Отбытие венценосной дочери в Россию.

14 (27) сентября 1866 года, в День Всемирного воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня венценосная избранница Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича принцесса Мария София Фредерика Дагмар фон Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург прибыла в Российскую Империю, и приняла на себя Крест уготованных ей Богом испытаний.

Этот Крест Государыня пронесет через всю свою долгую жизнь, с ним же вернется в Россию для вечного упокоения в тот же День воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября 2006 года. Столь долгим и в жизни и после кончины окажется ее Крестный путь в продолжающейся и теперь Русской Голгофой.

Прибыв в Россию, Государыня первоначально расположится в Петергофе. А спустя три дня состоится торжественный въезд принцессы в Царствующий град Санкт-Петербург, украшенный по этому случаю особенно пышно.

Принцесса Мария София Фредерика Дагмар фон Шлезвиг-Голштейн-Зонденбург-Глюксбург вместе с Императрицей Марией Александровной ехала в золоченой карете и не мог­ла не поражаться пышности церемонии, праздничная атмосфера которой исходила от многочисленной публики, расположенной на всех дорогах столицы Российской Империи.

Министр внут­ренних дел граф и Андреевский кавалер Петр Александрович Валуев (1815-1890) записал в своем дневнике: «Тор­жественный въезд состоялся при великолепной погоде с большим великолепием земного свой­ства. Да будет это согласие неба и земли счастли­вым предзнаменованием. Видел принцессу. Впе­чатление приятное. Есть ум и характер в выраже­нии лица».

В среду, 12 (25) октября 1866 года в Светлый праздник перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, честной десницы Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна и чудотворного образа иконы Божией Матери «Филермская», вместе с Мальтийскими символами, наступил день Святого Таинства Миропомазания и принятия Православия с новым именем Марии Феодоровны и титулом Великой Княгини Дома Романовых-Шлезвиг-Голштейн-Готторп. Торжественная церемония происходила в Императорском Зимнем Дворце в придворном соборе во имя Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Около 11 часов из Царских апартаментов по залам Дворца тронулась торжественная процессия.

Виновница торжества была в простом белом платье и впервые без всяких украшений.

Все приглашенные вошли в Большую Дворцовую церковь. Молитва прочитана была безукориз­ненно. Свидетельницей по Чину Святого Таинства Миропомазания и принятия Православия изъявила желание стать сама Императрица Мария Александровна, которая подводила венценосную избранницу Августейшего сына к иконам и к Таинству Святого Причастия Тела и Крови Господних. Так в России появилась новая православная благоверная Великая Княгиня Мария Федоровна. Ранее, когда только шли подготовительные разговоры о переходе принцессы лютеранского исповедания в Православие, венценосная избранница Цесаревича получила сердечные заверение Государя Императора Александра II Николаевича, о том, что в России будет непременно сохранено ее первое имя — Мария. Так, в очередной раз русский Государь сдержал обещание.

На следующий день, 13 (26) октября в День принесения в Россию чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», над Великой Княгиней Марией совершен был торжественный обряд обручения. Тем же порядком, что и накануне, про­цессия прошла по залам Императорского Зимнего Дворца и вошла в цер­ковь Спасо-Нерукотворного Образа. Службу вел Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Яков Сергеевич Никольский) (1799-1892), незадолго до этого Высочайше пожалованный высшим Императорским орденом России – орденом Святого Апостола Андрея Первозванного. Император взял за руку Августейшего сына и его державную невесту и подвел их к Алтарю. У мо­лодых сильно билось сердце, и Цесаревич позднее написал, что оно никогда раньше «так не билось»…

Слова были сказаны, молитвы прочитаны, благословения даны. Цесаревич Алек­сандр и Великая Княгиня Мария вышли из собора с кольцами на ру­ках и венцами на небе. Все оказалось трогательно и торжественно.

Святое Таинство Венчания Августейшей Четы состоялась через две недели 28 октября (10 ноября) 1866 года в День памяти Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей (III), нетленные мощи которой и теперь пребывают в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

Цесаревич Александр предстал пред Алтарем в мундире атамана всех каза­чьих войск Российской Империи, а невеста — в сарафане из серебряной парчи, малиновой бархатной мантии, обшитой горностаем. На голове ее блистала осыпанная бриллиантами малая Императорская корона. В начале второго часа попо­лудни состоялось Святое Таинство Венчания по торжественному чину в соборе Зимнего Дворца. К Алтарю Августейших жениха и невесту подвел Государь Император Александр II Николаевич. Вся церемония не заняла много времени, но стоила больших переживаний и Цесаревичу и Великой Княгине, навсегда соединивших свои жизни на земле и в вечности.

О масштабности события оставили свои воспоминания многие свидетели торжества. Приведем лишь одно: «Никогда я не видел Дворца (за исключением бы­валых маскарадов 1 января) так наполненным, — писал граф П. А. Валуев. — Одна Императорская Семья состояла сегодня из 8 Вел. Князей, 6 Вел. Княгинь, 3 Вел. Княжон (считая невесту), 5 принцев и 1 прин­цессы, а всего с их Императорскими Величествами 25 особ. Кроме того, принц Валлийский, принц Прусский, принц Датский, принц Гессенский и принц Веймарский. Всего 30. Считая их свиту и дипломатический корпус, который также был бес­примерно в полном составе, общий итог лиц, за­нявший места в церкви, кроме духовенства, Госу­дарственного Совета, Сената, военной свиты и прочих, доходил по крайней мере до 150. В залах было более дам, губернаторов, предводителей и в особенности представителей городских сословий, чем я когда-либо видел».

Последующее было утомительным и малоинте­ресным для новобрачных: парадный обед в Никола­евском зале с музыкой и пением, поздравления и торжественные здравницы и пожелания о счастье Великокняжеской Четы. Вечером в концертном зале Августейшие супруги принимали поздравления всего дипломатического корпуса, а по окончании в Георгиевском зале — полонезный бал. Затем, пройдя торже­ственным шествием по всем парадным залам, мо­лодые в золотой карете отбыли в Аничков Дворец, ставший отныне их домом. Здесь случилась их долгожданная пер­вая брачная ночь, которую на следующий же день описал в своем интимном дневнике счастливый Цесаревич: «Простившись с Мама и Папа, Я пошел к Минни. В Ее комнате уже все было потушено. Взошел в убор­ную, запер дверь и потом взялся за ручку двери в спальню. Сердце просто хотело выскочить. Потом запер за Собой обе двери и пошел к Минни, которая лежала уже в постели. Нельзя себе представить чув­ство, которое овладело мною, когда Я подошел к своей душке и обнялся с Нею. Долго Мы обнимали друг друга и целовали. Потом Я помолился, запер дверь в кабинет на ключ, потушил свечку и пошел к постели. Снял халат и туфли и лег в постель. Первое чувство было непонятное, когда Я очутился в постели и почувствовал все члены Моей душки на Моем теле, которая так и обвилась кругом Меня. Здесь дальше Я не буду распространяться…»

И Государь Александр III Александрович и Государыня Мария II Федоров­на всегда считали, что своим семейным счастьем они обязаны усопшему Цесаревичу Николаю, который, как они были уверены, на небесах молится об их благополу­чии. Когда же на свет Божий в День Святого праведного Иова Многострадального появился на свет их Царственный первенец, то во­проса о выборе имени наследнику уже не существовало. Его при первой же благодарственной молитве нарекли Николаем.

В счастливом Августейшем союзе с Государем Императором Александром III Государыня Императрица Мария II Феодоровна имела, как и ее Августейшие родители шестерых венценосных детей: Святого Императора Мученика Николая II Александровича «Многострадального» (1868—1918), Великого Князя Алексан­дра Александровича (1869—1870), Великого Князя Георгия Александровича (1871—1899), Великую Княгиню Ксению Александровну (1875—1960), Великого Кня­зя Мученика Михаила Александровича (1878—1918) и Великую Княгиню Ольгу Александровну (1882—1960).

Наши рекомендации