Расхождение преинформационных запасов носителей ИЯ и носителей ПЯ
Как уже отмечалось, отправитель строит свой текст в расчете на определенную предварительную информированность адресата текста о предмете сообщения. Если такой расчет ошибочен, и адресат предполагаемой преин-формацией не располагает, коммуникация может не состояться, поскольку адресат, возможно, попросту не поймет, о чем идет речь.
Что касается перевода, то для него характерно, что нередко исходный текст рассчитан на информацию, которой располагают носители ИЯ, но не Такими ближайшими семантическими соответствиями могли бы быть для первого случая: «Они прочно скреплены», «Они снова целые», а для второго: «решайте свои дела в другом месте».
носитель ПЯ. Это обстоятельство должен учитывать переводчик и вносить в свой перевод соответствующие корректуры:
Der Blackout einundsechzig war wie eine Explosion. (G. Karau. Go oder Doppelspiel im Untergrund)
Сюрприз шестьдесят первого, когда была закрыта граница между Восточным и Западным Берлином, был подобен взрыву. (Г. Карау. Двойная игра)
Расхождения лингвоэтнического характера между носителями ИЯ и носителями ПЯ в части предварительной информированности по теме общения может носить культурно-исторический или актуально-событийный характер. Так, когда А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении «Памятник» написал: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», он расчитывал на то, что русский читатель знает о монументе, связанном с именем царя Александра I. Только знание этого факта позволяет понять «скрытый» смысл сказанного: слава поэта может быть выше славы царей. Здесь использована преинформация культурно-исторического плана.
С такого рода преинформацией приходится иметь дело и переводчику:
Er sprach vom Risiko, und ich sah das Menetekel an der Wand. (G. Karau. Go...). Он творил о риске, а я видел на стене те самые слова, которые были начертаны в царском дворце невидимой рукой и предрекали Вавилону гибель. (Г. Карау. Двойная игра)
В данном случае автору перевода пришлось найти вариант, «расшифровывающий» мало известное русскому читателю понятие Menetekel.
На преинформации актуально-событийного характера построены многие газетные материалы. Так, к примеру, одна из статей газеты «Московский комсомолец» от 29 июня 1995 года называется: «Степашин, где Басаев?»: подзаголовок: «Дай ответ пока не уволили». Статья начинается фразой: «Шамиль Басаев сбежал в Пакистан, - заявил почтенный Аркадий Вольский».
В статье не говорится о том, кто такой Басаев, почему он сбежал в Пакистан, кто такой Вольский и кто Степашин, а также почему Степашин должен установить, где Басаев. Однако речь в газетном материале идет об очень актуальных, «горячих» событиях, и поэтому автор статьи небезосновательно считает, что все упомянутые им лишь вскользь реалии хорошо известны читателю газеты.
Однако у иностранного читателя иные интересы, и его волнуют совсем другие события. Поэтому он едва ли столь же хорошо, как мы, информирован о том, что происходит в России. И при переводе такого рода дифференциал преинформационных запасов приходится учитывать.
Нередко для нивелирования преинформационного дифференциала используются примечания переводчика в скобках и сносках. Но в тех случаях, когда исходный текст целиком построен «на местной почве» (локальных событиях и реалиях), встает вопрос о целесообразности перевода вообще. В этих случаях целесообразнее может оказаться пересказ.
Итак, основными факторами лингвоэтнического барьера являются расхождения коммуникативных компетенций носителей ИЯи носителей ПЯ в части языковых систем, норм, узусов и преинформационных запасов. В процессе перевода переводчик осуществляет перевыражение содержания ИТ средствами системы ПЯ. Иногда этого бывает достаточно для достижения равноценности регулятивного воздействия. В результате получается перевод, текстуально наиболее близкий к оригиналу. Но нередко требуются «поправки» на норму, узус и преинформационный запас носителей ПЯ. Тогда переводчик прибегает к трансформациям. Иначе говоря, причинами переводческих трансформаций являются расхождение языковых норм, узусов и преинформационных запасов носителей ИЯ и носителей ПЯ.
Контрольные вопросы.
1. Как вы понимаете такие термины, как «привходящие», «индивидуально-личностные» и «лингвоэтнические составляющие коммуникативной компетенции»? Какие из них не учитываются в переводе и почему? 2. Перечислите факторы лингвоэтнического барьера. Раскройте понятия системы и нормы языка, узуса, преинформационного запаса (являющегося предпосылкой для коммуникации)? 3. Приведите примеры (переводов и оригиналов), где приходится преодолевать расхождение языковых систем, норм, узусов, преинформационных запасов.
Задание 1
Из всего сказанного о переводческих трансформациях и приведенных примеров явствует, что степень семантико-структурного сходства оригинала и перевода резко колеблется от одного конкретного случая к другому: от перевода «слово в слово» до перевода, мало «похожего» на оригинал. Переводчик должен ощутить «шкалу» этих колебаний и понимать их природу. Данное упражнение призвано способствовать появлению чувства этой «шкалы».
а). Внимательно сравните оригиналы и переводы и расположите переводы по степени убывания их семантико-структурного сходства с оригиналом (от перевода, наиболее «похожего» на оригинал до самого «непохожего»).
б). Найдите предпринятые переводчиками трансформации и объясните, чем они обусловлены: расхождением языковых систем, норм или узусов (или комбинациями этих факторов).
1. Wir traten in die Waschküchenschwüle der Straße. (E. M. Remarque. Schatten im Paradies). | Мы вышли на улицу: было жарко и влажно, как в парильне. (Э. М. Ремарк. Тени в раю) |
2. Der Vorschlag eines Halsabschneiders. Aber ich nehme ihn an. (Ebenda) | Грабеж среди бела дня. Но я все равно согласен. (Там же). |
3. Amerika hat den Jugendfimmel und den Schlankheitsfirnmel. (Ebenda) | Америка помешана на том, чтобы сохранить молодость и фигуру. (Там же). |
4. Ich muß auch noch mein Assistentenjahr nachmachen. (Ebenda) | А потом я еще должен год проходить стажировку в качестве ассистента. (Там же). |
5. Ich habe den blitzartigen Gedanken: Nicht ohnmächtig werden. (E. M. Remarque. Im Westen nichts Neues) | Мелькает мысль: только не потерять сознание. (Э. М. Ремарк. На западном фронте без перемен) |
6. Das Wäldchen taucht auf: wir kennen liier jeden Schritt Boden. (Ebenda) | Вот и лесок появился; здесь нам знаком каждый клочок земли. (Там же). |
7. Und was Kat sagt, das hat er sich überlegt. (Ebenda) | А уж Кат слов на ветер не бросает. (Там же). |
8.... die fahle Stunde macht unsere Gesichter grau. (Ebenda) | ... в предрассветной мгле наши лица стали серыми. (Там же). |
9. Er galt als der schärfste Schinder des Kasernenhofs, und das war sein Stolz. (Ebenda) | Он слыл самым свирепым тираном в наших казармах и гордился этим. (Там же). |
10. Ein Lazarettzug ist angekommen, und die transportfähigen Verwundeten werden ausgesucht. (Ebenda) | Пришел санитарный поезд, и в палатах отбирают раненых, которые могут выдержать эвакуацию. (Там же). |
11. Ich war schon ungeduldig, heimzukehren: so zögerte ich nicht lange und ließ mir den Platz zuschreiben. (St. Zweig. Amokläufer) | Я с нетерпением стремился домой, поэтому, недолго думая, попросил закрепить за мной место. (С. Цвейг. Амок) |
12. Das ist eine alte Sache zwischen mir und ihm, ist nicht von heute. (St. Zweig. Mondscheingasse) | У меня с ним старые счеты, не со вчерашнего дня. (С. Цвейг. Улица в лунном свете) |
13. Auf dem Wege zum Sterbezimmer seines kleinen Mädchens holte er seine letzten Kräfte aus der Tiefe seines Herzens heraus. (B. Kellermann Der Tunnel) | По дороге в комнату, где умирала его маленькая девочка, он собрал последние силы. (Б. Келлерман. Туннель) |
14. Den gutmütigen (Lehrern) spielte er kleine, schwer nachweisbare Streiche... (H. Mann. Der Untertan) | А добродушным учителям он делал маленькие пакости, в которых его трудно было уличить. (Г. Манн. Верноподданный) |