Усовершенствуйте свою память: ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК

Перед тем как отправиться в увлекательнейшее путешествие, результатом которого наверняка станет мощный интеллектуальный прорыв, в начальных главах этой книги вы получите доказатель­ства того, что ваша собственная память вполне в состоянии, причем без значительных усилий, достичь результатов, которые обычно демонстрирует лишь один человек из ста.

Прежде всего вы убедитесь в том, что ваша собственная память способна работать с высочайшей эффективностью, и узнаете о том, какими были системы совершенствования па­мяти (мнемонические) во времена древних греков и какого уровня достигли они на сегодняшний день.

Затем вы познакомитесь с принципами запоминания, со­здавшими своего рода строительные блоки, на основе которых вам предстоит развивать обретенные навыки. Одновременно вам представится возможность добиться также большей эф­фективности работы всех ваших органов чувств.

Далее вы познакомитесь с последними результатами иссле­дований в области человеческого мозга, особенно в том, что касается функций правого и левого полушарий головного моз­га и взаимосвязей между передним, средним и задним его от­делами. Здесь же вам станет понятно, каким образом принци­пы запоминания соотносятся с современными знаниями о ра­боте нашего мозга.

Вооружившись знаниями о том, как работают рассмотрен­ные принципы, как обострить все виды своих чувств и как заставить свои ментальные способности действовать в строго заданном направлении, вы обнаружите для себя нечто потря­сающее: оказывается, в процессе успешного выполнения пер­вой для себя задачи — совершенствование собственной памяти — вы не только использовали фундаментальные принципы, изобретенные еще древними греками, но, не вполне еще отда­вая себе в том отчет, применили самые что ни на есть пере­довые знания о возможностях человеческого мозга на благо его безупречного функционирования!

После этого книга познакомит вас с первой важнейшей мнемонической системой — так называемой «Главной систе­мой». Именно она использовалась и используется большин­ством мировых рекордсменов для запоминания больших объ­емов информации, мнемонистами и лицами с высокими мен­тальными способностями, например теми, что участвует в мемориалах и чемпионатах мира по использованию резервов памяти. Сначала вы узнаете, как безошибочно запомнить, ис­пользуя «Главную систему», перечень из 10 предметов, и сра­зу после этого — как увеличить свою способность десятикрат­но, то есть как запомнить перечень уже из ста наименований.

Дальнейший прорыв — сначала от 100 до 1000, а затем и до 10000 — может показаться кому-то недостижимой мечтой. С целью доказать вам, что это, без сомнения, возможно, книга познакомит вас с результатами последних экспериментов по изучению способностей к познанию нового и емкости челове­ческой памяти, которые доказывают, что ваш мозг в состоя­нии запомнить не только 10000 единиц информации, но гораз­до больше, причем с удивительной безошибочностью.

Дальнейшими свидетельствами, которые подкрепят вашу уверенность, станут факты из жизни исторических лиц (чей мозг ничем не отличался от вашего!), демонстрировавших высокие ментальные способности, с примерами необычайных достижений в запоминании больших объемов информации, на которые способен человек. Я еще раз подчеркиваю, что мозг этих людей ничем не отличался от вашего, просто они знали, как заставить его работать более эффективно, базируясь на принципах, изложенных в данной книге.

К этому времени вы обретете уже достаточно навыков, что­бы справиться с усвоением Саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы (СЕМ3). Усвоив ее, вы сможете запо­минать сколь угодно большую базу данных.

После всего этого вы обнаружите, что в результате разви­тия и систематизации собственной памяти и запоминания базовых структурных единиц знания ваш «интеллектуальный мускул» значительно окреп и, одновременно, увеличилась ваша способность к концентрации и творческому мышлению

Напутственные слова

Начнем с того, что докажем: ваша память значительно лучше, чем вы привыкли считать!

Доказательство того, что ваша память в состоянии функционировать лучше: простая и эффективная система связного изложения

Краткий обзор главы

• Тест

• Запоминаем планеты Солнечной системы

Тест на проверку собственной памяти, который вы вскоре проделаете, касается планет нашей с вами Солнечной систе­мы. Исследуя проблемы памяти на протяжении последних двадцати пяти лет, я обнаружил, что о любой тысяче человек в среднем можно сказать следующее:

1. Девятьсот человек из 1000 в прошлом учили и какое-то вре­мя помнили названия всех планет.

2. Каждому человеку на каком-то отрезке жизни «преподно­сили» эту информацию либо в школе, либо в газетах, либо на экранах телевизоров, причем общее число таких «учеб­ных» часов варьируется от 10 до 100.

3. Сто человек из 1000 полагают, что им известно, сколько планет насчитывает Солнечная система.

4. Сорок из 1000 уверены в том, что точно знают, сколько пла­нет в Солнечной системе.

5. Десять полагают, что им известен порядок расположения планет Солнечной системы.

6. Десять из 1000 готовы биться об заклад, что знают это со­вершенно точно!

Причиной столь удручающего положения вещей является то, что нас совершенно не учат, как следует запоминать инфор­мацию.

Проверьте свои знания в этой области, ответив на следую­щие вопросы:

• Приходилось ли вам запоминать сведения о планетах Сол­нечной системы, и если да, то с какой попытки и за какой промежуток времени вы осилили эту задачу?

• Известно ли вам принятое на сегодняшний день количество планет в Солнечной системе?

• Можете ли вы назвать каждую из них?

• Известен ли вам порядок, в котором расположены планеты Солнечной системы?

Тест

Напишите по памяти названия всех планет Солнечной системы. Подставьте названия планет в соответствии с их предполагаемым порядковым номером (от 1 до 9). Когда закончите, сверьтесь с правильным перечнем . Ставьте себе 1 балл за каждый правильный ответ. Если вы правильно назвали планету, но присвоили ей невер­ный порядковый номер, вашим баллом будет 0. Ведь это по­чти то же, что перепутать цифры в выученном наизусть теле­фонном номере! Средний суммарный балл за этот тест во всем мире составляет одну целую и сколько-то десятых, поэтому не расстраивайтесь, если ваша оценка окажется ниже, чем вы предполагали.

Запоминаем планеты Солнечной системы

Следующее интеллектуальное упражнение навсегда изме­нит ваш взгляд на то, как следует пользоваться памятью, по­служит ее дополнительной тренировке и позволит вам запо­мнить столько, сколько другие люди не способны усвоить за всю свою жизнь!

Внимательно следуйте указаниям, свободно предавайтесь полету фантазии и готовьтесь к тому, что в итоге результат покажется вам просто изумительным.

В Солнечной системе насчитывается девять планет.

Начиная от ближайшей к Солнцу, порядок их таков:

1. Меркурий (малая)
2. Венера (малая)
3. Земля (малая)
4. Марс (малая)
5. Юпитер (большая)
6. Сатурн (большая)
7. Уран (большая)
8. Нептун (большая)
9. Плутон (малая)

Для того чтобы запомнить планеты и их порядок на всю жизнь, вам предлагается, используя свое воображение, собрать их все воедино так, чтобы получился связный и в то же время образный, "фантастический" рассказ. Если будете следовать нашим указаниям по составлению, то окажется, что его труд­нее забыть, нежели запомнить.

Вообразите, что прямо перед вами, там, где вы сейчас чи­таете, славное наше СОЛНЦЕ.Постарайтесь, чтобы полу­чился предельно ясный мысленный образ, чтобы вы ощуща­ли тепло, исходящее от него, и восхищались его ослепитель­ным ярко-оранжевым сиянием. Теперь вспомните «солнце» поменьше (речь идет о небольшой планете), но не менее яр­кое, а точнее — кумира миллионов людей в недавние годы, английского певца и композитора Фредди МЕРКЮРИ (эта фамилия почти в точности соответствует русскому названию планеты МЕРКУРИЙ),чья безвременная смерть от СПИДа стала подлинной трагедией для многих любителей современ­ной музыки.

Вообразите его на залитом солнцем стадионе, чарующим зрителей своим волшебным голосом. Теперь представьте: концерт настолько хорош, что привлек внимание богини, красивейшей из всех и достаточно миниатюрной (это опять-таки малая планета!), как и подобает «женственнейшей из женственных». Представьте ее во плоти, оденьте (что совсем не обязательно!), выберите для нее подобающий аромат духов, в общем, представьте ее такой, какой ей полагается, по-вашему, быть. Как же нам назвать нашу богиню? Конечно же,

ВЕНЕРА!

Постарайтесь добиться максимальной живописности обра­за Венеры. Теперь представьте себе, как она подбирает с тра­вы яркий металлический шар и бросает его вверх, отчего тот, получив чудовищное ускорение от могучей руки на первый взгляд хрупкой богини, совершает межпланетный перелет (вы явственно видите его траекторию благодаря блестящей, отра­жающей Солнце поверхности шара) и падает с глухим стуком прямо к вам в сад, завершив свой многокилометровый путь. Удар настолько силен, что вы чувствуете легкую дрожь почвы, вызванную им!

А где расположен ваш сад? Конечно, на планете ЗЕМЛЯ!От силы удара шара в почве образуется приличного разме­ра кратер, и комья земли (ЗЕМЛИ) дождем падают на терри­торию вашего соседа.

Ваш сосед представляется вам маленьким (это тоже малая планета), краснолицым (она имеет красный цвет), сердитым и воинственным типом, к тому же с аппетитным шоколадным батончиком в руке! И как зовут этого «бога войны»? Конеч­но, это МАРС.

Марс в ярости от того, что вы, как ему кажется, швыряете в него комьями земли, и он уже готов отплатить вам тем же, когда на сцене появляется настоящий гигант, со столь тяже­лой поступью, что от его шагов сотрясаются сами основы (и вы должны чувствовать, как они сотрясаются!) бытия. Пред­ставьте его величиной с небоскреб и постарайтесь придать его образу такую же отчетливость, как ранее Венере. Он велит Марсу утихомириться, на что тот с готовностью соглашается, поскольку этот гигант, на лбу которого сияет золотом буква «Ю», - ваш лучший друг и к тому же верховный бог, пятая планета - ЮПИТЕР.

Поднимая глаза, чтобы обозреть все величие Юпитера, вы замечаете надпись САТУРН золотыми буквами на груди его гигантской майки (немудрено, ведь это имя его отца!). Вы обнаруживаете к тому же любопытную закономерность, а именно: в слове САТУРН можно прочесть CAT как сокраще­ние от САТУРН, УР - от УРАН и Н - от НЕПТУН,при этом уменьшение количества букв в их сочетаниях, обозначающих каждую из трех следующих по порядку планет Солнечной системы, соответствует убыванию размеров последних друг относительно друга.

На голове Юпитера сидит и весело лает, виляя хвостом, в знак того, что узнал вас, маленький (потому что это очень ма­ленькая планета!) пес, персонаж мультфильмов Уолта Диснея, по кличке ПЛУТО (что опять-таки почти полностью соответ­ствует русскому названию планеты ПЛУТОН).

Заставьте свое воображение повторно воспроизвести опи­санную только что картину, и, думаю, вы согласитесь, что ее труднее забыть, нежели запомнить!

В ходе исследования вопроса о том, насколько хорошо люди помнят основные сведения о планетах Солнечной системы, было обнаружено, что до ознакомления с принципами запо­минания:

а) восемьсот человек из 1000 мало интересовали эти сведения

б) сто человек из 1000 проявляли активный интерес к информации о планетах;

в) сто человек из 1000 демонстрировали полное отсутствие интереса или даже неприязнь к предлагаемой им информации.

После запоминания названий и порядка небесных тел помощью воображения и системы связного изложения пpaктически каждый из 1000 приобрел живой интерес к информации о планетах.

Результаты исследования иллюстрируют очень важный факт: если человеческий мозг получает информацию, но не запоминает ее или воспринимает ее как не более чем бессмы­сленную путаницу, он Перестает усваивать дальнейшие сведе­ния на данную тему вообще. Со временем, чем больше инфор­мации преподносится мозгу для усвоения, тем в большей сте­пени он склонен отвергать ее и, соответственно, меньше зна­ний приобретать. Печальным итогом может оказаться потеря всякого интереса к новым знаниям.

Если же мозг, с другой стороны, обращается с информаци­ей в удобной и легко запоминаемой матричной форме, для каждой ее новой порции автоматически находится звено в цепи, которое связывает ее с уже усвоенной; она естественным образом встраивается в структуру распознавания, осознания и запоминания, что мы, собственно, и называем знанием.

К примеру, если бы вам сказали, что к Венере был запущен исследовательский зонд, а вы при этом не знаете, где Венере расположена в Солнечной системе, то первой проблемой, с которой столкнется ваш мозг, будет невозможность упорядочить полученную информацию. Вы не будете знать, в какую сторону относительно Земли направился зонд, холодно на Венере или жарко и, вообще, зачем кому-то нужно было его отправлять туда. Соответственно, нормальной реакцией ваше­го мозга будет отвергнуть «неудобоваримую» информацию.

Если же вы знали бы, что Венера — это вторая по счету от Солнца и ближайшая к Земле из тех планет, чьи орбиты рас­положены внутри орбиты последней, вы немедленно опреде­лили бы также, что зонд движется к планете, более близкой к Солнцу, и, значит, более горячей, чем Земля. В вашем мозгу в связи с этим автоматически возникли бы представления о направлении, температуре и местоположению относительно Земли, что привело бы к автоматическому же формированию соответствующих ассоциаций. Одновременно в процессе вы­полнения подобной мыслительной задачи вы невольно лиш­ний раз подкрепляете свои знания о других планетах Солнеч­ной системы. Таким образом, чем больше вы знаете и помни­те, тем более легким и автоматизированным становится про­цесс обретения новых знаний.

Вы очень скоро придете к выводу, что чем более структу­рирована информация, хранящаяся у вас в мозгу (особенно если она представлена в матричной форме), тем легче обеспе­чить запоминание ее дополнительных порций. Емкость чело­веческой памяти столь поразительна, что, единожды получив в свое распоряжение базовые матрицы, вы обеспечите при по­мощи ее механизмов привязку к ключевым единицам инфор­мации все новых и новых ее порций без видимых с вашей сто­роны усилий. Уже сейчас некоторые из вас могли бы пойти еще дальше, приступив к запоминанию дополнительных сведений о планетах Солнечной системы .

И напротив, если вы не снабдили свой мозг структурами, формирующими основу эффективного запоминания и позна­вания нового, то окажется, что чем больше информации пре­подносится ему, тем более он будет склонен отстраняться от нее, а у вас возникнет неудовлетворенность: как много всего вы в жизни не запомнили и, посему, толком не усвоили!

Итак, если вы научитесь в полной мере пользоваться своей памятью, то вполне достижимой для вас целью станет много­кратное усиление способности к запоминанию, приобретение в больших количествах новых знаний, явный прогресс в уче­бе и, что особенно важно, высокая удовлетворенность собой. Вы только что с успехом проделали «мыслительный экспе­римент» с использованием методов, идентичных тем, что применялись всеми известными из истории «гениями памяти». Встретившись с другом, расскажите ему о том, что только что узнали; это послужит дополнительной тренировкой вашей памяти, а вашему другу — прекрасным подарком. Посоветуй­те ему в свою очередь поделиться этим с кем-нибудь из своих знакомых, и уже через несколько лет окажется, что вы поло­жили начало тому, что всякий на планете Земля сможет ска­зать, где она, собственно, находится!

Напутственные слове

В следующей главе вы познакомитесь с историей развития мнемонических систем и впервые приблизитесь к пониманию того каким образом вашему мозгу удалось столь блистательно справиться с задачей на запоминание, предложенной вам выше.

4. Память: принципы иприемы запоминания

Краткий обзор главы

• С чего все началось

• Три фундаментальных принципа мнемоники

• 12 вспомогательных принципов мнемоники

• Современные данные, подтверждающие знания древних греков

• Творчество и память

• Мнемонические системы — не праздные трюки

• Все более совершенные системы

Известно ли вам, что более 95 процентов владельцев личных автомобилей время от времени демонстрируют совершенно невероятную забывчивость по поводу их собственного транспортного средства?

Эти люди совершили массу поездок: в торговый центр, аэропорт, театр, заехали к знакомым и, по завершении всех своих дел, когда вернулись на многоместную стоянку, обнару­жили, что не знают, где найти свою машину (т.е. забыли о ее местоположении).

Как такое может случиться? Машина весом в три тонны, их собственная, в которую они сели, ездили на ней, выбрали место для стоянки, заняли его, затем выключили двигатели, вышли из машины, захлопнули и замкнули двери.

Не мог же их мозг забыть все это!

По мере чтения настоящей главы вы придете к осознанию, что герои этой истории не только вполне могли забыть, где оставили машину; более того, это почти закономерно, что они взаправду это забыли, поскольку не знали самых элементар­ных правил, которые следует применять, чтобы что-либо за­помнить. Читайте дальше, и вам все станет ясно...

С чего все началось

До того как современная наука обнаружила, благодаря достижениям в области нейрофизиологии и психологии, необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы.

Греки разработали фундаментальные правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой», по имени бо­гини памяти — Мнемозины.

Знания о мнемонических приемах и правилах распростра­нялись среди членов интеллектуальной элиты того времени и использовались ими в ходе публичных выступлений и интеллектуальных состязаний, позволяя демонстрировать «чудесную» память и добиваться благодаря этому высоких постов! экономической, политической или военной сфере или же просто поднимать свой авторитет.

Греки, таким образом, являлись «гладиаторами» на заре умственных поединков; на их стадионах проводились состязания ораторов, чьим главным оружием выступала память. Они задавали друг другу каверзные вопросы, стремясь сбить противника с толку, расспрашивая о таких вещах, как количество, названия и порядок следования греческих полисов, вынуждая соперника цитировать наизусть отрывки из литературных произведений или текстов законов.

Те, кто побеждал в подобных соревнованиях, становились ораторами, героями или общественными лидерами.

Мнемонические приемы и правила основывались на фундаментальных принципах, которые при всей своей кажущейся простоте являлись весьма эффективными, когда ставилась задача улучшить память.

Три мнемонических принципа

Греки обнаружили, посредством интроспекции, коллектив­ного обсуждения и обмена мнениями, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ;иными словами, работа памя­ти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. Например, восприняв слово «яблоко» и связанное с ним понятие, мозг запоминает (наделяет ассоциативными связями) цвета, присущие этому фрукту, его вкус, качества, воспринимаемые на ощупь (текстуру), и запах, а также контекстуальную среду (людей, присут­ствовавших при этом, и т.п.), из которой объект был взят как мысленный образ.

Греки поняли также, что, в дополнение к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувство­ванный» ОБРАЗ.

Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в отношении чего сформи­рован образ и закреплены соответствующие ассоциации, дан­ному фрагменту, или «отпечатку», в памяти, должно быть пре­доставлено место, определенное (локализованное) относитель­но массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. В качестве хорошей аналогии можно взять такой пример. Если вы пришли в библиотеку, в которой хранится миллион томов, что вы предпочтете: копаться в горе книг, сваленных на полу как попало, или искать нужную вам в удобном каталоге, где каждому экземпляру присвоен собственный порядковый номер, отвечающий его местоположению на книжной полке? Конечно же, последнее. Настоящая книга призвана помочь вам привести точно в такой же порядок свою память.

Наши рекомендации