в каком месте находится ваш мобильный телефон. Спецслужбам такая поисковая работа приносит полезные сведения о перемещениях объекта, которыми рано или поздно можно будет воспользоваться. Это относится, конечно, и к Федеральному ведомству по охране конституции и к “обычным” полицейским. Данные о перемещениях могут пригодиться немецким органам в самых разных случаях. Если в будущем кто-то где-то в Северной Германии превысит скорость на автобане, а потом станет утверждать, что в этот день был далеко оттуда, то ему придется несладко, если при нем был его ”хэнди”. Все перемещения мобильного телефона регистрируются, записываются и сохраняются два года. Для этого он только должен быть зарегистрирован в сети.
Если шпионы БНД работают во враждебном окружении, т.е. где-то заграницей, то для определения местонахождения мобильного телефона объекта нужно иметь лишь переносную радиостанцию-симулятор. Она обычно применяется для тестирования мобильных телефонов. С ее помощью можно так позвонить на номер нужного мобильного телефона, что он сам не подаст звуковой сигнал, но посылает сигнал. Сей сигнал ловится т.н. триггер-антенной. Теперь становится известно, где находится владелец этого телефона, так что на его след можно выводить классических шпионов Отдела I.
Не все люди знают, что нажав правильные кнопки на мобильном телефоне, можно без проблем подслушивать все разговоры по мобильным телефонам по соседству. Это, конечно, противоречит положениям закона об охране данных, и производители таких телефонов будут опровергать такую возможность. Но для БНД это секрет Полишинеля. Мобильный телефон это комбинация радиостанции и маленького компьютера. Некоторые типы “хэнди” могут использоваться и в качестве сканеров мобильных телефонных переговоров. Кроме того, некоторые приборы имеют еще не задокументированный интерфейс, который позволяет управлять телефоном извне с помощью компьютера. Таким образом, БНД может не только определить местонахождение владельца “мобилки”. Она может - незаметно для владельца - издалека включить микрофон любого мобильного телефона, когда он просто лежит, к примеру, на столе, и подслушать все разговоры и фоновые шумы. Все крупные разведки мира знают об этом трюке, но молчат. Последний “крик моды” среди средств наблюдения БНД это, видимо, миниатюрная видеокамера размером со спичечную головку, которую можно с помощью магнита прицепить к машине объекта и пересылать в БНД по инфракрасному лучу на большие расстояния цветные съемки автопутешествия. И при передаче изображений разведкам теперь уже не нужны громоздкие и заметные приборы. Напротив: все становится меньше.
Часто даже члены правительства не знают о технических возможностях, которые годами используются в спецслужбах. Цутому Шимомура, специалист по компьютерам, который среди прочего работал и на американскую службу технической разведки АНБ, писал в своей вышедшей в 1996 году книге “Data Zone”. “В 1992 году мне пришлось давать показания перед специальной комиссией Конгресса США по расследованию... именно этого неизвестного свойства радиотелефонов .После того, как председатель комиссии гарантировал мне неприкосновенность, я взял новый телефон, еще в упаковочной пленке, фирмы AT&T, собрал его и нажал несколько кнопок. Через короткое время члены комиссии смогли услышать разговоры по мобильным телефонам со всех углов и концов Капитолия.”
В Германии ситуация такая же. Сервисные техники телекоммуникационной фирмы “Эрикссон” подтвердили мне это в доверительной беседе, как и специалисты концерна “Сименс”. Кажется, есть еще немало иных возможностей, чтобы манипулировать мобильными телефонами извне. Игра состоит в том, что меню заменяется с большой дистанции, и немецкий телефон к удивлению владельца внезапно начинает работать на французском, а затем на финском языке.
Также и телефонные системы ISDN, которые “Телеком” вводит с огромными расходами на рекламу, могут манипулироваться извне. ISDN означает Integrated Service Digital Network, т.е. “интегрированная сервисная цифровая сеть”. Высокотехнологичная сеть быстра, комфортабельна и - как утверждает ”Телеком” - безопасна. На эту рекламу в Германии полагаются многие миллионы людей, среди них немало коммерсантов. На самом деле с любого места в мире можно активизировать микрофон (для разговора не поднимая трубки, т.н. SP-Phone) или переключить в режим конференции так, чтобы владелец этого не заметил. Даже с открыто продаваемой программой ISDN-TeleSoft можно подслушивать приходящие сведения и собирать их в удобный банк данных. В майском номере журнала “PC-Intern” за 1997 г. на странице 164 написано: “К важнейшим функциям этой программы относится наблюдение за линией ISDN.” Кроме номера, даты и времени поступившего звонка можно узнать и имя, адрес и фирму звонившего - незаметно, само собой разумеется. Благодаря этим системам ISDN и БНД тоже, но не только она, получила возможность незаметно подключаться к любому разговору.
Даже частные лица уже получили неприятный опыт в связи со слабостями системы ISDN. Речь идет о пользователях телефонов ISDN фирм “Телес”, “Хайбль” и “Шнайдер”, которые, продав 40 тысяч аппаратов, стали лидерами в Германии. Собственно эти телефоны, модели ”Telesfon”, “Set 101” и “Digitel”, вообще не должны были появляться на рынке. Ведь несмотря на официальное разрешение Федеральной почты на их использование (словно в насмешку на обратной стороне их красуется Федеральный орел), каждый может пользоваться ими для подслушивания чужих разговоров. Стоит один раз нажать на кнопку со звездочкой на этих аппаратах (все они сошли с одного конвейера), чтобы телефон “наблюдал” за каждым аппаратом, который в это время пользуется первым каналом “В”. Подслушивание с государственной лицензией? Зиграм Шиндлер, председатель правления Teles AG, сказал в интервью компьютерному журналу “Коннект”, который в мае 1997 года вскрыл этот скандал: “Мы обнаружили этот дефект еще в прошлом году. Но из-за внутреннего недоразумения все телефоны и дальше производились в том же виде.”
То, что собственный автоответчик с возможностью вызова с другого телефона может быть подслушан в любой точке мира, не стоит особо и обсуждать. Но только очень немногие знают, что через ISDN можно установить связь и с “домофоном” на двери. Так отпускник с пляжа на Мальорке может поговорить с почтальоном, который звонит ему в дверь дома, и попросить его оставить почту у соседа. Домофон со встроенной цифровой видеокамерой может, естественно, передать и изображение звонившего на подключенный через “хэнди” “лэп топ” отпускника. Это все лишь вопрос программирования. Разведки уже давно используют преимущества этой техники в своих целях. Они могут подключаться к домофонам и видеодомофонам, если последние связаны с сетью ISDN. Эти системы ISDN с интерфейсами к домофонам, предлагаемые не только “Телекомом” и “Сименсом”, кажется сейчас стали настоящим сверхходовым товаром для ничего не подозревающих покупателей.
Проказы агентов
Но не только мобильные телефоны и ISDN-системы предлагают спецслужбам мало кому известные возможности для подслушивания. Агенты могут запросто вломиться и на АТС телефонных компаний и устроить там какую-то пакость. Это подтверждает “гражданский” случай. Кевин Паулсен, программист из американской Силиконовой долины был осужден в 1994 году за то, что проник по электронной сети в коммуникационную систему телефонной компании ”Пасифик Белл”. чтобы манипулировать в свою пользу результатами соревнований слушателей двух радиостанций в Лос-Анджелесе. Так он выиграл два “Порше”, более 20 тысяч долларов наличными и две поездки на Гавайи. Он так манипулировал коммутатором, что в любом конкурсе всегда оказывался сотым по счету позвонившим в радиостанцию - сотым потому, что сотый дозвонившийся слушатель получал приз Что смог Кевин Паулсен, умеют и специалисты БНД, по крайней мере теоретически, уже давно. Они знают, как “переводить” телефонные кабели, т.е. проделывать разные трюки электронным путем на коммутаторах телефонных компаний. Так можно ввести в заблуждение преследователей, чтобы они подумали. что вы звоните из Гонконга, когда на самом деле вы сидите в Пуллахе. И так же как телефонные шутники, сотрудники технической разведки знают, как можно жульничать с бесплатными звонками при переходе от аналоговой к цифровой эре.
В разведывательных кругах утверждают, что якобы два сотрудника технической разведки в прошлом повели себя как озорники. Они, как считается, взяли в качестве примера похожий американский случай и подключились из шалости к британской телефонной справке. Ну а там они отвечали на вопросы о разных телефонных номерах вот таким образом: ”Да, это номер 7-3-1-0-1/2 . Вы знаете как набрать 1/2, сэр?” В другом случае один американский частный телефон был подключен к номеру уличного автомата, и каждый раз, когда владелец подымал трубку, голос на пленке просил его бросить в щель аппарата 20 центов. Как правило, таким шуткам в Отделе II не обучают. Вместо этого, тут считается важным, кроме простого подслушивания, получать знания о том, как можно сделать так, чтобы любой чужой номер оказался “занятым” или как перевести передачу данных на другой номер.