Трудоустройство - консультирует профконсультант
Многие люди при поступлении на работу больше всего боятся именно собеседования. Но вместе с тем собеседование - наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества, склонить его в свою пользу. Но почему же тогда так много людей не могут эффективно использовать эти возможности и действительно боятся собеседований? Ответ прост: "Неправильно ведут себя на собеседовании, потому что плохо к нему подготовились". Опыт общения с представителями кадровых служб показывает, что даже если человек подходит по формальным признакам (образование, опыт работы) ему могут легко отказать, если он просто не понравился, чем-то раздражал, производил неприятное впечатление. Мы приводим ряд кратких описаний поведения кандидата на вакансию. Попробуйте поставить себя на место работодателя и, заглянув внутрь себя, заметить, какие чувства вызывает у вас поведение другого человека.
Итак, кандидат на вакансию
· опаздывает на собеседование;
· забыл некоторые документы;
· пытается говорить сам, не слушает собеседника;
· одет неопрятно или слишком броско;
· передвигает стул, который поставлен для него;
· пытается закурить, жует резинку;
· забывает поздороваться, спросить разрешения присесть, поблагодарить, попрощаться;
· ничего не знает о фирме, куда он пришел устраиваться;
· не демонстрирует заинтересованности, равнодушен;
· нечетко формулирует, чего он хочет или ожидает о работы;
· мямлит, уходит от ответов на вопросы;
· рассказывает о том, что ему надо, а не то, что он может;
· ведет себя, как всезнайка;
· слишком сосредоточен на деньгах, а не на содержании работы;
· ставит много условий, (например, отказывается от сверхурочной работы, командировок);
· презрительно отзывается о своих предыдущих работодателях.
Обратите внимание, в этом описании поведения кандидата на вакансию нет ни слова о том, каков он как профессионал. Но мнение об этом человеке, согласитесь, уже вполне сложилось. Поэтому, чтобы вы не совершали таких ошибок на собеседовании, подготовьтесь к нему заранее. Поверьте, это не только возможно, но и крайне необходимо.
Первый шаг - сбор информации
Первым шагом в подготовке к собеседованию является сбор информации. Постарайтесь заранее, как можно больше узнать о фирме или учреждении, в которое вы планируете наниматься. Если есть возможность, не привлекая к себе внимания, посетить организацию, то это нужно обязательно сделать. Взгляните своими глазами, как выглядит офис организации, как одеты сотрудники, как они выглядят. Постарайтесь почувствовать дух этой организации. Ведь может случиться и так, что она вам совсем не подходит. Желательно также подробнее узнать о характере предстоящей работы, а также общих плюсах и минусах работы в этой организации. Конкретные вопросы о режиме работы, зарплате и прочих вещах вы сможете задать на собеседовании, но если вы сможете поговорить с сотрудниками, которые выполняют функции, аналогичные той работе, на которую претендуете вы, то, скорее всего, вы узнаете много того, что поможет подготовиться к собеседованию.
Второй шаг - подготовка документов
Другим важнейшим компонентом подготовки к собеседованию является правильная подготовка документов. Человеку, который не имеет достаточного опыта в трудоустройстве, представляется, что различные документы, которые он предоставляет при приеме на работу, настолько объективно отражают его профессиональные и личные качества, что с их помощью невозможно повлиять на мнение работодателя о себе. Однако это мнение настолько же истинно, насколько и ложно. Дело в том, что вы предоставляете несколько документов, и каждый из них позволяет в какой-то степени представить себя в наилучшем свете.
Начнем с официальных документов, которые вы представляете потенциальному работодателю. Необходимыми среди них являются только три: паспорт, диплом об образовании и трудовая книжка (если она у вас есть). Однако у вас вполне могут быть и какие-то другие документы о вашем образовании, квалификации и опыте, которые продемонстрируют, что вы лучше других кандидатов. К их числу относятся водительские права, свидетельства и сертификаты об окончании каких-либо курсов (например, компьютерной грамотности, иностранных языков) и прочее.
Следующий шаг – написание автобиографии или резюме
Особенно важным документом, который следует подготовить очень тщательно, является ваша автобиография. Раньше существовали специальные бланки автобиографии, и в них было принято писать от руки. Если работодатель выдал вам такой бланк, то сначала сделайте с него несколько копий, на которых вы будете составлять предварительные варианты. Окончательный вариант Вы аккуратно напишете на том бланке, который получили от работодателя. Если вы не получили такого бланка, а работодатель требует именно автобиографии, то необходимо напечатать ее на хорошей бумаге с помощью пишущей машинки или компьютера. Следует помнить, что напечатанные документы всегда предпочтительнее рукописных.
При написании (резюме) автобиографии следует придерживаться следующих рекомендаций.
· Быть как можно точнее в формулировках и помнить, что нечеткое описание себя, своих профессиональных возможностей и опыта может дать о вас столь же неопределенное впечатление.
· Особое значение для молодого человека имеет полное и точное описание своей профессиональной подготовки, своих возможностей, дополнительных навыков, а также желания работать, поскольку ваш практический опыт может оказаться недостаточным.
· Опишите, какой профессиональны и опыт вы имеете, даже если это опыт работы на общественных началах; каких профессиональных и общественных успехов вы добились.
· Помните, что в автобиографии не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы к тому, чтобы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования.
· Объем вашего резюме не должен превышать одной страницы.
· Обязательно прочитайте образец на предмет устранения орфографических и стилистических ошибок.
· Дайте кому-нибудь еще считать ваш текст.
· Вместо автобиографии теперь часто используется "резюме". Фактически, резюме - это западный вариант автобиографии.
Несколько практических советов по подготовке к встрече с работодателем, которые позволят вам, как минимум, меньше нервничать вдень собеседования.
· Составьте список всего того, что вам может понадобиться на собеседовании, начиная с паспорта и кончая ручкой и чистой бумагой.
· Все документы и их копии уложите в приличные папки, на которых нужно написать свою фамилию и телефон, по которому с вами можно связаться.
· Порядок документов в папке обычно таков: вначале все самое важное и позитивно вас характеризующее, к концу - менее важное.
· Хорошо выспитесь ночью.
· Перед уходом из дома проверьте, все ли вы взяли.
· Лучше всего одеться так, как принято в организации или фирме, в которую вы идете.
· Если вы не имели возможности оценить, как одеваются сотрудники этой организации, то ваша одежда должна быть аккуратной и достаточно официальной, но не броской, без экстрамодных аксессуаров.
· Будьте в организации пораньше, по меньшей мере, за 10 минут до назначенного срока.
· Придя в организацию, осмотритесь вокруг. Возможно, вы заметите то, что вам поможет при собеседовании.
· Когда вас пригласили, входите спокойно, без спешки, сохраняя уверенный и деловой вид.
· Продемонстрируйте хорошие манеры. Это означает, что вы должны вежливо приветствовать своего собеседника, желательно назвав его по имени и отчеству, не жевать резинку и не курить во время беседы, показать, что вы внимательно слушаете все, о чем вам говорят, говорить спокойным ровным голосом и желательно только по делу и после окончания беседы вежливо поблагодарить своего собеседника.
Типичные ошибки в резюме
Дата публикации: 20.06.2007
Источник публикации: Департамент ГСЗН Краснодарского края