Древнеанглийские гласные из старых кратких
§ 115. В закрытых слогах все древнеанглийские безударные гласные могут восходить к старым крат-
ким гласным (хотя в том же положении они могут представлять собой и старые долгие гласные или старые дифтонги; см § 118—122).
1. Старое i: ср. да. mennisc <*månnisk <*manniskaz человеческий — сi, сохранившимся перед sc;—е из старогоi: — да. dēmed < dœ̄mid (VII—VIII вв.)<dōmid <*ðōmiðaz (при)сужденный, установленный.
2.i<*e: ср. да. cyninʒ<*kuniŋg<*kůneŋgaz король, «представитель рода» — с i (из *е), сохранив-
шимся перед nʒ; — е < i < *е: ср. да. англск. strīdeþ < strīdiþ (=strīdit в Эпинальских глоссах, VIII в.)<*streiðeþi шагает — с основой strīde-< strīdi-< *streiðe-|| двн. strīte- 2 л. мн. strītet (при 3 л. ед. strītit — сi из е); — да. Winedas < Winidas (VII—VIII вв.) < Weneðõs «венды», славяне (ср. в латинской передаче Venedi,-ti).
3. е<æ<*а: ср. да. род. ед. dæʒes<dæʒæs (VII—VIII вв.)<*ðaɡasa дня \\ рун. дек. -dagas; — да. ʒifen,
ʒiefen < ʒiƀæn (=ʒibean в Эпинальских глоссах), ʒieƀæn* < *ɡeƀanaz прич. дан(ный) || г. gibans, двн. gigeban;— да. huneʒ < hunaæʒ (в Эпинальских глоссах) <*χůnaɡan мед || двн. hunag; — перед ʒ [j] уже в VIII в.е(из æ < *а) большей частью повысилось далее в i:ср. да. huniʒ < huneʒ мед; также måniʒ < måneʒ < månæʒ* < *manaɡaz многий || г. manags.
4. а<*å (?о)<*а перед n при раннем исчезновении последующего гласного (§ 128): ср. да. hånan<*hånån
<*χanan(i), *-un, *-(iz) — дат. вин. род. ед. петуху, -а, -а — и *χanan(iz) им. мн. петухи \\ г. hanam— в вин. ед. hanan, им. вин. мн. hanans; — да. ʒifan, ʒiefan<*ɡeƀån<*ɡeƀan(an) дать, давать \\г. giban; — да. helpan <'helpån <*χelpan(an) помочь, помогать \\ г. hilраn. Таким образом, старое *а в этих и подобных случаях отражается в древнеанглийском в виде а, которое, однако, не является непосредственно сохранившимся старым звуком.
5. u<*ů: ср. да. sunum <*sůnůmiz, *-můz сыновьям,-ями \г. sunum;—да. håndum < *χanðůmiz, -*ůz рукам,
-aми | г. handum — с сохранениемu(из *ů) перед m (а в sunum — также и под влиянием u в корневом слоге, § 84); —о<u<ů:ср. да. ʒēafon < ʒēafun < *ɡǣƀun < *ɡāƀun<*ɡēƀůnþ дали, давали \\г. gēbun (3 л. мн.); —да. eofor < efur < *eƀůraz кабан || ди. iǫfurr; — да. heorot< herut < *χerůtaz олень [| ден. hiruz.
5a. Перед m находим древнеанглийское u также в соответствии с готским а: ср. да. дат. мн. daʒum
дням || г. dagam. Происхождение древнеанглийского uв таких случаях не вполне ясно: да. dæʒ день пред-
ставляет собой старую германскую основу на -a: dæʒes <dæʒæs <*ðaɡasa = *ðaɡa-sa, см. выше, 4. Всего
вероятнее, что здесь мы имеем общеиндоевропейское о (ср. § 173), сохранившееся в безударном положении, а затем перешедшее в u перед носовым согласным.
П р и м е ч а н и е 1: В положении перед фрикативными согласными встречаются в ряде случаев краткие гласные, восходящие к старым кратким, но не непосредственно, а через стадию д о л г и х гласных, образовавшихся в результате выпадения носовых согласных перед фрикативными (§ 109): ср.да. beraþ> < *berōþ> < *ƀeranþi несут || г. bairand. Сокращение этих долгих гласных, развившихся из старых кратких, произошло параллельно с сокращением старых долгих безударных гласных (см. § 118).
П р и м е ч а н и е 2: В некоторых случаях, главным образом во вторых частях сложных слов, если данные слова перестали осознаваться как сложные, старое *а превратилось в *å не только перед n (ср. выше, 4), но и в других условиях. В дальнейшем это *а обычно развивалось в u (откуда уже в литературную эпоху — большей частью о, как из u иного про-
исхождения): ср. да. hlāford, -urd <*χlāƀ(w)ard хозяин, господин <*χlaiƀa-warðaz «хлебохранителъ». Развитие *а >*å >u определилось, повидимому, с одной стороны, временем и степенью ослабления ударения второй части сложного слова, с другой же стороны — фонетический окружением, способствовавшим сохранению и усилению веларного характера гласного.
П р и м е ч а н и е 3: Обычно предполагается, что в определенных словах древнеанглийское е из æ восходит не к старому *а, но к старому *е, перешедшему в æ в положении перед r.
К числу таких слов относятся, например, дa. ofer < оbær через, ōðer другой. Однако более вероятным представляется, что в этих и других поюбных словах перед r было старое *а: ср. г. ufar, аnþar; ди. ofar (наречие) сверху, выше, annarr другой; дс. obar, āðаr; дcн. obar (ubar), andar и т.п.— везде с а. Еще меньше оснований предполагать старое *е в древнеанглийском причастии 2-ом на -en и в некоторых существительных и прилагательных с таким же окончанием. Таким образом, нет достаточных данных для того, чтобы предполагать в известных условиях развитие древнеанглийского е < æ < *е в безударных слогах.
§ 116. В открытых слогах, как внутри, так и в исходе слова, к старым кратким гласным обычно могут восходить следующие древнеанглийские безударные гласные: е из более раннего i (в памятниках VII—VIII вв.), о из более раннего u (VII—VIII вв.), а также u, сохранившееся в более позднем древнеанглийском (после VIII в.). Однако в открытых слогах безударные гласные такого происхождения, т. е. из старых кратких, обыкновенно встречаются лишь после к р а т к о г о
ударного слога (гораздо реже — в предударном положении, ср. § 133; обе, i, о, u из долгих гласных см.§ 118; об е из *ẽ — § 120; об е, i из дифтонга или сочетания гласных — §§ 121—122).
1. е из старого i: ср. да. mere < meri <*mæri <*mari(z) море, озеро \\ двн. meri; — да. herede < heridæ*<*
hæridǣ <*χaziðōn, -*ðеþ прославлял \\ г. hazida.
2. e < i < *e: cp. da. siʒe < siʒi* < *seɡi- < *seɡez победы (ср. Segestes — германское имя собственное в ла-
тинской передаче); — да. hnyte < hnyti* < *χnuti.- < *χnůtez орехи.
3. e < i < *y < u — при палатальной перегласовке безударного u (см. ниже).
4. и < *ů: ср. да. sunu < *sůnůz сын || г. sunus; — да. англcк. feolu < felu* < *felů много || г. двн.filu; — внутри слова большей частью о из *ů: ср. да. heofonas < heƀunas*< *χeƀůnõs небеса; в более позднее время о на месте u делается нередким и в конце слова: так suno встречается наряду с более архаичным sunu. Перед iили [j] последующего слога безударное u подвергалось палатальной перегласовке в *у так же, как ударное uв у (§ 101). Но безударное *у еще в долитературную эпоху утратило лабиализацию и, таким образом, совпало сi, откуда в VIII в. обычное: ср. да. ʒædelinʒ < ʒædilinʒ* < *ɡadiliŋg < *ɡadyliŋg< *ɡaduliŋg <ɡaðůleŋɡaz родич || дс. gaduling.
§ 117. Основные случаи происхождения древнеанглийских безударных гласных из старых кратких гласных, рассмотренные выше, позволяют установить следующие явления, произошедшие в безударных слогах в долитературную эпоху.
а)Повышение старых кратких *е и *ů вi и u (откуда уже позже нередкоеи о, ср. §§ 115, 116). По-
добное же повышение е > i и *ů > u известно и в ударных слогах, но там оно происходило лишь под воздействием соседних звуков (преимущественно — последующих, ср. §§ 81—87; однако условия повышения *ů>u не всегда ясны, см. § 80).
б) Палатализация старого краткого *а в æ (откуда в VIII в. е, § 115). Эта палатализация, очевидно, представляет собой единый процесс с палатализацией *а > æ в ударных слогах (§ 88). Но в безударных слогах *а дало æ также и перед носовым согласным (перед n), если в эпоху палатализации *а находилось в открытом слоге вследствие наличия гласного (затем исчезнувшего) после носового согласного (n). Под ударением же *а перед носовым согласным перешло в å во всех случаях, также и в открытом слоге:ср. да. ʒi(e)fen < ʒi(e)bæn < *ɡeƀanaz — с безударным *а в первоначально открытом слоге перед n (*-a-naz), но да. håna <*χanõ петух — с ударным *а в открытом слоге перед n.
в) Переход *а в å (или, может быть, даже в *о, с последующим понижением и делабиализацией в а)
перед n, если слог стал закрытым еще до эпохи палатализации *а>æ (ср. выше, б) или был закрытым
с древнейших времен. Такой же переход (*а > å) перед всеми носовыми согласными в ударных слогах не был ограничен указанным условием (см. § 85).
П р и м е ч а н и е : Повышение *е > i произошло также в дифтонге *ei(*eĩ, см. § 83) и, кроме того, в отдельных словах, обычно или часто не имевших ударения в связной речи.