Отбытие венценосной дочери в Россию.
14 (27) сентября 1866 года, в День Всемирного воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня венценосная избранница Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича принцесса Мария София Фредерика Дагмар фон Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург прибыла в Российскую Империю, и приняла на себя Крест уготованных ей Богом испытаний.
Этот Крест Государыня пронесет через всю свою долгую жизнь, с ним же вернется в Россию для вечного упокоения в тот же День воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября 2006 года. Столь долгим и в жизни и после кончины окажется ее Крестный путь в продолжающейся и теперь Русской Голгофой.
Прибыв в Россию, Государыня первоначально расположится в Петергофе. А спустя три дня состоится торжественный въезд принцессы в Царствующий град Санкт-Петербург, украшенный по этому случаю особенно пышно.
Принцесса Мария София Фредерика Дагмар фон Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург вместе с Императрицей Марией Александровной ехала в золоченой карете и не могла не поражаться пышности церемонии, праздничная атмосфера которой исходила от многочисленной публики, расположенной на всех дорогах столицы Российской Империи.
Министр внутренних дел граф и Андреевский кавалер Петр Александрович Валуев (1815-1890) записал в своем дневнике: «Торжественный въезд состоялся при великолепной погоде с большим великолепием земного свойства. Да будет это согласие неба и земли счастливым предзнаменованием. Видел принцессу. Впечатление приятное. Есть ум и характер в выражении лица».
В среду, 12 (25) октября 1866 года в Светлый праздник перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, честной десницы Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна и чудотворного образа иконы Божией Матери «Филермская», вместе с Мальтийскими символами, наступил день Святого Таинства Миропомазания и принятия Православия с новым именем Марии Феодоровны и титулом Великой Княгини Дома Романовых-Шлезвиг-Голштейн-Готторп. Торжественная церемония происходила в Императорском Зимнем Дворце в придворном соборе во имя Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Около 11 часов из Царских апартаментов по залам Дворца тронулась торжественная процессия.
Виновница торжества была в простом белом платье и впервые без всяких украшений.
Все приглашенные вошли в Большую Дворцовую церковь. Молитва прочитана была безукоризненно. Свидетельницей по Чину Святого Таинства Миропомазания и принятия Православия изъявила желание стать сама Императрица Мария Александровна, которая подводила венценосную избранницу Августейшего сына к иконам и к Таинству Святого Причастия Тела и Крови Господних. Так в России появилась новая православная благоверная Великая Княгиня Мария Федоровна. Ранее, когда только шли подготовительные разговоры о переходе принцессы лютеранского исповедания в Православие, венценосная избранница Цесаревича получила сердечные заверение Государя Императора Александра II Николаевича, о том, что в России будет непременно сохранено ее первое имя — Мария. Так, в очередной раз русский Государь сдержал обещание.
На следующий день, 13 (26) октября в День принесения в Россию чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», над Великой Княгиней Марией совершен был торжественный обряд обручения. Тем же порядком, что и накануне, процессия прошла по залам Императорского Зимнего Дворца и вошла в церковь Спасо-Нерукотворного Образа. Службу вел Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Яков Сергеевич Никольский) (1799-1892), незадолго до этого Высочайше пожалованный высшим Императорским орденом России – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. Император взял за руку Августейшего сына и его державную невесту и подвел их к Алтарю. У молодых сильно билось сердце, и Цесаревич позднее написал, что оно никогда раньше «так не билось»…
Слова были сказаны, молитвы прочитаны, благословения даны. Цесаревич Александр и Великая Княгиня Мария вышли из собора с кольцами на руках и венцами на небе. Все оказалось трогательно и торжественно.
Святое Таинство Венчания Августейшей Четы состоялась через две недели 28 октября (10 ноября) 1866 года в День памяти Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей (III), нетленные мощи которой и теперь пребывают в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
Цесаревич Александр предстал пред Алтарем в мундире атамана всех казачьих войск Российской Империи, а невеста — в сарафане из серебряной парчи, малиновой бархатной мантии, обшитой горностаем. На голове ее блистала осыпанная бриллиантами малая Императорская корона. В начале второго часа пополудни состоялось Святое Таинство Венчания по торжественному чину в соборе Зимнего Дворца. К Алтарю Августейших жениха и невесту подвел Государь Император Александр II Николаевич. Вся церемония не заняла много времени, но стоила больших переживаний и Цесаревичу и Великой Княгине, навсегда соединивших свои жизни на земле и в вечности.
О масштабности события оставили свои воспоминания многие свидетели торжества. Приведем лишь одно: «Никогда я не видел Дворца (за исключением бывалых маскарадов 1 января) так наполненным, — писал граф П. А. Валуев. — Одна Императорская Семья состояла сегодня из 8 Вел. Князей, 6 Вел. Княгинь, 3 Вел. Княжон (считая невесту), 5 принцев и 1 принцессы, а всего с их Императорскими Величествами 25 особ. Кроме того, принц Валлийский, принц Прусский, принц Датский, принц Гессенский и принц Веймарский. Всего 30. Считая их свиту и дипломатический корпус, который также был беспримерно в полном составе, общий итог лиц, занявший места в церкви, кроме духовенства, Государственного Совета, Сената, военной свиты и прочих, доходил по крайней мере до 150. В залах было более дам, губернаторов, предводителей и в особенности представителей городских сословий, чем я когда-либо видел».
Последующее было утомительным и малоинтересным для новобрачных: парадный обед в Николаевском зале с музыкой и пением, поздравления и торжественные здравницы и пожелания о счастье Великокняжеской Четы. Вечером в концертном зале Августейшие супруги принимали поздравления всего дипломатического корпуса, а по окончании в Георгиевском зале — полонезный бал. Затем, пройдя торжественным шествием по всем парадным залам, молодые в золотой карете отбыли в Аничков Дворец, ставший отныне их домом. Здесь случилась их долгожданная первая брачная ночь, которую на следующий же день описал в своем интимном дневнике счастливый Цесаревич: «Простившись с Мама и Папа, Я пошел к Минни. В Ее комнате уже все было потушено. Взошел в уборную, запер дверь и потом взялся за ручку двери в спальню. Сердце просто хотело выскочить. Потом запер за Собой обе двери и пошел к Минни, которая лежала уже в постели. Нельзя себе представить чувство, которое овладело мною, когда Я подошел к своей душке и обнялся с Нею. Долго Мы обнимали друг друга и целовали. Потом Я помолился, запер дверь в кабинет на ключ, потушил свечку и пошел к постели. Снял халат и туфли и лег в постель. Первое чувство было непонятное, когда Я очутился в постели и почувствовал все члены Моей душки на Моем теле, которая так и обвилась кругом Меня. Здесь дальше Я не буду распространяться…»
И Государь Александр III Александрович и Государыня Мария II Федоровна всегда считали, что своим семейным счастьем они обязаны усопшему Цесаревичу Николаю, который, как они были уверены, на небесах молится об их благополучии. Когда же на свет Божий в День Святого праведного Иова Многострадального появился на свет их Царственный первенец, то вопроса о выборе имени наследнику уже не существовало. Его при первой же благодарственной молитве нарекли Николаем.
В счастливом Августейшем союзе с Государем Императором Александром III Государыня Императрица Мария II Феодоровна имела, как и ее Августейшие родители шестерых венценосных детей: Святого Императора Мученика Николая II Александровича «Многострадального» (1868—1918), Великого Князя Александра Александровича (1869—1870), Великого Князя Георгия Александровича (1871—1899), Великую Княгиню Ксению Александровну (1875—1960), Великого Князя Мученика Михаила Александровича (1878—1918) и Великую Княгиню Ольгу Александровну (1882—1960).