Людовик 14. Становление абсолютизма.
Людовик XIV(1638-1715гг. жизни)
Царствовал он 72 года, из которых 54 г.правил единолично (1661–1715). Царствование Людовика XIV было важным не только из-за своей продолжительности, но и тем что он придал окончательную форму абсолютной монархии. Ко времени смерти его отца Людовика XIII в 1643 г., за которой вскоре последовала кончина премьер-министра Ришелье, Людовику XIV не было и пяти лет. Его мать Анна Австрийская, став регентшей, доверила правление Мазарини. Этот итальянец, служивший прежде папе римскому, был сделан Ришелье кардиналом, хотя и не был священником. Экономика страны переживала тогда период упадка. Расходы, связанные с внешней политикой Ришелье (война против Австрийской династии), довели нищету народа до крайнего предела. Мазарини увеличивает поборы и тем самым усиливает недовольство. Знать и парижский парламент (судебное учреждение, члены которого покупали свои должности; не имеет ничего общего с английским парламентом) посчитали, что настал удобный момент вмешаться в политику и ограничить королевскую власть в лице Мазарини. Это была Фронда, о которой Людовик XIV сохранил тяжелые воспоминания. Он был признателен Мазарини за подавление Фронды и оставил у власти до его смерти в 1661 г. В этот момент Людовику XIV исполнилось 22 года, опыта руководства государством он не имел никакого
Убежденный, что власть его от Бога и что никаких отчетов смертным он давать не обязан, он хотел иметь абсолютную власть и выбрал своей эмблемой Солнце, отсюда его прозвище Король-Солнце, а в качестве девиза латинские слова "Nec pluribus impar" ("несравненный", "превыше всех").
Он создал культ личности короля, который поддерживался этикетом, на испанский манер. Это означало, что строгий церемониал окружал каждый акт его жизни, от подъема до отхода ко сну, с участием самых знатных вельмож.
В царствование Людовика XIV Франция приобрела высокий авторитет в области культуры. К созданной Ришелье Французской академии Людовик XIV добавил академии точных наук, живописи и скульптуры, музыки и др. Однако вся интеллектуальная и артистическая жизнь находилась под королевским контролем и на каждую из них была возложена обязанность трудиться во славу короля.
Раздача пенсий артистам, писателям, ученым, французским и иностранным, поддерживала дисциплину среди них.
Это был золотой век художественной литературы с ее классическими шедеврами, с театром (Корнель, Расин, Мольер), поэзией (Лафонтен, Буало).
Наиболее выдающимся творением искусства этой эпохи стал Версальский дворец, куда Людовик XIV, опасаясь народных движений, перенес из Парижа свою резиденцию. Над его строительством трудился архитектор Лево, а после 1676 г. – Мансар. К концу царствования Людовика XIV он был далек от завершения. Стремление Людовика XIV к славе втянуло страну в повторяющиеся и дорогостоящие войны с сомнительными результатами. К концу царствования против него поднялась коалиция европейских держав, которая едва его не раздавила.Он присоединил Франш-Конте, отнятое у Испании, несколько городов Фландрии, а также Страсбург
Установленная Людовиком XIV форма абсолютной монархии сохранялась до конца "старого порядка". Людовик XIV не допускал к власти титулованную знать, "приручив" ее придворными должностями.Он выдвигал в министры людей низкого происхождения, щедро одаривая их и награждая дворянскими титулами. Поэтому они полностью зависели от воли короля. Наиболее известны Кольбер, министр финансов и экономики, и Лувуа, военный министр. В провинциях Людовик XIV ограничил власть губернаторов и оставил им лишь почетные обязанности. Вся реальная власть сосредоточилась в руках "интендантов финансов, правосудия и полиции", которых он назначал и снимал по своей прихоти и которые, по его словам, были "самим королем в провинции".В религиозной сфере Людовик XIV стремился навязать свою волю и мнение всем. Он вступил в конфликт с папой римским относительно контроля над католической церковью во Франции. Он преследовал янсенистов, непримиримых и строгих католиков. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт, которым Генрих IV даровал протестантам религиозную свободу. Теперь их силой принуждали к смене веры, многие эмигрировали, что привело в запустение целые области. Несмотря на все усилия, протестантизм во Франции так и не был искоренен.
В конце царствования его авторитет настолько упал, что он стал мишенью памфлетов и песен, его смерть встретили с облегчением.
Французский гуманизм.
Большое влияние на французскую культуру ренессанса оказала Италия. Итальянское воздействие стимулировало поиски в культуре своего, национального. Наряду с открытием традиционных университетов и школ появлялись коллегии с новой учебной программой. Так в Париже была основана гуманистическая школа-Колледж де Франс.
С подачи Жофруа Тори, который отказался от готического шрифта и ввел новые элементы в оформление, в 30х гг был создан новый тип ренессансной книги. В этот период был высок интерес к древним языкам, а также тенденция к совершенствованию французского языка. Возрождалась классическая латынь. Она стала языком творчества первых французских гуманистов - Гийома Бюде и Этьена Доле (типограф, организатор печатного дела в Лионе; автор «комментариев к латинскому языку»). Перо близкогогуманиста Бонавентюра Деперье не знало пощады в осмеянии пороков католической церкви, мишенью которых он избрал в своих «Новых забавах»
Активно поддерживал развитие культуры Франциск 1, он имел славу мецената. Развитие строительства стало одним из направлений его монаршей политики. Его политика в целом способствовала созданию единого французского языка, которым стал язык Северной Франции.
Покровительницей муз была сестра Франциска 1 Маргарита Наваррская. Особой популярностью пользовался Клеман Маро, сделавший поэзию выразительницей ренессансного мироощущения. Одной из самых ярких личностей в окружении монарха являлся Франсуа Рабле. Монарх-расстрига, талантливый медик и незаурядный правовед был назначен Франциском1 докладчиком прошений при короле. Свой известный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа написал и издал в Лионе в 1534г. В его творчестве были ощутимы национальные корни. Он провозглашал свободу разума и призывал к постоянному самосовершенствованию, восхваляя науки.
40-е-сер.60х гг. 16 в. ознаменовались деятельностью поэтов «Плеяды», главная заслуга которых заключалась в поддержке французского литературного языка в противовес классической латыни, с этого времени она стала вытесняться со страниц французских авторов.
В поэзии Ронсара придворного поэта Франциска1 природа имела эстетическую и философскую значимость. В его одах природа неотделима от человека.
Конец 60-х-80-е гг. 16 в.- особый период в культуре Франции, который обусловлен периодом религиозных войн. Для этого времени характерно стремление к обобщению, подведению итогов. Это нашло отражение в след-х произведениях: «История моего времени» Жака Огюста де Ту, «История девяти королей Карлов» Франсуа Бельфоре, «Изыскания о Франции» Этьена Пакье и т.д
Ярким представителем творческого течения Позднего Возрождения является Мишель Монтень. Его знаменитые «Опыты» стали своеобразным синтезом основных тенденций философской и этической мысли этого периода (П.В.) В опытах формируется знаменитый скептицизм Монтеня, увенчанный знаменитой формулировкой : «Что я знаю?», которая была направлена в сторону свободной мысли, отрицая поклонение любым авторитетам и направленная против невежества. Высшим критерием для человека он считал - человеческий разум. Также Монтень отстаивал мысль о врожденном равенстве.
Современниками Монтеня были Жан Боден (ввел понятие «государственный суверенитет». Выступал зачинщиком наследственной монархии. Особого внимания заслуживают его попытки дать обоснование проблеме происхождения народов. Он проводит идею об исключительном влиянии географической среды , климата на формирование характера человека и его способностей) и Пьер Шарон(оставил заметный след в философской мысли. Совместно с Монтенем создал трактат «О мудрости», в котором были изложены основные идеи Монтеня. Вместе с тем «Мудрость» Шарона, обогащенная собственным опытом, отражала уже новые веяния: рационализм и склонность к систематизации. Главный тезис его трактата - во всем следовать природе)
Влияние Реформации на культуру Франции нашло отражение в поэтическом творчестве гугенотов. Они не были объеденены в лит-ю школу как «Плеяда», но и было присуще единство тем, стиля, образов. В поэзии гугенотов проявлялся разлад между человеческими устремлениями и Божьей волей Эта дисгармония внутреннего мира гугенота была противоположна общему духу Возрождения. Их излюбленной темой были переводы псалмов, а вдохновением Библия.
Религиозные войны, а творчество пропитано свойственным гугенотской лит-ре-духом безысходности и трагизма. Также гугеноты достигли выского мастерства в политической лит-ре, н-р: «Франко-Галлия» Франсуа Отмана