Аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку
Аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку
Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема - обоснование - вывод). В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.
Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.
Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.
Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.
Приведённые примеры разделены на несколько разделов, представляющих
1. Проблемы
2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать
3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения)
4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса (литературные, жизненные).
Раздел 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Проблемы
1. Нравственные качества настоящего человека
2. Судьба человека
3.Гуманное отношение к человеку
4. Милосердие и сострадание
Утверждающие тезисы
1. Несите миру свет и добро!
2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.
4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
Цитаты
1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).
2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).
3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).
4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).
5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).
Аргументы
Самопожертвование. Любовь к ближнему.
1) Американский писатель Д. Лондон в одном из своих произведений рассказал о том, как мужчина и его жена заблудились в бескрайней заснеженной степи. Запасы еды кончались, и женщина с каждым днем слабела все больше и больше. Когда она упала без сил, муж нашел у нее в карманах сухари. Оказывается, женщина, понимая, что еды на двоих не хватит, берегла пищу, чтобы дать возможность любимому спастись.
2) В одной из книг, посвященных Великой Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.
3) Известный кинорежиссер С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие ... » как дань благодарности женщине-санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны.
Раздел 2. «Люби и защищай родину»
Проблемы
1. Человек и родина
2. Связь человека со своим народом
Утверждающие тезисы
1.Люби, цени и защищай свою отчизну.
2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее
Цитаты
1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).
2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).
3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).
Аргументы
Проблемы
1. Смысл человеческой жизни
2. Верность своему призванию
3. Поиск жизненного пути
4. Истинные и ложные ценности
5. Счастье
6. Свобода
Утверждающие тезисы
1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализация.
2. Любовь делает человека счастливым.
3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
4. Служить делу жизни - вот главная цель человека.
5. Человека нельзя лишать свободы.
6. Нельзя насильно сделать человека счастливым.
Цитаты
1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полководец).
2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).
3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, писатель).
4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель).
5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).
6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).
7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).
8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору ЭМ, английский писатель).
9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский писатель).
10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).
11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель).
Аргументы
Истинные и ложные ценности
1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
2) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писателя рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце.
3) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.
4) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22 минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».
Проблемы
1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира
2. Роль личности в истории
3. Нравственный выбор человека
4. Конфликт человека и общества
5. Человек и природа
Утверждающие тезисы
1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не предсказуемыми последствиями.
4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
Цитаты
1. Есть один несомненный признак, разделяющий Поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).
2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).
3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель)
4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древнекитайский мыслитель).
6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христианский мыслитель).
7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).
8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).
Аргументы
У каждого в руках судьба мира
1) Существует древняя славянская легенда о Деве-Чуме.
Однажды крестьянин пошел косить траву. Вдруг ему на плечи прыгнула страшная Дева-Чума. Взмолился мужик о пощаде. Дева-Чума согласилась пожалеть его, если он будет носить ее на своих плечах. Там, где появлялась эта жуткая пара, умирали все люди: и маленькие дети, и седовласые старики, и прекрасные девушки, и статные парни.
Эта легенда обращена к каждому из нас: а что ты несешь миру - свет или тьму, радость или горе, добро или зло, жизнь или смерть?
2) А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
Роль личности в истории
1) «Записки охотника»И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно
владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.
Человек и природа
1) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.
2) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.
3) Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.
Проблемы
1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) вдуховной жизни общества
2. Воздействие искусства на духовное становление человека
3. Воспитательная функция искусства
Утверждающие тезисы
1. Подлинное искусство облагораживает человека.
2. Искусство учит человека любить жизнь.
3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.
4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.
Цитаты
1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).
2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).
3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).
4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).
5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).
6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).
7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).
8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).
9. Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).
10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).
11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).
12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).
13. Дело художника- рождать радость (К Паустовский, русский писатель).
Аргументы
1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.
2) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.
3) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.
4) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.
5) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.
Раздел 6. «Не потеряйте человека!»
Проблемы
1.Образование и культура
2. Воспитание человека
3. Роль науки в современной жизни
4. Человек и научный прогресс
5. Духовные последствия научных открытий
6. Борьба нового и старого как источник развития
Утверждающие тезисы
1. Познание мира ничем нельзя остановить.
2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека.
3. Цель науки - делать человека счастливым.
Цитаты
1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).
2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).
7. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).
8. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).
Аргументы
Человек и власть
1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими, их заставляли любить, работать, учиться ... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты.
2) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смотре ли пророческие глаза восторженного мечтателя.
Человек и познание
1) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон всемирного тяготения.
2) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.
3) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением».
Раздел 7. «Помни имя свое!»
Проблемы
1. Историческая память
2. Отношение к культурному наследию
3. Роль культурных традиций в нравственном становлении
человека
4. Отцы и дети
Утверждающие тезисы
1. Без прошлого нет будущего.
2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.
3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.
Цитаты
1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель).
2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ).
3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель).
4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писатель).
Аргументы
1) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплощение беспамятства.
2) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»
3) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа.
4) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти.
5) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого.
Рубрика № 8. «Всегда оставайся человеком!»
Проблемы
1. Нравственные качества человека
2. Честь и достоинство как высшие ценности человека
3. Конфликт человека и общества
4. Человек и социальная среда
5. Межличностные отношения
6.Страх в жизни человека
Утверждающие тезисы
1. Человек всегда должен оставаться человеком.
2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.
3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой.
4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир.
Цитаты
1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель).
2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель).
3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ).
4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).
5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писатель).
6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель).
Аргументы
Аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку
Аргумент в сочинении на ЕГЭ по русскому языку выступает как определенная смысловая часть, которая следует после некоторого утверждения (всем известна логика любого доказательства: теорема - обоснование - вывод). В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в композиции текста.
Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.
Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирующая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.
Чтобы пример воспринимался не как обособленное высказывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.
Приведённые примеры разделены на несколько разделов, представляющих
1. Проблемы
2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать
3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочинения)
4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса (литературные, жизненные).
Раздел 1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Проблемы
1. Нравственные качества настоящего человека
2. Судьба человека
3.Гуманное отношение к человеку
4. Милосердие и сострадание
Утверждающие тезисы
1. Несите миру свет и добро!
2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.
4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.
Цитаты
1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).
2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет ( И.Гете, немецкий писатель).
3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).
4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).
5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).
Аргументы