Политические события в Германии в эпоху Реформации. Великая крестьянская война.
Усиление княжеской власти. Изменение положения рыцарства (из- за развития огнестрельного оружия). Стали получать деньги за службу (теряли отличия от простых наёмников) Развитие денежного хоз-ва ослабило экон-кие позиции части рыцарей=> беднели => завидовали богатству церкви=> попытки рыцарей улучшить свое пошатнувшееся положение=> решение использовать Реф-ю. =>идеолог Ульрих фон Гуттен (за М. Лютера), видел дворянство (+города) ядром оппозиции против Рима=>клира и дух-ных князей. Сблизился с Зихкингеном (избранный глава рыц.) =>заявил о поддержке Реф. В 1522 выступление против Дух-ного княж-ва курфюршества Трирского(цель- секуляризация целого княж-ва +возвышение Зиккингека +освобожение местных рыцарей от княж-кой цер-ной юрисдикции. Узко сасловное выступление-ы Неудача. Вожди вскоре умерли.+карательная экспедиция против сторонников Зиккингека.=> c политическими претензиями рыцарства надолго покончено. КВ в Гер.. (1524-1525).3 гл. р-на КВ - Швабия, Франконя и в Сред. Гер.+ на западе, в Эльзасе, и на востоке, гл.образом в горных областях Тироля . Причины:. 1. наступление феодалов на позиции крестьян (ущемление экономич., соц-ных, правовых интересов). 2. Возросшая роль рынка и денег (=> рост платежей и повинностей)3. ограничение автономии и самоуправл-е сель. общин (при падении авторитета властей, особенно церк.). отличие от прежних соц. протестов выступая против "новшеств"обращались к традициям и к "божественнму праву»( Евангелию). 4. толкования крестьянскими массами идей Реф-ции как призыва к соц. преобразованиям. КВ развивалась стихийно, б. масса считала гл. -местными интересы. Новшество- умение кр. организовываться, в многотысячные воен-е отряды с выборными командирами(дисциплина оставалась слабой). В целом КВ- совокупность отдельных выступлений. По мере расширения КВбыла добавились некоторые горожане, дворяне+ группы горнорабочих=>КВ переросла рамки только крес-кой борьбы. Особенность КВ- б. роль народных проповедников (за Реф-цию). Первые выступления -лето 1524 деевни Верх. Рейна- отказ кр. выполнять новые нормы барщины= возмущ-е перешло на земли Верх. Рейна и Верх. Дунаем. Появились призывы не выполнять барщины вообще+отказ от налогов + свобода польз-я лесами и водами+ разгрои монс-рей.=>появ-ся первые отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера ( бывший наёмник) Осенью 1524 с отрядом 800 чел.=> в поход по деревням Шварцвальда, призывая кр. самим помочь себе=> образ-сь 3 вооруж. отряда ок 4500 чел. в декабре 1524 Первая попытка разбить восставших => 1 отряд разбит=> Вос-е разгорелось сильнее. Власти собирали силы+ тянули время переговорами. Начало 1525- подъем движения (наивысшая фаза). К марту в Швабии уже 6 круп. Вооруж. отрядов, до 40 тыс. человек. Накопилось б. кол-во коллективных жалоб и наказов составленных кр, => необходимость выделить из них главное. => гл. программный документ КВ «12 статей" 1525-были напечатаны и получили широчайший резонанс (за время КВ переиздавался 24 раза).Статьи сопровождались ссылками на Евангелие + говорилось: что крестьяне не мятежники+ треб-ли право выбора общиной своего священника (для проповеди Евангелие). + отмена личной несвободы =>+сократить повинности=>гл цель: защита интересов крестьян+рост роли общин. В последней статье подчеркивались мирные цели крестьян: если на основе Св. пис. будет доказано, что требования восставших несправедливы, они готовы отказаться от своих предложений. В Меммингене рук-ство отрядов объед-сь и заключили перемирие с Швабским союзом.. Но несоблюдением перемирия кр.=>Неожиданный удар по кр. при Лейпгейме=>Шваб, союз решил громить восставших по частям +Дипломатия, пока с одними отрядами заключали мир, Шваб. союз, по одному, разгромил другие. Важную роль сыграл Томас Мюнцер. С середины 1525 г. Мюльгаузен (здесь был Мюнцер)стал одним из важных центров КВ. Т.М. призывал к объединению города и деревни +присоед-я горнорабочих(до него повстанцы преслед-ли только местные интересы). Призывал к решит борьбе а не к компромисам. => битва в г. Франкенхаузене=разгром восставших. Мюнцер казнён. Завершение КВ. К лету 1525 осн. Районы КВ были усмирены Но очаги продолжали возникать- подавляли Шваб. с. Итоги. КВ-поражение. В конце КВ Лютер опубликовал работу-«Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян»=> укрепление взаимосвязи лютер. Реформации с властью князей и магистратов. Политич. значение общин –повсеместно подорвано. Усиление надзора за настроениями кр.
16.Завершение Реформации в Германии. Аугсбургский религиозный мир. Германия на пороге нового времени. протест 14 городов и 5 князей требованию Карла V в Шпейкеском рейхстаге, соблюдения Вормского эдикта=> 1530 Аугсбургский рейхстаг- попытка на основе переговоров добиться согласия между кат.и протест-ми (сопоставляя и сближая их доктрины) Лютер, как офиц. еретик не мог участ-ть => гл. роль играл Меланхтой- составил« Аугсьургское вероисповедание»(описал основы лют-ва и его отличий от кат- зма и учения Цвнгли). + свою работу прислал Цвингли+ 4герм. города. На стороне кат. действовал Экк (старый противник Лютера)-составил гиганский реестр еретических заблуждений прот-тов=>сократил до 404 пунктов. Опираясь на них кат-ки потребовали отмены рез-тов секуляризации.=> переговоры провалились=>Аугсбргский рейхстаг потребовали привлечь прот-тов к императорскому суду. В ответ прот-кие князья и города во главе с куофюстом Саксонии заключили в 1532 в г. Шмалькальдене военно- политич. Союз (из- за различия между лют-ми и теми кто тяготел к цвинглианству- нетбыло единства). Войны Франц. и Турции отвлекали Карла V от внутр. дел империи. В1546 мира с Франциском I => начал войну против Шмалькальденского союза. Объявив, что карать их он будет не по религ-зным убеждениям , а за нарушение зак-нов империи. Им-ра поддержал лютеранин- саксонский герцог Мориц (получивший за это прозвище Иуды)=>Имперские войска одержали победу в битве при Мюльберге на Эльбе 1547=>Союз прот-тов распущен. Император готовил полное восстан-ние кат-цизма.. Попытки лют-ких князей вести новые переговоры проваливались. Но кат-кие князья начали опасаться усиление власти имп-тора=> Мюриц заручившись б. субсидией от Фран., резко изменил свою позицию- возглавил антигабсбургские силы. В 1552 князья неожиданно напали на императора=> долгие переговоры> на рейхстаге 1555 заключён Аугсбургский религ-зный мир. Договор продемонстрировал реальную расстановку сил в Гер, где за год Реф. за князьями и имп-ром осталась только роль вершителей политич. судеб страны. А. мир юридически установил на тер-рии империи равноправие кат. и лют-ран(права поклон-ков Цвингли, и каль-стов- не признаны). За князьями закреплялось право определять офиц. религию своих подданных(принцип-«чья власть, того и вера»). У подданных имперских князей и рыцарей права выбора религии не было. Полит-ка Карла V провалилась. Вместо централизации, новый шаг к раздробленности страны. Протестанты смогли закрепить свои успехи.=> Карл V отрёкся от престола=> начало Контрреформации (1555- до начала в 1618 30-летней войны б) втор пол 16 в. полоса нарастающего спада. Начало перемещение торговых путей с в сторону Нидерландов. Северогерманская ганза оттеснялясь голландским флотом на вторые роли в торговле в Прибалтике +ослабли позиции в торговле с Анг+спад в горной промышленности (из-за конкуренции с товарами из колоний +не желание вкладываться в новые технич средства освоения). Мануфактуры и цеховое ремесло не могли конкурировать в экспортной торговле с Нидерландами, Англ. и др. странами. В с/х: постоянное повышение цен на продукцию с/х. при этом на зерно цены росли быстрее чем на продукты животноводства, а на них в свою очередь быстрее чем на ремес. товары. От этого больше всего страдали низшие слои общества, безземельные и малоземельные крестьяне =>улучшение положения состоятельных крестьян. В политич. жизни – рост сепаратизма + конфликты проте-тов и кат-ков.=>по настоянию саксонского корфюста, в 1577 было выработано ортодоксальное лютеранское вероисповедание «Формула согласия» =>догматизация религиозных представлений => постоянная межконфессиональной напряжённость=> рост роли императора как возможного посредника между кат. и прот-ми+ как гаранта Аугсбургского религиозного мира 1555. Императоры стремились не допустить в стране религ-зных вооруж. Конфликтов=> запрет вербовать немецких солдат для участия в борьбе в Нидерландов с Испанией и религ-зных войн во Франции. Но контрефор-ция. нарастала. В нач.17 в. кат.открыто требовали пересмотра итогов секуляризации церк. и монастырских земель. Успехи Контерреф. и Габсбургов+ опастность ликвидации прот-ких режимов=>сплочение раздробленных сил лют. и каль-стов=>образование двух противостоящих друг другу блоков, кат-го и прот-го(поддержанных иностранными союзниками и втянувшими страну в тридцатилетнюю войну)
17.Общая характеристика протестантизма. М. Лютер и лютеранство. Протес-зм (от лат.публично доказывающий), П-ми впервые были названы герм. князья и города, подписавшим на Шпейерском рейхстаге 1529 Протестацию- протест против решения больш-ства рейхстага о ограничении распространения лютеранства в Гер. (При том, что Карл V потребовал строгого соблюдения Вормского эдикта)Позже- пр-ты это все кто откололся от кат-зма в ходе Реф-ции. Осн. догматы сформулированы Лютером, Кальвиным, Цвингли. Гл. догмат отличающих П. от кат-зма- учение о непосредственной "связи" человека с богом=> церковь как посредник не нужна. Рели-зный культ: + нет поклонение иконам и мощам+ только 2таинства (крещение и причащение), + нет святых, ангелов, культа богородицы, отрицают представление о чистилище. +духовенство избирается мирянами + нет монашества, нет безбрачия духовенства. Апеллируют к первоначальному христианству. Источник вероучения Священ. пис. (Библия, на нац.языке)=>против кат-го Свящ. Предания (людское измышление). Мартин Лютер. (1483-1546).-поборник умеренной Р. профессора Виттенсбергского унев. теолог. Развил традиции критики схоластики, клира и церковного устройства во главе с папой+ удар по гл. устоям учения кат. церкви. После оконч-я унив. вступил в орден августинцев.=> стал доктором богословия +знатоком Свящ. писания. Стремился к устранению «порчи церкви». Цель- возврат к идеалам Евангелия. Важную роль отводил покаянию=> против индуьгенций=> в 1517 выступил с 95 тезисами против индульгенций- это стало началом первого этапа Реформации(1517-1521) В тезисах М. Л. 1.опровергал катлич-ю догму, о возможности спасти душу при посредничестве клира и церковного обряда.2. подчёркивал значение совести верующего (необходимость раскаяния) 3.Только дойдя до полного смирения Божьей воле чел. может обрести божье милосердие. В тезисах было немало противоречий, но наметились основы его учения которые он углубил и обосновал позднее. Гл. место концепция «трёх только»: чел. спасается только верой; он обретает её только через милость Божью(а не за личные заслуги). Авторитетом в делах веры явл-ся только Свящ. Писание.=> отверг каноническое право(им обосновывались притязания папства и церкви) говоря о том что священное писание не нуждается в толковании.+ исключил роль клира и церк.иерархии=> личное общение с богом.+совесть чел. освобождалась от внешних авторитетов,+ утверждение права общин верующих на независимость от церк. иерархии и папства.+ Не признавал роли духовенства как высшего религиозного авторитета (за ц. признавалась ф-ция наставницы, Но она должна была стать другой-«евангелической»(помогать чел. в религ. жизни, понимании Свящ. Писания). Тезисы за кроткий пер-о обрели б. популярность. Друзья Лютра- августинци преводили их с латыни и распространяли. В 1518 он написал разъяснения к 95 тезисам (подчёркивал обязанность повиноваться властям, но только не в делах совести) =>началась полемика с видным церковным профессором=> в полемике Лютер впервые обратился к народному языку, заявив по немецки что церковь нуждается в реформе, при этом её недостатки и злоупотребления должны обсуждаться всеми и открыто=>=>Инквизиторы осознали опасность идей МЛ и признали их ересью=>МЛ заявил что в спорах о церковном учении недопустимо прибегать к отлучению => доставлен в цепях в Рим=>защитили. Важная веха в истории Реф-ции-диспут в Лейпцеге меджу МЛ и Экком . Эк утверждал, что МЛ идёт по стопам Гуса и Виклефа. МЛ отвечал что в их учении было много хрес-го, а соборы моги заблуждаться=>отрицание мудрости соборов- фактический разрыв с Римом+на МЛ сильное впечатление произвела работа Лоренцо Валлы (Разоблачение «Константинова дара») =>МЛ стал всё чаще сравнивать римскую курию с орудием дьявола. В 1520 г призвал светских лиц возглавить движение за рефрму церкви=>выдвинул идею о «всеобщем священстве» (у кат-го священства нет монополии на священство, им обладают все миряне. Священнослужитель- не особое состояние, а должность) +Обосновал необходимость секуляризации церк. земель и роспуска монаш, орденов Теология МЛ стала знаменем оппозиции=> июнь 1520 г. угроза отлучения от папы. В ответ Л. издаёт- "О свободе христианина"(совесть не подчиняется никому, а в области внешней свободы гаранты порядка- светские власти)=> Реф-ция по МЛ не должна затрагивать социально-политич. строй и касалась только церкви. Это устраивало немецкое бюргерство. дек. 1520папская булла вошла в силу=> сожжение книг МЛ в ответ МЛ сжёг экземпляр буллы. в 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе для отречения от убеждений=>отверг отречение=> Император(союзник папы)утвердил Вормский эдикт(предписывалось преследовать поборников новой ереси) Т.к.император обещал Лютеру неприкосновенность при поездке в Вормс, ему разрешили вернуться домой, но по дороге он был похищен и тайно помещён в безопасное место, гдеон начал переводить на немец. Свящ.Писание. В 1522 развил идеи обязательной покорности светским властям+ опубликовал предостережение, "как уберечься от мятежа и возмущения". В полемике с католиками МЛ, часто приходилось уточнять собственную позицию+ дискуссии с теми кто трактовал Реф-цию иначе чем он (полемика с Томасом Мюнцером).
Жак Кальвин и его учение.
ЖК(1509—1564). Реф-я. В швейцарии. Его учение оказало сильнейшее влияние на Реф-цию в Ев. (прежде всего во Франции).ЖК род. в Нуайоне (Сев. Франция) в семье юриста, секретаря епископа. Образование- юридич. факультеты универ. Буржа и Орлеана,поселился в Париже(испытал влияние гуманизма, особенно сочинений Эразма Роттердамского) В 1534 порвал с катол-змом=> из-за гоненей на прот-тов покинул Фр. В Базеле в 1536 издал свой гл. труд "Наставление в христианской вере" (окончательный латинский вариант был опубликован в 1559 г- систематизаровал идей и опыт Реф-ции. В 1536 оказался в Женеве. Политич. борьба здесь переплелась с религиоз-ми конфликтами. ЖК возглавил поборников Реформации и стал энергично проповедовать свое учение. Центр. место теологии ЖК- проблема познания Бога как творца и суверенного правителя мира, и миссии Иисуса Христа — как искупителя. Гл. элемент учения - концепция "двойного предопределения"- Бог распределил каждому чел. его участь. Изменить этот приговор или избежать-невозможно. Чело-кие представления о доброте Бога здесь не годятся, человек может только с трепетом понять, что причины Божьего осуждения для него непостижимы. Ему открыто другое -веровать в свою избранность и молиться, смиренно готовясь принять любую волю Божью. Сомневаться в своём избранничестве он не должен т.к это свидет-во недостаточной вера в Бога.Сознавая величие и славу Господа, и свою малость, чел. должен действовать следуя заповедям и наставлениям Свящ. Писания. Призвание -проявляется во всей его деятельности, в том числе профессиональной. Бог дает человеку ориентир-знак, свидетельствующий о его поддержке- успех или неудача его дела. Кальвин пользуется понятиями "процветание" или "беда". Бог благословляет удачу, но ее надо добиваться только честным и законным путем, не забывая о долге и перед Богом, и перед ближними. "Процветание" и "беда" - испытания смирения и нравственных устоев человека. "Процветание"ведёт к накоплению богатства-этот дар Бога Но его нельзя обретать нарушая заповедь "не укради". Имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, но следует делиться .Бедняк же должен терпеливо переносить свои испытания. В целом религиозно-нравственные принципы учения ЖК утверждают и стимулируют высокую активность личности, ее трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в решениях, заботу об успехе дела при аскетичности собственных желаний. Учение было нацелено на воспитание внутренней дисциплины, собранности, бойцовских качеств человека. +ЖК считал что при евхаристии (в которой он видит таинство) с хлебом и вином реально соприсутствуют плоть и кровь Христа, +Церковный культ требовал большей строгости и простоты. =>Отвергалось поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам.Из каль. храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения, прекратилась органная музыка=>чтобы не отвлекаться от молитвы. Важное значение имело создание нового церк. устр-ва, отличного от катол-кой иерархии. "Видимая церковь" состояла из общин (с принципом самоуправления. Руководители общины избирались и контролировались ее членами). + б. внимание авторитету дух. пастырей и церковной дисциплине. Политическое учение Кальвина. Как и Лютер и Цвингли рассматривал гос-во как установление Бога -правители должны служить обществу+Но послушание чел-ку не может быть поставлено выше, чем послушание Богу=>если тираны мешают делу веры, сопротивление им -священный долг. Но только Бог может наказ-ть тирана Бог сам накажет тирана=> сопротивление только пассивное c ожиданием справедливого суда божьего. Право борьбы с тиранией только у законно избранных представителей. (обязаны исчерпать все возможные ненасильственные меры, но если это не помогает, могут призвать христиан к открытому неповиновению власти вплоть до свержения тирана).+Сотрудничество церковного руководства и государственных органов власти- норма политической жизни. Церковь при этом должна оставаться автономной от контроля властей. Наилучшую форму правления ЖК видел в олигархической республике.