Домашний ребенок. Почему у ребенка нет друзей?
Многих родителей беспокоит то, что ребенку уже скоро идти в школу, а он не может назвать им ни одного своего друга. Ведь нормальным можно считать развитие ребенка только в том случае, если у дошкольника или ребенка младшего школьного возраста много друзей. В таком возрасте все дети, с которыми ребенок играет и гуляет, обычно становятся его друзьями.
Некоторым детям общение с другими детьми дается трудно, он не умеет вести себя на равных и не может найти подход к другим сверстникам. Такие дети вынуждены общаться только с родителями и членами своей семьи, поэтому в большинстве своем сидят дома, отказываются идти гулять и поиграть со своими сверстниками. Они в детском саду и в школе не могут завести друзей, отчего страдают сами и не находят удовольствия от посещения их. В таком возрасте ребенок не должен сидеть дома, он уже вышел за границы общения с взрослыми людьми, для его нормального развития необходимо общаться с ровесниками.
Общение с друзьями дает ребенку навыки общения на равных, взаимодоверие и дух соперничества, чему он никогда не научиться у взрослых. Друзья играют огромную роль в жизни ребенка, только вырастая в кругу друзей, у него развивается чувство уверенности в себе, которое необходимо для достижения успеха в жизни. Родители должны постепенно помочь ребенку научиться дружить, обучая одному навыку за другим. В детском саду, на спортивной площадке, в школе понаблюдайте за ребенком и выявите, каких качеств не хватает вашему ребенку, чтобы иметь друзей. Способность заводить друзей в основном зависит от навыков общения, которым можно обучить ребенка без особых усилий.
Обычно отсутствие друзей связано со следующими проблемами ребенка:
- не умеет уступать, проигрывать и стремится, чтобы все делали так, как он этого хочет;
- не любит слушать, постоянно перебивает, ведет себя невежливо и всегда критикует других;
- не умеет играть, припрятывает игрушки и не делится с ними, меняет правила в середине игры или бросает игру до ее окончания;
- отстает в развитии, выглядит мрачным и несчастным, стесняется и не смотрит в глаза собеседнику;
- не любит проигрывать, слишком часто хвалится и во все вмешивается, не считается с мнением других детей и не может строить общение.
Наблюдая за вашим ребенком, определите какое поведение более свойственно вашему ребенку, сравните его с поведением других детей. Выберите один или два элемента поведения, которые мешают ему дружить и постарайтесь изменить его. Например, если ребенок не любить проигрывать и очень сильно реагирует на каждый проигрыш, объясните ему, что в этом ничего плохого нет. Каждый человек ошибается и на это надо реагировать спокойно. Для того чтобы ребенок мог признать свою ошибку родители не должны постоянно сравнивать его с другими детьми.
Каждый ребенок индивидуален, сравнивая его с другим более способным ребенком, родители воспитывают в ребенке агрессивное отношение к чужому успеху. Такие дети очень ревностно относятся к тому, что их побеждают и поэтому не могут наладить с ними нормальных отношений. Задача родителей научить ребенка добиться желаемого, но при этом уметь уступать и радоваться чужим успехам. С ранних лет родители должны укреплять в ребенке веру в себя и в свои силы, проявляя в общении с ним сочувствие и помощь. Необходимо создать малышу условия для дружбы, разрешать ему приводить в дом друзей, чаще организовывать ему детские праздники, записать его в спортивную секцию или кружок.
Родители сами должны поддерживать дружбу с людьми, имеющими детей того же возраста, что и их ребенок. Если ребенок позвал друга к вам в гости, не запрещайте ему этого, даже если он вам не нравится. Дайте ребенку себя почувствовать хозяином, позвольте им играть самостоятельно. Присоединяйтесь к ним, если они этого у вас попросят. Пока ваш ребенок играет со своим другом, приготовьте покушать и пригласите их составить вам компанию. Постарайтесь за столом больше узнать о друге вашего ребенка, заинтересуйте его какой-нибудь темой разговора. Если ваше мнение о нем не изменилось, после того, как ваш ребенок проводит друга, обязательно обсудите с ним, почему ему необходимо эта дружба.
Часто у детей движет желание видеть в друге те качества, которые отсутствуют у него самого. Такие друзья привлекают их своими поступками и увлечениями, через таких друзей ребенок принимает в себя много отрицательных качеств характера. Если дома с ребенком обращаются слишком строго и жестоко, то он тянется к агрессивным детям. Так он хочет удовлетворить свою потребность в ответ на строгое поведение родителей. Ребенок делает такой выбор из-за неуверенности в себе и внутреннего дискомфорта. Если родители доверяют ребенку и ему хватает родительской любви, он никогда не будет дружить с детьми с хулиганским поведением. Чтобы ребенок умел дружить и находить хороших друзей, с ранних лет укрепляйте в нем веру в себя, в свои силы, научите его помогать и сочувствовать окружающим.