Тема: Общие сведения и лингвистические особенности германских языках
СЕМИНАР 1
Тема: Общие сведения и лингвистические особенности германских языках
1. Современные германские языки.
2. Древнейшие сведения о германских племенах.
3. Древнегерманские языки и их классификация.
4. Фонетические особенности германских языков:
1) Система ударения в германских языках.
2) Германский вокализм (германское преломление, готское преломление).
3) Германский консонантизм (первое передвижение согласных (Закон Я. Гримма), озвончение по закону К. Вернера, западногерманское удлинение согласных, ингвеонское выпадение носовых).
5. Особенности развития морфологической системы древнегерманских языков:
1) Морфология германского существительного.
2) Морфология германского прилагательного.
3) Морфология германского глагола.
6. Лексический состав германских языков.
7. Практические задания:
1. Определите причину удлинения корневого гласного в следующих словах:
1) OE ōðer (Gth anðar)
2) OE ūs (OHG uns)
3) OE fīf (Gth fimf)
2. Определите закономерные соответствия согласных в германских языках и других индоевропейских языках:
1) Lat. pater, Greek patér - Gth. fadar, OE.father;
2) Lat. centum, Rus. сто, OHG hunt - Gth. hunds, OE hund
3) Lat. tres, Rus. три – Gth. þreis, OE þreo
3. Какие их нижеперечисленных рядов иллюстрируют действие закона К. Вернера?
1) OE freosan - freas - fruron - froren
2) OE steorfan - stearf - sturfon - storfen
3) OE standan - stod - stodon - standen
4) OE slean - sloh - sloзon - sleзen
4. По форме прошедшего времени определите, какие из приведенных готских глаголов являются сильными, а какие слабыми:
1) Gth ligan - lag
2) Gth fullnan - fullnoda
3) Gth stilan - stal
4) Gth rinnan - ran
5) Gth habban - habaida
6) Gth reidan - rais
5. Объясните соответствия согласных в следующих парах слов:
1) OE stæð - Lat. status
2) OE nefa - Lat. nepos
3) OE tacen - Lat. digitus
4) OE heorte - Lat. cordis
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 47 –60.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 8–45.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка.
Учебник. Хрестоматия. Словарь. СПб., 1998. – С. 49 –62.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 17-40.
5. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1998. - С. 61-69
СЕМИНАР 2
Тема: Возникновение и развитие английского языка
1 Проблема периодизации истории английского языка.
2 Ранняя история Британских островов.
1) Кельтская Британия.
2) Римская Британия.
1. Завоевание Британии германцами.
2. Древнеанглийские диалекты.
3. Скандинавское завоевание.
4. Нормандское завоевание.
5. Среднеанглийские диалекты.
6. Становление английского национального языка.
7. Дополнительные вопросы для обсуждения:
1) Английский язык в Шотландии.
2) Английский язык в Ирландии.
3) Английский язык в США
4) Английский язык в Канаде
5) Английский язык в Австралии.
6) Английский язык в Индии
7) Английский язык Сингапуре
8) Английский язык в Испании
9) Английский язык Юной Америке
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 21 –41.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 18–21.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник.
Хрестоматия. Словарь. СПб., 1998. – С. 5 –47.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 45-52.
5. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1998. - С. 12-31
СЕМИНАР 3
СЕМИНАР 4
СЕМИНАР 5
СЕМИНАР 6
СЕМИНАР 7
Тема: Грамматический строй английского языка
в разные исторические периоды. Местоимение и Артикль
1. Личные местоимения (1 лицо, 2 лицо, 3 лицо в разные исторические периоды).
2. Указательные местоимения в разные исторические периоды.
3. Притяжательные местоимения в разные исторические периоды.
4. Возникновение определенного и неопределенного артикля.
5. Практические задания.
1) Приведите примеры Д.П. следующих местоимений: OE ic, Þū, he, heo, hit.
2) Определите тип и форму местоимения:
OE “… brinз me mete of Þindum hunto Þe…”
3) Определите падежную форму местоимения OE hine. Дайте всю парадигму склонения этого местоимения.
4) Что можно сказать по поводу того, какой артикль появился в английском языке раньше: определенный или неопределенный?
6. Дополнительные вопросы для обсуждения:
1) История вопросительных местоимений
2) История неопределенных местоимений
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 90-91, 165-170, 261.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 179-196.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник.
Хрестоматия. Словарь. СПб., 1998. – С. 130-145.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 96-99, 218-223, 342-343.
СЕМИНАР 8
СЕМИНАР 9
Тема: Грамматический строй английского языка
в разные исторические периоды. Глагол
1. Морфологическая классификация глаголов. Деление на морфологические классы.
2. Аблаут. Ряды аблаута.
3. Сильные глаголы в разные исторические периоды (древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский периоды).
4. Слабые глаголы в разные исторические периоды (древнеанглийский, среднеанглийский и новоанглийский периоды).
5. Претерито-презентные глаголы в разные исторические периоды.
6. Неправильные глаголы.
7. Практические задания:
1) Дайте формы проведшего времени следующих древнеанглийских слабых глаголов:
OE felan (1 кл.) OE folჳian (2 кл.) OE bærnan (1 кл.)
OE fremman (2 кл.) OE ჳieman (1 кл.) OE losian (2 кл.).
2) Определите к каким морфологическим классам относятся следующие глаголы: OE maჳan, OE cunnan
3) Образуйте слабый первого класса от существительного OE Lar (-о-, ж.р.). Дайте основные формы этого глагола.
4) Определите по суффиксу инфинитива, к каким классам относятся следующие глаголы: OE beჳnornian, sendan, forspendan, timbrian, baðian, ceapian, deman, fæstan.
5) К какой морфологической группе принадлежит глагол OE brinჳan (brohte – прош.вр.)? Проследите как развивались формы прош.вр. этого глагола.
6) Проспрягайте неправильный глагол OE don.
7) Что такое количественный аблаут? Приведите примеры количественного аблаута в формах ДА сильного глагола.
8. Дополнительные вопросы для обсуждения:
1) История неличных форм глагола (причастие настоящего времени, развитие инфинитива).
2) Происхождение и развитие форм перфекта
3) Происхождение и развитие форм будущего времени
4) Происхождение и развитие форм Continuous
5) Развитие личных окончаний глагола.
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 92-118, 173-184, 162-270
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 197-246.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник.
Хрестоматия. Словарь. СПб., 1998. – С. 158-260.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 108-134, 230-248, 346-366.
СЕМИНАР 10
Синтаксис
Вопросы для обсуждения
1. Общие проблемы
2. Сказуемое
3. Подлежащее
4. Пояснения
5. Определения
6. Порядок слов
7. Сложно-подчиненное предложение
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 113-118, 185-190.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 247.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник.
Хрестоматия. Словарь. СПб., 1998. – С. 261-373.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 141-164, 259-276, 371-375.
СЕМИНАР 11
Вопросы для обсуждения
1. Образование новых слов путем суффиксации
2. Образование новых слов путем префиксации
3. Образование новых слов путем словосложения
4. Возникновение бессуффиксального способа словообразования
5. Заимствования из латинского языка
6. Заимствования из кельтского языка
7. Заимствования из скандинавского языка
8. Заимствования из французского языка
9. Заимствования из итальянского языка
10. Заимствования из испанского языка
11. Заимствования из русского языка
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 119-131, 191-218, 271-300.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 250-332.
3. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 73-80, 182-194, 300-312.
Глоссарий курса
Аблаут - морфонологическое чередование гласных (англ. sing/sang/sung).
Праязык - язык-основа.
Англо-норманнский язык- французский язык средневековой Англии, французский язык норманнов, переселившихся в Британию.
Ассибиляция - процесс превращение в сибилянт, свистящий или шипящий звук.
Великий сдвиг гласных - все долгие гласные подверглись сужению, а самые узкие гласные [i:], [u:], а также открытые гласные [a:], [ɔ:] подверглись дифтонгизации
Великое передвижение гласных - изменения в системе долгих гласных английского языка в конце среднеанглийского периода (XV в.), состоявшие в сужении широких гласных и дифтонгизации узких (e:>i:, o:>u:, i:>ai, u:>au).
Внешняя история языка имеет дело с самыми разнообразными вопросами, касающимися территориального и социального распространения языка, различения его функциональных вариантов (территориальных диалектов, стандартных и нестандартных форм и т.д.), а также контактов с другими языками.
Внутренняя история языка обычно соотносится с делением языка на языковые уровни – фонетический и фонологический уровни, морфологический и синтаксический уровни, а также лексический уровень.
Внутренняя флексия - традиционное название способа выражения морфологических отношений посредством изменения фонологического (преимущественно вокалического) состава корня (tooth – teeth).
Делабиализация – утрата гласными округления губ при их произнесении.
Гемината - удвоенный звук в составе одной морфемы.
Генеалогическая классификация языков - классификация языков, основанная на степени их родства и общности происхождения.
Гептархия - семидержавие
Германские языки - группа в составе индоевропейской семьи языков.
Закон Вернера - озвончение глухого щелевого согласного в германских языках, связанное с подвижностью индоевропейского ударения.
Закон Гримма, первое, или германское, передвижение согласных - переход индоевропейских глухих смычных в германские глухие щелевые, индоевропейских звонких смычных в германские глухие смычные и индоевропейских звонких смычных придыхательных в германские звонкие смычные без придыхания (ptk>fþh; bdg>ptk; bh dh gh > bdg).
Индуцирующая основа - часто употребляемая основа (она становятся примером для других основ и вбирают в себя существительные из других типов склонений).
Конверсия - образование нового слова другой части речи без изменения формы слова, то есть безо всяких приставок, суффиксов и окончаний.
Корневая основа. – неиндуцирующая основа, для нее характерно отсутствие основообразующего суффикса, падежное окончание присоединялось непосредственно к корню.
Метатеза - перестановка звуков или слогов на основе процессов ассимиляции и диссимиляции (þridda>þirda).
Неправильные глаголы - характеризуются особыми индивидуальными парадигмами спряжения.
Новоанглийский язык - английский язык в период с XV в.
Преломление - зависимость качества гласного звука от последующих звуков, которое заключается в уподоблении гласного корня гласному суффикса или окончания
Претерито-презентный глагол - группа древнеанглийских и среднеанглийских глаголов, имевших чередование гласных в основах единственного и множественного числа настоящего времени, бывших когда-то основами прошедшего времени, но переосмысленных.
Руна- знак рунического письма древних германских народов.
Семья языков - группа генетически родственных языков.
Сильные глаголы - образовывали формы прошедшего времени и причастия прошедшего времени путём регулярных изменений корневого гласного (чередования гласных)
Слабые глаголы– группа более новая по происхождению, вторичное образование от сильных глаголов, существительных и прилагательных. образовывали формы прошедшего времени и причастия прошедшего времени присоединением к глагольной основе так называемого дентального суффикса [d], [t] или межзубного [0]
Сравнительно-исторический метод - метод реконструкции праязыка с использованием материала родственных языков.
Среднеанглийский язык - английский язык в период с XII по XV вв. н.э.
Умлаут, перегласовка - один из видов частичной ассимиляции гласных в смежных слогах, характеризующийся регрессивно направленным влиянием гласного звука суффикса или окончания на корневой гласный. В дальнейшем окончания часто исчезали, а чередование гласных корня начинало выполнять грамматические функции (goose – geese; mouse – mice).
Флективный язык, язык флективного строя - языки, для которых характерно тесное взаимодействие между морфемами, нередко приводящее к размыванию морфемного шва, переразложению, выражению одним аффиксом нескольких значений и т.п. К данному типу относится большинство индоевропейских языков.
Вопросы по истории английского языка для промежуточного контроля знаний
Вопросы и задания к древнеанглийскому периоду:
1. К какой группе древнегерманских языков принадлежал древнеанглийский язык?
2. Расскажите о древнеанглийских диалектах.
3. Объясните соотношение корневых гласных в словах fullian –fyllan, fōti – fēt.
4. Определите характер звука, изображенного буквой «ʒ» в словах tuʒon, суninʒ, daʒam, mæʒ, byriʒ, sorʒian, ʒumа, tweʒen, fу1ʒаn.
5. Перечислите все типы склонений древнеанглийских существительных. Просклоняйте существительное суninʒ в единственном и множественном числе.
6. Дайте степени сравнения прилагательного ʒгēn. Назовите супплетивные степени сравнения одного из прилагательных.
7. На каком основании выделяется первый класс сильных глаголов?
8. Дайте древнеанглийские формы существительного «ребенок» в единственном числе и множественном числе. Объясните разницу между корневыми гласными.
9. Проспрягайте глагол «dēman» в настоящем времени.
10. К какому классу слабых глаголов относится глагол «brinʒan»?
11. Дайте форму прошедшего времени от глагола «ʒān». Как называется этот глагол?
12. Что такое «синтетический порядок слов»?
13. Сколько форм указательных местоимений насчитывалось в древнеанглийском языке?
14. Определите этимологию слова «London»
15. Объясните значение прилагательного «слабый» в сочетаниях «слабое» склонение существительного, прилагательного, «слабый» глагол.
16. Какая часть речи имела двойственное число? Что оно означало?
Вопросы и задания к среднеанглийскому и ранненовоанглийскому периодам:
1. Назовите дифтонги, возникшие в результате вокализации «ʒ».
2. Объясните корневые гласные в современных словах child – children; wise – wisdom.
3. Дайте историческое объяснение различного написания следующих слов: meet, meat; son, sun; rode, road.
4. Почему буква о обозначает звук [o] в слове on, [ou] в слове stone, [ʌ] в слове come и [ɔ:] в слове for?
5. Почему в среднеанглийских словах loven и haven появилась буква v? Древнеанглийские слова соответственно lufian и habban.
7. Какая часть речи утратила наибольшее число грамматических категорий? Какая часть речи приобрела новые категории?
8. Какие типы склонения существительных остались в среднеанглийском языке? Какие существительные сохранили особенности своего типа склонения?
9. Объясните замену древнеанглийских местоимений heo, hie местоимениями she, they в среднеанглийском языке.
10. Каково происхождение инфинитивной частицы to?
11. Почему модальные глаголы не имеют окончания в 3-м лице единственного числа настоящего времени?
12. Дайте историческое объяснение англо-скандинавского дублета: shirt – skirt.
13. Почему возникло «немое» -е?
14. Объясните наличие двух вариантов степеней сравнения прилагательного "old".
15. Объясните происхождение звука [ʃ] в словах ship и special.
16. Объясните происхождение личного местоимения I.
17. Какие названия букв в английском алфавите отражают изменения по Великому сдвигу гласных?
Тест по истории английского языка
для самостоятельной работы студентов.
1.Укажите английское слово скандинавского происхождения:
a) ship, б) sky, в) shower, г) shine.
2. Какая из указанных ниже букв не использовалась в древнеанглийском языке:
а) g, б) v, в) c, г) r?
3. Великий сдвиг гласных имел место:
а) в XII–XIII вв., б) в XIII–XVI вв., в) в конце XIV–XVI в., г) в конце XVII–XVIII в.
4. Какие из указанных письменных памятников древнеанглийского периода относятся к памятникам рунического письма:
а) Беовульф, б) надпись на шкатулке Фрэнкса, в) Англо-саксонская хроника, г) повествование Охтхере и Вульфстана?
5. На каком диалекте написана «Англосаксонская хроника»:
а) кентском, б) уэссекском, в) нортумбрийском, г) мерсийском?
6. К какому периоду истории английского языка относится произведение Дж. Чосера «Кентерберийские рассказы»:
а) к древнеанглийскому, б) к среднеанглийскому, в) к ранненовоанглийскому, г) к современному английскому?
7. Когда проходил умлаут в германских языках:
а) V–VII вв., б) VIII–IX вв., в) X– I вв., г) XII–XIII вв.?
8. Древнеанглийское существительное склонялось:
а) по пятипадежной системе, б) по четырехпадежной системе, в) по трехпадежной системе, г) по двухпадежной системе.
9. Сильное или слабое склонение древнеанглийского прилагательного зависело:
а) от наличия или отсутствия указательного местоимения, б) от семантики прилагательного, в) от количества слогов, г) от ударения.
10. Личное местоимение they имеет происхождение:
а) кельтское, б) англо-саксонское, в) нормандское, г) скандинавское.
11. Озвончение глухих щелевых в служебных словах проходило:
а) в древнеанглийский период, б) в среднеанглийский период, в) в ранненовоанглийский период, г) в конце XVIII в.
12. Какое историческое событие происходило на Британских островах в 1066 г.:
а) скандинавское завоевание, б) завоевание острова римлянами, в) кельтское завоевание, г) нормандское завоевание?
14. Становление национального английского языка относится:
а) к концу XIII в., б) к концу XIV в., в) к концу XV в., г) к концу XVI в.
16. Становление аналитических форм глагола в английском языке относится:
а) к древнеанглийскому, б) к среднеанглийскому, в) к ранненовоанглийскому, г) к современному английскому.
17. Когда появляется в английском языке притяжательное местоимение its:
а) в IX в. б) в XIV в., в) в XVII в., г) в XVIII в.?
18. Морфологическая классификация английского глагола распадается:
а) в древнеанглийский период, б) в среднеанглийский период, в) в ранненовоанглийский период, г) в конце XVIII в.
19. В среднеанглийский период различаются:
а) 1 диалект, б) 2 диалекта, в) 3 диалекта, г) 4 диалекта.
20. Завоевание Британских островов англосаксами происходило:
а) в середине V в., б) в середине VII в., в) в середине VIII в., г) в середине XI в.
21. Германскими племенами, которые завоевали Британские острова в 449 году, были:
а) Кельты, б) Англы, в) Англы, Саксы и Юты, г) Ингвеоны.
22. Сколько королевств было в древнеанглийском периоде:
а) 3, б) 7, в) 4, г) 2.
23. У древнеанглийского существительного было ____ основ:
а) 9, б) 4, в) 7, г) 12.
24. Современные модальные глаголы произошли от:
а) неправильных глаголов, б) слабых глаголов, в) Сильных глаголов, г) Претерито-презентных глаголов.
25. Количество диалектов в древнеанглийском периоде равнялось:
а) 3, б) 7, в) 4, г) 2.
26. Древнеанглийскому периоду характерно:
а) выравнивание окончаний, б) отпадение окончаний, в) полные окончания, г) нет окончаний.
27. Среднеанглийский период начался:
а) 1475, б) 1066, в) 1485, г) 449
28. Территория Датского права была:
а) на Севере, б) на Юге, в) на Западе, г) на Востоке.
29. Основным источником заимствований в среднеанглийском период был:
а) кельтский язык, б) латинский язык, в) латинский и французские языки, г) скандинавский язык.
30.Артикль появился:
а) в древнеанглийский период, б) в среднеанглийский период, в) в ранненовоанглийский период, г) в современном английском.
31. Слабые глаголы образовывали формы прошедшего времени с помощью:
а) умлаута, б) аблаута, в) дентального суффикса, г) метатезы.
32. Претерито-презентные глаголы образовывали формы прошедшего времени с помощью:
а) умлаута, б) аблаута, в) дентального суффикса, г) заднеязычной перегласовки.
33. Порядок слов в древнеанглийском языке был:
a) фиксированный, б) обратный, в) прямой, г) нефиксированный.
34. Аналитические формы глагола появились:
а) в древнеанглийский период, б) в среднеанглийский период, в) в ранненовоанглийский период, г) в позденовоанглийский период.
35. Название дней недели были заимствованы из:
а) кельтского язык, б) латинского язык, в) французского языки, г) скандинавского язык.
36. Первая попытка завоевания британских островов римлянами была предпринята:
а) Юлием Цезарем, б) Императором Клавдием, в) Плинием младшим, г) Тацитом.
37. Первые письменные памятники написаны:
а) рунами, б) на Кентском диалекте, в) на Уэссекском диалекте, г) на Мерсийском диалекте.
38. Грамматические формы в древнеанглийском языке образовывались с помощью:
а) флексий, б) привлечения разных корней, в) изменение места ударения, г) чередования гласных в корне.
39. В древнеанглийском языке двойственное число имели:
а) личные местоимения 1-го и 2-го лица, б) личные местоимения 3-го лица, в) указательные местоимения 1-го и 2-го лица, г)указательные местоимения 3-го лица.
40. Редукция конечных неударных гласных и выравнивание окончаний происходит:
а) в древнеанглийский период, б) в среднеанглийский период, в) в ранненовоанглийский период, г) поздненовоанглийский.
I. Теоретический блок.
1. Германское и готское преломление
2. Первое передвижение согласных
3. Закон Вернера
4. Ингвеонское выпадение носовых и выпадение заднеязычного [ŋ]
5. Существительное в древнегерманских языках.
6. Прилагательное в древнегерманских языках.
7. Глагол в древнегерманских языках.
8. Общегерманская лексика.
9. Озвончение щелевых.
10. Выпадение согласных в некоторых положениях.
11. Переднеязычная перегласовка.
12. Заднеязычная перегласовка.
13. Удлинение гласных перед группами согласных.
14. Процесс образования шипящих.
15. Выпадение фонемы /Х/.
16. Образование нейтральных гласных в безударной позиции.
17. Сокращение долгих гласных в открытых слогах.
18. Вокализация согласного /R/.
19. Упрощение групп согласных.
20. Озвончение глухих щелевых в неударных слогах.
21. Великий сдвиг гласных.
22. Образование неопределенного артикля.
23. Образование определенного артикля.
24. Личные местоимения.
25. Указательные местоимения.
26. Притяжательные местоимения.
27. Общая характеристика морфологических категорий существительного в древнеанглийский период.
28. Система склонения существительных в древнеанглийский период.
29. Общая характеристика морфологических категорий существительного в среднеанглийский период.
30. Система склонения прилагательных в разные исторические периоды.
31. Степени сравнения прилагательных в разные исторические периоды.
32. Развитие системы глаголов с чередованием (сильные глаголы) в древнеанглийский период.
33. Развитие системы глаголов с чередованием (сильные глаголы) в среднеанглийский период.
34. Развитие системы глаголов с чередованием (сильные глаголы) в новоанглийский период.
35. Развитие системы глаголов с суффиксацией (слабые глаголы) в древнеанглийский период.
36. Развитие системы глаголов с суффиксацией (слабые глаголы) в среднеанглийский период.
37. Развитие системы глаголов с суффиксацией (слабые глаголы) в новоанглийский период.
38. Развитие претерито-презентных глаголов.
39. Развитие неличных форм глагола (причастие, инфинитив).
40. Развитие древнеанглийского синтаксиса.
II. Практический блок.
1. Определите причину удлинения корневого гласного в словах: OE ōðer (Gth anðar), OE ūs (OHG uns), OE fīf (Gth fimf).
2. Определите закономерные соответствия согласных в германских языках и других индоевропейских языках: Lat. pater, Greek patér - Gth. fadar, OE.father; Lat. tres, Rus. три – Gth. þreis, OE þreo.
3. Какое комбинаторное изменение иллюстрируют следующие пары слов: OE siolufr – silufr OE cwiocu – cwicu.
4. Чем объясняется несовпадение согласных у английского church и немецкого Kirche?
5. Какой согласный предшествовал звуку /∫/ в словах shake, shame, shield в древнеанглийском языке?
6. В древнеанглийском языке слова strong и long имели написание через «а» (OE stranз, OE lanз). Чем объясняется более позднее написание и современное произношение этих слов с «о»?
7. Как произносится буква f в древнеанглийском слове bufan? Объясните почему.
8. Объясните несовпадение корневых гласных и следующих однокоренных слов: OE full OE fyllan, OE talu OE tellan, OE dom OE deman?
9. Дайте объяснение несовпадению огласовки в формах to feel (felt), to sleep (slept).
10. Чем объясняется замена буквы “c” на “k” в слове to keep (OE cepan)?
11. Объясните различия в произношении слов night и laugh?
12. Объясните причину удлинения корневого гласного в следующих словах: OE hopa, OE nosu, OE caru?
13. Иллюстрацией какого фонетического изменения могут служить данные пары слов: OE fæჳer – ME fair, OE seჳlan – ME seyen?
14. Объясните современное произношение следующих слов: knife, know, wrong?
15. Какое фонетическое изменение наблюдается при сопоставлении следующих слов: exhibition – exhibit?
16. Объясните отсутствие перехода /u/ в /Λ/ в словах: pull, push, butcher, bullet, bush?
17. Объясните различия в произношении гласных в словах flood и blood с одной стороны, и book и look, с другой?
18. Объясните различия в произношении и написании современных английских слов parson и person, если известно, что оба они восходят к латинскому persona.
19. Какие названия гласных букв в английском алфавите отражают изменения по великому сдвигу гласных?
20. Приведите примеры слов, в которых в результате вокализации /R/ в 16 веке появился гласный /ə/.
Рекомендуемая литератур
Основная литература
1. Аракин В.Д. История английского языка. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 288 с.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. – СПб., 1998. – 512 с.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. – Л.: Просвещение, 1972. – 351 с.
Дополнительная литература
5. Алексеева Л.С. Древнеанглийский язык. – М.: Высшая школа, 1964. – 208 с.
6. Берков В.П. Введение в германистику. – М.: Высшая школа, 2006. – 199 с.
7. Бруннер К. История английского языка: в двух томах. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 720 с.
8. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. –Тбилиси, 1987.
9. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. Практикум по истории английского языка. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005. – 192 с.
10. Ильиш Б.А. История английского языка. – Л.: Просвещение, 1972. – 351 с.
11. Павленко Л.Г. История английского языка. Практикум для вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. – 63 с.
12. Расторгуева Т.А. История английского языка. – М., 2003. – 248 с.
13. Резник Р.В., Сорокина Т.С., Резник И.В. A History of the English Language. История английского языка. – М., 2003. – 496 с.
14. Смирницкий А.И.Лекции по истории английского языка (средний и новый период). – М.: Добросвет, 2000. – 238 с.
15. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.
16. Gorlach M. Introduction to Early Modern English. Cambridge, 1991.
17. McCrum R. The story of English. – London – Boston: Farber & Farber, 1987.
СЕМИНАР 1
Тема: Общие сведения и лингвистические особенности германских языках
1. Современные германские языки.
2. Древнейшие сведения о германских племенах.
3. Древнегерманские языки и их классификация.
4. Фонетические особенности германских языков:
1) Система ударения в германских языках.
2) Германский вокализм (германское преломление, готское преломление).
3) Германский консонантизм (первое передвижение согласных (Закон Я. Гримма), озвончение по закону К. Вернера, западногерманское удлинение согласных, ингвеонское выпадение носовых).
5. Особенности развития морфологической системы древнегерманских языков:
1) Морфология германского существительного.
2) Морфология германского прилагательного.
3) Морфология германского глагола.
6. Лексический состав германских языков.
7. Практические задания:
1. Определите причину удлинения корневого гласного в следующих словах:
1) OE ōðer (Gth anðar)
2) OE ūs (OHG uns)
3) OE fīf (Gth fimf)
2. Определите закономерные соответствия согласных в германских языках и других индоевропейских языках:
1) Lat. pater, Greek patér - Gth. fadar, OE.father;
2) Lat. centum, Rus. сто, OHG hunt - Gth. hunds, OE hund
3) Lat. tres, Rus. три – Gth. þreis, OE þreo
3. Какие их нижеперечисленных рядов иллюстрируют действие закона К. Вернера?
1) OE freosan - freas - fruron - froren
2) OE steorfan - stearf - sturfon - storfen
3) OE standan - stod - stodon - standen
4) OE slean - sloh - sloзon - sleзen
4. По форме прошедшего времени определите, какие из приведенных готских глаголов являются сильными, а какие слабыми:
1) Gth ligan - lag
2) Gth fullnan - fullnoda
3) Gth stilan - stal
4) Gth rinnan - ran
5) Gth habban - habaida
6) Gth reidan - rais
5. Объясните соответствия согласных в следующих парах слов:
1) OE stæð - Lat. status
2) OE nefa - Lat. nepos
3) OE tacen - Lat. digitus
4) OE heorte - Lat. cordis
Список рекомендуемой литературы:
1. Аракин В.Д. История английского языка. М., 1985. – С. 47 –60.
2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. М., 2007. – С. 8–45.
3. Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка.
Учебник. Хрестоматия. Словарь. СПб., 1998. – С. 49 –62.
4. Ильиш Б.А. История английского языка. Л., 1972. – С. 17-40.
5. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М., 1998. - С. 61-69
СЕМИНАР 2