Влияние Октябрьской революции на Индию
Уже известия о Февральской революции и падении царизма, распространенные в Индии английской прессой, произвели глубокое впечатление на индийских националистов, которые всегда рассматривали русское самодержавие как своего рода двойник английского деспотизма в Индии. В изданной в 1917 г. Комитетом гомруля брошюре, символически названной «Уроки событий в России», содержался призыв к «образованным классам» разъяснить «массам индийского народа» значение и «внутреннее содержание» освободительного движения в России. Победа революции в России вдохновила индийских националистов на усиление освободительной борьбы. Настроения индийской националистической прессы того времени выражены в статье, помещенной в аллахабадской газете «Абхъюдайя» от 24 марта 1917 г., где подчеркивалось: «Русская революция убеждает нас в том, что в мире нет силы, которую не смог бы преодолеть живительный национализм».
С развитием революционных событий в России буржуазная печать Запада, в том числе и английская, все в большей степени дезинформировала своих читателей, используя прямую клевету на молодую Советскую республику. Английские власти установили жесткий контроль за информацией о событиях в России, (выпуск коммунистической литературы в стране был строжайше запрещен. Однако, несмотря на все меры колониальной администрации, правда об Октябрьской революции довольно быстро распространилась в Индии. Это были вынуждены признать министр по делам Индии Монтегю и вице-король Челмсфорд, которые в совместном докладе об английской политике в Индии, опубликованном в 1918 г., писали: «Революция в России была воспринята в Индии как победа над деспотизмом... Она дала толчок развитию политических устремлений в Индии.
Жители деревень узнали о событиях в далекой России от демобилизованных солдат, возвратившихся с полей сражения в Европе и на Среднем Востоке после окончания войны. Так было во многих деревнях Северной Индии, особенно в Пенджабе, откуда была набрана основная часть солдат для индийской армии, принимавших участие в войне, а также в военных действиях в Туркестане, Прнкаспии и в Средней Азии».
Особое внимание индийской националистической печати, в которой сведения о событиях в Советской России стали печататься с середины ноября 1917 г.. привлекли знаменитые ленинские документы Декларация прав народов России (принятая 15 ноября 1917 г.) и опубликованное 3 декабря того же года обращение Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».
В первые годы после Октября большинство индийских националистов, сочувственно относившихся к происходившей в России борьбе, еще не осознало социальный смысл революционных событий. Однако все они увидели в молодом Советском государстве знаменосца борьбы против национального и колониального гнета.
Уже тогда некоторые из лидеров левого крыла нацнонального движения воспринимали Октябрь как глубокий социальный переворот.
Выдающийся тамильский поэт С. Бхарати опубликовал в конце 1917 г. статью, в которой писал, что «в республике России... все обрабатываемые земли и другие богатства страны стали достоянием исего народа...». При этом он сделал вывод, что «лишь после того, как эта доктрина победит во всем мире и превратится в норму жизни людей, человечество достигнет истинной цивилизации».
Б. Г. Тилак, выступивший в газете «Кесари» от 29 января 1918 г. с редакционной статьей в защиту В. И. Ленина от клеветнических нападок английской прессы, подчеркивал, что «рост влияния Ленина в армии и народе вызван передачей им земель дворянства крестьянам». Другой лидер левых националистов, Б. Ч. Пал, активно поддержавший основные принципы политики молодого Советского государства, в одной пз своих речей в 1919 г. прямо заявил, что «большевики выступают против любой экономической и капиталистической эксплуатации и спекуляции, против социального неравенства».
В результате распространения националистической прессой правдивой информации о Советской России интерес индийского общества к программе и политике большевиков неуклонно возрастал. Уже в начале 20-х годов в стране появились написанные индийцами работы о В. И. Ленине и Советской власти. Первой биографией В. И. Ленина, вышедшей в Индии отдельным изданием, была написанная на английском языке жившим в Южной Индии социалистом Г. В. Кришна Рао, брошюра «Николай Ленин, его жизнь и деятельность» (Мадрас, 1920). В течение 1921—1924 гг. в Индии было издано, не считая газетных и журнальных статей, полтора десятка книг о Ленине и Октябрьской революции на хинди, урду, бенгали, маратхи, каннара и английском языках.
Левые индийские националисты — участники подпольных революционных организаций, рассматривавшие Республику Советов как своего прямого союзника в борьбе с английским колониальным режимом, стали устанавливать непосредственные контакты с Советской Россией. Еще в конце 1917 г. на собрании мусульман-националистов в Дели было принято приветствие русской революции, которое в январе 1918 г. печатается в нелегальных индийских изданиях. Для передачи приветствия Советскому правительству в Москву были направлены два мусульманина-националиста — Саттар и Джабар, которые кружным путем, через Европу, в ноябре 1918 г. добрались до Москвы. В меморандуме, переданном ими в Народный комиссариат по иностранным делам, индийские мелкобуржуазные революционеры выражали восхищение русской революцией и надежду •на оказание Россией помощи в освобождении Индии от колониального гнета. 23 ноября делегация была принята В. И. Лениным, а через два дня присутствовала на заседании ВЦИКа, вде профессор Джабар выступил с речью. Виденное в Москве, встречи с В. И. Лениным и Я. М. Свердловым произвели на индийских посланцев большое впечатление, о чем свидетельствует прокламация, изданная в Индии после их возвращения на родину.
Одновременно контакты с Советской Россией стали устанавливать индийские революционеры-эмигранты. В марте 1918 т в Петроград прибыл президент эмигрантского Временного правительства Индии в Кабуле Махендра Пратап. По случаю его приезда был организован проходивший под председательством А. В. Луначарского «поистине незабываемый и грандиозный», по воспоминаниям самого М. Пратапа, митинг солидарности с Индией. Через год в Москве побывал премьер-министр этого правительства Баракатулла, который в интервью, данном корреспонденту «Известий», четко сформулировал позицию индийской революционной эмиграции в отношении Советской России: «Я не коммунист и не социалист, но моя политическая программа пока что — изгнание англичан из Азии. Я непримиримый враг европейского капитализма в Азии .. в этом я соприкасаюсь с коммунистами, и в этом отношении мы ваши естественные союзники».
В том же 1919 г. в Москве побывала делегация индийских эмигрантов-революционеров во главе с Махендрой Пратапом и Баракатуллой. 7 мая делегация была принята В. И. Лениным.
За этим последовало еще несколько встреч В. И. Ленина с индийскими революционерами. Руководитель первого в мире государства рабочих и крестьян с глубоким вниманием следил за событиями национально-освободительной борьбы в Индии, рассматривая ее как важную составную часть общемировой борьбы с империализмом. «Исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последвне годы в борьбу за свое освобождение...» — писал В. И. Ленин в статье «Лучше меньше, да лучше».
Отвечая 20 мая 1920 г. на приветственную резолюцию митинга, созванного в Кабуле Индийской революционной ассоциацией (организация, созданная М. Пратапом), Ленин с гениальной прозорливостью отметил одно из важнейших условий успешной борьбы в Индии — единство индусов и мусульман: «Приветствуем тесный союз мусульманских и немусульманских элементов. Искренне желаем распространения этого союза на всех трудящихся Востока».
Таким образом, победа Октября способствовала значительному расширению международных связей индийского освободительного движения, внеся в них новый качественный элемент — союз первого в мире социалистического государства с национально-освободительной борьбой народов Востока.
Влияние Великой Октябрьской социалистической революции на различные течения индийского национального движения было неравнозначным. Оно способствовало радикализации социальной программы левого крыла националистов, постепенному осознанию ими исторической роли рабочего класса. Б. Г. Тилак, выступая на митинге в конце 1919 г., заявил: «Влияние рабочих организаций будет возрастать с течением времени. И именно рабочие станут хозяевами страны». Другой лидер «экстремистов», Лала Ладжпат Рай, объяснявший рабочим значение стачки в их борьбе, сказал: «Европейские рабочие нашли и еще одно оружие прямых действий. Впереди всех идет русский рабочий, стремящийся установить диктатуру пролетариата...»
Влияние Октября, несомненно, ускорило переход на позиции научного социализма отдельных групп «экстремистов» и революционеров, членов подпольных антианглийских организаций.
Что касается самой влиятельной политической национальной организации — Индийского национального конгресса, его руководство в общем благожелательно встретило Октябрьскую революцию, хотя и не разделяло ее социально-политической программы. Энни Безант, открывая очередную сессию Индийского национального конгресса в 1917 г., отметила, что «русская революция и возможное появление в Европе и Азии Республики России полностью изменили положение в Индии... Отныне, пока Индия не достигнет самоуправления, она будет настойчиво обращать свои взоры на своих самостоятельных соседей, и контраст между их и ее положением будет способствовать росту волнений в стране».
Воздействие Октябрьской революции на Индию — длительный и многосторонний процесс. Главный и непосредственный урок, который извлекли из революционных событий в России различные классы и представлявшие их индийские общественно-политические организации, заключался в том, что залогом успешной освободительной борьбы является активное участие в ней широких народных масс.
По-своему учла опыт революции в России и англо-индийская колониальная администрация.