Обзор лит тенденций второй половины ХХ в
После 2-й мировой войны появляется новое поколение романистов, отражающих кризис англ буржуазного общества, углубившийся в результате распада британской колониальной империи и утраты страной её прежнего положения в мировой экономике и политике. Реакционные, антикоммунистические позиции занял Дж. Оруэлл, автор «антиутопий» «Звероферма» (1945) «1984 год» (1949). Экзистенциалистские мотивы характерны для У. Голдинга, мрачно оценивающего в произведении «Повелитель мух» (1954) перспективы развития человечества. Хотя экзистенциализм составляет философскую основу романов Айрис Мёрдок («Под сетью», «Алое и зелёное», р.), тв-во писательницы шире доктрины и примыкает к реализму. Ирония характерна для бытовых психологических романов Э. Уилсона («Англосаксонские позы»,). Социальные и психологические мотивы отличают тв-во Дж. Кэри («Сама себе удивляюсь», «Из любви к ближнему»,). В творчестве Г. Грина сочетаются социальная критика, изощрённый психологизм и авантюрные мотивы («Власть и слава», «Суть дела», «Тихий американец», «Комедианты»). Хронику социальной и интеллектуальной жизни В. создал Ч. П. Сноу в серии романов «Чужие и братья», из которых наиболее интересны: «Пора надежд» (1949), «Новые люди» (1954), «Коридоры власти» (1964). Жизнь демократических слоев общества получила отражение в романах Дж. Линдсея («Весна, которую предали», 1953), Дж. Лэмберта («Так надо жить», 1956), Г. Томаса («Мир не может вас услышать», 1951). После Второй мировой войны в сер 50-х гг. выдвинулась группа писателей, получившая название «сердитые («рассерженные») молодые люди». В нее входили К.Эмис, Д.Брейн, А.Силлитоу и Д.Уэйн. В своих проникнутых духом социализма романах они обрушивались на английскую классовую систему и находящуюся в упадке культуру. Самый блестящий и смешной роман Эмиса (1922–1995) Счастливчик Джим (1953) – злая критика верхушки британских университетских кругов. возникает лит-ра главные представители которой в романе: К. Эмис («Счастливчик Джим», 1954), Дж. Уэйн («Спеши вниз», 1953), Дж. Брейн («Путь наверх», 1957). Сатирические и социально-обличительные мотивы этого направления сочетаются с глубоким разочарованием в социальных и духовных возможностях капитализма, но наряду с этим нигилизм «рассерженных» распространяется и на стремления прогрессивных элементов преобразовать общество. Яркими явлениями новейшего «рабочего» романа стали книги А. Силлитоу («Субботний вечер и воскресное утро», 1958), С. Чаплина («День сардины», 1961), С. Барстоу («Любовь... любовь?», 1960). Политическими мотивами наполнены романы Дж. Олдриджа («Дипломат», 1949; «Герои пустынных горизонтов», 1954), обличающие британский империализм. Антиколониалистические мотивы составляют основу тв-ва Б. Дэвидсона («Речные пороги», 1956), Д. Стюарта («Неподходящий англичанин», 1954), Н. Льюиса («Зримый мрак», 1960). Наиболее значительным представителем модернистской поэзии был Д. Томас (1914—53). Своеобразное явление в лит-ре В. 60-х гг. — художественная проза на философские и естественнонаучные темы (например, романы К. Уилсона «Паразиты мозга», 1967, «Философский камень», 1969). Появление в 1956 пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе» послужило началом серьёзного оживления англ драмы, прошедшего под знаком движения «рассерженных молодых людей». Пьесы Осборна, Шийлы Дилэни («Вкус мёда», 1958), А. Уэскера, Р. Болта, Б. Биэна, Х. Пинтера, Дж. Ардена, Н. Ф. Симпсона поставили ряд острых социальных проблем и возродили общественное значение театра. Уже в 60-е гг. появляется новое поколение драматургов — Д. Мерсер, Г. Ли-вингс, Дж. Ортон, Дж. Мортимер, Д. Рудкин.
Наиболее интересным явлением поэзии 1950-х годов было творчество поэтической группы «Движение», в которую входили К.Эмис, Д.Дэйви, Т.Ганн, Элизабет Дженнингс и другие. Все они отказались от романтического пафоса в пользу простоты поэтической речи и сдержанно иронической интонации. Ведущим поэтом «Движения» был Ф.Ларкин (1922–1985); в его сборниках Перед другим в долгу (1955) и Свадьбы на Троицу (1964) за обманчиво непритязательной формой стиха кроется сложное переплетение скептицизма и небезоговорочного, но все же приятия жизни.
ДО:
Елизаветинская драма. Общий обзор
Рассвет театра - эпоха возрождения - золотой век английской драматургии. Елизаветинская драма восходит к
-исконно-английским жанрам,
-античный материал (трагедии, комедии «Сенека»
2 вида театра: публичные и частные. Различия - состав зрителей и труппы театров.1ый публичный театр 1576 год. День рождения английского театра, Владелец Джеймс Бербедж. к концу16 века в Лондоне 20 театров. Форма театра - овальная, партер стоячий, нет потолка, ложи самые дорогие, сидели даже на сцене, действие перемещается по разным сценам, декорации условные. Сцена состоит из нескольких сцен, одна вдаётся в партер, другая основная, 3-я-балкон нависающий над основной частью. Шекспировский театр отличается крайней бедностью в декорациях, Театр обвиняли в рассеивание разврата и падение нравов.
Итальянец Николас Юделл переделал комедию Плавта и Теренция . Также большое влияние оказала трагедий Сенеки ("кровавая трагедия" или трагедия мести Томаса Кида. Король делит страну между 2-мя сыновьями; "Испанская трагедия -.скопление убийств и злодеяний, дух убитого, кот. говорит о свершенном злодеянии.
Жанры драматические - интерлюдия и моралите.
Моралите - пьеса аллегорическая или историческая (нравственные св-ва человека, историческая фигура или явления.
Интерлюдия- пьеса лёгкого содержания о городе.
Материал философской системы Френсиса Бэкона.
Лирическая поэзия - популярна итальянская лит-ра, темы и формы Петрарки и Бокаччо. Томас Уайт-жанр итальянского сонета. Популярность в Англии поэзии Петрарки привела к утверждению сонета как ведущей поэтической формы, хотя слегка измененной по сравнению с классической итальянской. Первый английский поэт - петраркист Томас Уайет (1503–1542) ввел сонет из трех катренов и заключительного двустишия, любовная лирика была в дальнейшем развита Генри Говардом, графом Сарри (Суррей) (1517–1547), оставившим цикл, посвященный «Джеральдине» и также усовершенствовавшим форму сонета. Крупнейшим английским поэтом эпохи Возрождения стал Эдмунд Спенсер (ок. 1552–1599).Наибольшую известность Спенсеру принесла его поэма Королева фей, важнейший труд поэта. Спенсер обратился к сюжету, почерпнутому из средневекового рыцарского романа, к циклу легенд о короле Артуре. Пьесы Джона Лили, исполненные пышной риторики, были адресованы придворному зрителю, но и в них, подобно Роберту Грину, можно заметить четко выраженную патриотическую направленность и близость к народным сказаниям (Комедия о Джордже Грине, векфилдском полевом стороже). Со временем Испанской трагедии Томаса Кида в обиход вошла «кровавая драма». Другом Р. Грина одно время был талантливый поэт и драматург Кристофер Марло (1564-1593), подлинный создатель английской ренессансной трагедии. Будучи сыном сапожного мастера, он, благодаря счастливому стечению обстоятельств, попал в Кембриджский университет и, подобно Грину, был удостоен степени магистра искусств. Марло хорошо знал древние языки, внимательно читал произведения античных авторов, был он знаком и с творениями итальянских писателей эпохи Возрождения.
В творчестве первого великого трагедийного драматурга Кристофера Марло (1564–1593) выразились эти сомнения и противоречия. Марло создал образ Фауста, стремившегося переустроить мир. Устами другого своего персонажа, жестокого завоевателя, неграмотного пастуха Тамерлана, драматург излагает свое понимание предназначения человека, «тревожный и неукротимый дух» влечет его к действию и познанию. Герои Марло впервые показали оборотную сторону идеала человека Возрождения – они незаурядны и противостоят обществу, нарушая не только его законы, но и общепринятые нормы человечности. Вызывали они в силу своего аморализма и ужас, и восхищение. С творчества Марло начинается новый этап развития драматургии английского Возрождения, который оказался связан с анализом внутренних душевных противоречий, с изображением грандиозной личности, неотвратимо влекущейся к гибели.
Марло не захотел стать служителем церковной ортодоксии. Его привлекал многоцветный мир театра, а также вольнодумцы, осмеливавшиеся сомневаться в ходячих религиозных и прочих истинах. Трагическая судьба Марло в чем-то перекликается с трагическим миром, возникающим в его пьесах. К числу титанов, изображенных Марло, относится также знаменитый чернокнижник доктор Фауст. Ему драматург посвятил свою "Трагическую историю доктора Фауста" (1588), оказавшую значительное влияние на последующую разработку Фаустовской темы. В свой черед Марло опирался на немецкую народную книгу о Фаусте, увидевшую свет в 1587 г. и вскоре переведенную на английский язык.
Если Тамерлан жаждал неограниченной власти, то Фауст тянулся к великому знанию. Характерно, что Марло заметно усилил гуманистический порыв Фауста, о котором благочестивый автор немецкой книги писал с нескрываемым осуждением. Отвергнув философию, право и медицину, а также богословие как науку самую ничтожную и лживую (акт I, сцена 1), Фауст Марло возлагает все свои надежды на магию, способную поднять его на колоссальную высоту познания и могущества. Пассивное книжное знание не привлекает Фауста. Подобно Тамерлану, он хочет повелевать окружающим миром. В нем бурлит энергия. Он уверенно заключает договор с преисподней и даже укоряет в малодушии беса Мефистофеля, скорбящего о потерянном рае (I, 3). Он уже ясно видит свои грядущие деяния, способные поразить мир. Он мечтает окружить медной стеной родную Германию, изменить течение Рейна, слить в единую страну Испанию с Африкой, овладеть с помощью духов сказочными богатствами, подчинить своей власти императора и всех немецких князей. Ему уже представляется, как по воздушному мосту он переходит с войсками океан и становится величайшим из государей. Даже Тамерлану не могли прийти в голову подобные дерзкие мысли. Любопытно, что Марло, еще не так давно бывший студентом, заставляет Фауста, погруженного в титанические фантазии, вспомнить о скудной жизни школяров и выразить намерение покончить с этой скудостью.
Но вот Фауст с помощью магии обретает волшебную силу. Осуществляет ли он свои намерения? Меняет ли он очертания континентов, становится ли могущественным монархом? Из пьесы мы об этом ничего не узнаем. Создается впечатление, что Фауст даже не сделал попытки претворить в жизнь свои декларации. Из слов хора в прологе четвертого акта мы узнаем только, что Фауст много путешествовал, посещал дворы монархов, что все дивятся его учености, что "во всех краях о нем гремит молва". А молва гремит о Фаусте главным образом потому, что он все время выступает в роли искусного волшебника, изумляющего людей своими проделками и магическими феериями. Это заметно снижает героический образ дерзновенного мага. Но в этом Марло шел за немецкой книгой, являвшейся его главным, если не единственным, источником. Заслуга Марло в том, что он дал фаустовской теме большую жизнь. Позднейшие драматические обработки легенды в той или иной мере восходят к его "Трагической истории". Но Марло еще не пытается решительно видоизменить немецкую легенду, отлившуюся в форму "народной книги". Такие попытки будут сделаны только Лессингом и Гете в совсем иных исторических условиях. Марло дорожит своим источником, извлекая из него как патетические, так и фарсовые мотивы. Понятно, что и трагический финал, изображавший гибель Фауста, ставшего добычей адских сил, должен был войти в пьесу. Без этого финала в то время не мыслилась легенда о Фаусте. Низвержение Фауста в ад являлось таким же необходимым элементом легенды, как и низвержение в ад Дон Жуана в известной легенде о Дон Жуане. Но обратился к легенде о Фаусте Марло не потому, что ему захотелось осудить безбожника, а потому, что ему захотелось изобразить смелого вольнодумца, способного посягнуть на незыблемые духовные устои. И хотя его Фауст то поднимается на огромную высоту, но низко падает, превращаясь в ярмарочного фокусника, он никогда не сливается с серой толпой филистеров. В любом его магическом кунштюке есть крупица титанического дерзания, вознесенного над бескрылой толпой. Правда, крылья, обретенные Фаустом, оказались, по словам пролога, восковыми, но это были все же крылья Дедала, устремленного в необъятную высь.
Желая усилить психологический драматизм пьесы, а также увеличить ее этические масштабы, Марло обращается к приемам средневековых моралите. Добрые и злые ангелы борются за душу Фауста, поставленного перед необходимостью выбрать, наконец, верный жизненный путь. Благочестивый старец призывает его покаяться. Люцифер устраивает для него аллегорический парад семи смертных грехов "в их подлинном облике". Подчас Фауста одолевают сомнения. То он считает загробные мучения вздорной выдумкой и даже приравнивает христианскую преисподнюю к античному Элизиуму, надеясь там встретить всех древних мудрецов (I, 3), то грядущая кара лишает его душевного покоя, и он погружается в отчаяние (V, 2). Но и в порыве отчаяния Фауст остается титаном, героем могучей легенды, поразившей воображение многих поколений. Это не помешало Марло в соответствии с распространенным обычаем елизаветинской драмы ввести в пьесу ряд комических эпизодов, в которых тема магии изображается в сниженном плане. В одном из них верный ученик Фауста Вагнер пугает чертями бродягу-шута (I, 4). В другом эпизоде конюх постоялого двора Робин, стянувший у доктора Фауста волшебную книгу, пытается выступить в роли заклинателя нечистой силы, но попадает впросак (III, 2).
Белый стих перемежается в пьесе прозой. Комические прозаические сценки тяготеют к площадному зубоскальству. Зато белый стих, пришедший на смену рифмованному, господствовавшему на сцене народного театра, под пером Марло достиг замечательной гибкости и звучности. После "Тамерлана Великого" им стали широко пользоваться английские драматурги, и в их числе - Шекспир. Масштабности пьес Марло, их титаническому пафосу соответствует приподнятый величавый стиль, изобилующий гиперболами, пышными метафорами, мифологическими сравнениями. В "Тамерлане Великом" этот стиль проявился с особой силой.
Два направления развития драмы после Шекспира. Первое направление: буржуазная трагедия, насыщенная общественно-политическим содержанием и реалистическая комедия нравов.
После
Бен Джонсон- крупнейшее после шекспира явление реализма в англ литературе.
Биографические сведения о нём, как и о Шекспире, крайне туманны. Известно, что Бен Джонсон учился в Вестминстерской школе под руководством и, возможно, на средства историка Уильяма Кэмдена и получил там хорошее образование; есть указания, что после окончания школы он был каменщиком. Материалы, относящиеся к биографии Джонсона, в большинстве случаев носят легендарный характер. Имеются довольно обстоятельные воспоминания о Бене Джонсоне шотландского поэта Уильяма Драммонда, в которых изложены взгляды Бена Джонсона на искусство, его отношения к другим поэтам, к театру, но и приведённые здесь данные о Джонсоне недостоверны. Джонсон был одним из наиболее образованных людей своего времени, но неизвестно, каким путём он получил образование. Он был избран магистром искусств в двух университетах, посвящал им свои произведения, но нет никаких данных о том, что он был связан с научной жизнью университетов или даже учился в каком-либо из них.
Первая его комедия — «Всяк в своём настроении» Его комедии пользовались скандальным успехом, их особенно ненавидела аристократия, которую Бен Джонсон изображал глупой и никчёмной. Не меньшим успехом пользовались и другие его комедии, из которых особенно выделялись: «Эписин, или Молчаливая женщина», «Алхимик», «Варфоломеевская ярмарка» (последняя — настолько широкая картина нравов, что Баньян, Джон впоследствии взял её за основу, изображая свою «Ярмарку Тщеславия» .
Теория «юморов»
Разработал особую теорию характеров - теорию юморов: отказ от шекспировской многосторонности характеров и утверждение узко-понимаемой типизации, когда персонаж наделяется только одной страстью или склонностью, опред все его поведение.
Такое понимание характеров приводило к отчетливому делению лиц на положительных и отрицательных. Определенность характера еще подчеркивалась именем персонажа.
Он основоположник комедии нравов. Его произведения содержат зарисовки быта и разных слоев англ общества.
Бен Джонсон, создавший "Вольпоне" в расчете на открытый театр, предназначил "Эписина" для театра закрытого.
Первая его комедия — «Всяк в своём настроении» — была для Лондона приблизительно тем же, чем «Горе от ума» — для Москвы. Эта комедия была написана в господствовавшем тогда духе: все персонажи получили итальянские имена и действие происходило в Италии в неопределённое время, но лондонцы сразу узнали себя; тогда Б. Д. имена действующих лиц заменил английскими и действие перенёс в Лондон. Комедия была поставлена в аристократическом театре «Глобус», и о ней сразу заговорили, так как елизаветинский Лондон и его обитатели были изображены в мало замаскированном и довольно непривлекательном виде. Осмеяние определённых лиц или групп в комедиях известно ещё со времён Аристофана, но в Англии до Б. Д. на это были только слабые намёки, он же установил твёрдую форму бытовой комедии, близкой к сатире. Он удачно и жестоко высмеял современный ему общественный порядок и представителей разных социальных групп — блестящий двор Елизаветы, проматывавших в городе свои замки аристократов и поднимавших голову буржуа-пуритан.
Его комедии пользовались скандальным успехом, их особенно ненавидела аристократия, которую Бен Джонсон изображал глупой и никчёмной. За оскорбление судей, чиновников и солдат его вызывали к верховному судье; за оскорбление шотландской аристократии, после того как шотландский король уселся на освободившемся троне Англии, ему собирались отрезать нос и уши, и только благодаря заступничеству духовенства Бен Джонсон избежал этой участи. Не меньшим успехом пользовались и другие его комедии, из которых особенно выделялись: «Эписин, или Молчаливая женщина», «Алхимик», «Варфоломеевская ярмарка» (последняя — настолько широкая картина нравов, что Баньян, Джон впоследствии взял её за основу, изображая свою «Ярмарку Тщеславия» . После выхода в свет каждой новой комедии Б. Д. наживал себе всё большее количество врагов. Б. Д. писал также трагедии из жизни древнего Рима, например «Сеян», но они больше сделаны учёным, чем созданы поэтом. Он превосходно знал классическую литературу, читал греков и римлян в подлинниках.
Бен Джонсон показал себя большим мастером и в художественном оформлении «масок» — придворных балов-маскарадов: писал к ним тексты и создавал сюжеты, в большинстве случаев с установкой на аллегорию и классические мифы. Эту отрасль искусства он довёл почти до оперы-балета. — Умер Бен Джонсон в нищете.
Бен Джонсон одинок в литературе своей эпохи. Современная Б. Д. английская драма казалась ему недостаточно правдоподобной. Соблюдение законов античной трагедии и комедии было для него гарантией против вычурности, искусственности и фантастики. В древних литературах он видел образцы правдивости, простоты и гармонии со здравым рассудком. Творчество Б. Д. — реакция против крайностей воображения и эмоциональности в английской драме времён Елизаветы; Бен Джонсон требует изображения живых людей, как они есть, без преувеличений; но при всей своей одарённости он не был реформатором английского театра. Шекспир дал тех живых людей, изображение которых не удавалось Б. Д. Если последний и уклонялся от гиперболизма, которому не чужд был и Шекспир, то он впадал в другую крайность. Его характеры — олицетворения какой-нибудь одной страсти или необычного свойства, «странности», как он выражается, а не живые индивидуальности с многообразием черт как личных, так и типичных. Этот схематизм лишает образы Б. Д. той конкретности, к которой он стремится. Но этот же схематизм, упрощая художественные задачи автора, облегчал выработку высокой композиционной техники, временами более совершенной у Б. Д., чем у значительнейших драматургов елизаветинской поры.
Бомонд и Флетчер
Бен Джонсон рекомендовал труппе короля двух молодых писателей из кружка своих поклонников и учеников. Это были Бомонт и Флетчер.
Оба они были выходцами из дворянства. Их трагедии представляют собой некий возврат к кровавой драме. Старший из них, Джон Флетчер, родился в декабре 1579 года в местечке Рэй, в графстве Сассекс, где его отец Ричард Флетчер возглавлял небольшой церковный приход. Когда Флетчер пригласил Бомонта в соавторы, они поселились вместе и с большой быстротой писали пьесы для труппы короля, став ее главными драматургами вместо Шекспира, Неизвестная причина оборвала жизнь Бомонта в самом расцвете сил. Он скончался за полтора месяца до Шекспира. Первое собрание пьес Бомонта и Флетчера вышло в свет в 1647 году. До начала сотрудничества с Флетчером Бомонт написал две комедии: "Женоненавистник" и "Рыцарь Пламенеющего Пестика". Флетчер единолично написал "Верную пастушку" и "Награду женщине, или Укрощение укротителя". Плодом сотрудничества Бомонта и Флетчера были семь пьес: "Месть Купидона", "Филастр" , "Щеголь", "Трагедия девушки" , "Король и не король" , "Четыре пьесы в одной" , "Высокомерная
Творчество Б и Ф было одним из признаком начала упадка англ драмы возрождения. Решительное изменение ориентации театра в целом. Буржуазия усиливает свою борьбу против театра. Театр- придворное, аристократическое развлечение.
Утвердившиеся у власти пуритане в 1642 парламентским актом запретили все публичные выступления – так был положен конец англ театру эпохи Возрождения. Никогда больше после этого англ драматическое искусство не поднималось на ту, высоту, которой оно достигло в эту эпоху.