Обзор лит тенденций первой половины ХХ в
В 90-е гг. начинается период новейшей англ лит-ры. У её порога стоит краткая пора декаданса и символизма, представленная О. Уайльдом (1854—1900), продолжавшим линию эстетической критики капитализма. Корифей англ символизма — ирландец У. Б. Йитс (1865—1939), чьё тв-во, однако, не укладывается в узкие стилевые определения. Связь с народными поэтическими традициями сочетается у него с тончайшей поэтической культурой. Последнее десятилетие 19 в. и годы, предшествовавшие 1-й мировой войне, отмечены мощным развитием крит реализма. В пьесах Б. Шоу (1856—1950) показаны нелепости капиталистической системы и выдвигается идея преобразования общества на основах социализма. Реалистическая бытовая драма представлена пьесами Дж. Голсуорси («Серебряный портсигар», ), Х. Гренвилл-Баркера (1877—1946) и др. В социально-фантастических и философских романах Г. Дж. Уэллса (1866—1946) обнажены процессы капиталистической индустриализации, ведущие к полному обесчеловечению пролетария. В трилогиях «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» Дж. Голсуорси (1867—1933), изображая историю одной буржуазной семьи, отразил упадок всего класса. По тому же пути традиционного реалистического романа и новеллы шли У. Сомерсет Моэм (1874—1965; «Бремя страстей человеческих»), Э. М. Форстер (1879—1970), новеллисты А. Э. Коппард (1878—1957), Кэтрин Мэнсфилд (1888—1923) и др. Особняком стоит Дж. Конрад (1857—1924), сочетавший романтику морских путешествий и описания «экзотических» стран с тонким психологизмом. Поэзия конца 19 — начала 20 вв. оригинальнее всего представлена бардом британского империализма Р. Киплингом (1865—1936); вместе с тем Киплинг ввёл в стихи прозаическую и деловую тональность, плебейские солдатские мотивы («Казарменные баллады», 1892). Рядом с новейшей имитацией стиля рококо в «Рифмованных виньетках» О. Добсона звучит меланхолическая поэзия А. Э. Хаусмена, поэзия моря Дж. Мейсфилда, философская и пейзажная лирика Р. Бриджеса.
1-я мировая война и послевоенный кризис привели к заметным изменениям в англ лит-ре, вступающей в новую полосу развития. Поэзия решительно порывает с традиционными формами стихосложения и поэтической образности. Модернистское направление возглавили американцы Т. С. Элиот и Э. Паунд. Они, а также имажисты преобразовали язык поэзии, сочетая точность слова со свободой стихосложения. Имажисты стремились к поэзии четкой и ясной, сложной по ритму, простой по языку. Этой поэзии присущи тёмная символика и тенденция к созданию новых «мифов». Поэты У. Х. Оден, С. Спендер, С. Дей-Льюис усвоили приёмы модернизма. В 30-е гг., составляя так называемую «Оксфордскую группу», они занимали радикальные политические позиции, но вскоре повернули резко вправо. В драматургии периода между двумя войнами наиболее популярны — Н. Коуард, Дж. Барри, С. Моэм, Дж. Б. Пристли. Основное место в лит-ре этого времени остаётся за романом, в котором также возникает модернистское экспериментаторство. Ирландец Дж. Джойс (1882—1941) в романе «Улисс» применил метод «потока сознания» в лит-ре, регистрирующий мельчайшие детали внутренней жизни персонажей. Др. представители модернистского романа — Д. Ричардсон, В. Вулф шли по стопам Джойса. Утончённый психологический анализ, сближающийся с фрейдизмом, характерен для Д. Г. Лоренса (1885—1930). Между модернизмом и реализмом колебалось тв-во О. Хаксли (1894—1963). Более последователен реализм Р. Олдингтона (1892— 1962), А. Кронина (р. 1896), Дж. Б. Пристли (р. 1894), отразивших современную социальную жизнь страны. Мастер сатирического романа Э. Во (1903—66) насмешливо изображал аристократическую и буржуазную верхушку общества, хотя и с консервативных позиций. В конце 1930-х – начале 1940-х годов выступило поколение поэтов «откровения», лучшим из них был Д.Томас (1914–1953). Относясь к поэзии как к тайне, они воссоздавали реальность в подчеркнуто субъективной, подчас сюрреалистической манере, опиравшейся на множественность и саморазвитие метафор.
Литература постмодернизма: жанровая и тематическая специфика.
После Второй Мировой Войны происходит сдвиг в сознании и менталитете, а следовательно и в лит-ре. Британская империя распадается. Для британца это сложный психологический период: зыбкость и ненадежность основ, ощущение тревоги, нестабильности. В это время происходит обращение к корням, национальной истории, добрым, старым, английским ценностям.
«Мэри Стюарт» … ?
Образ короля Артура вновь становится актуальным. Но в то же время возникает новый пласт лит-ры, т.к. выдвигается вперед средний класс общества, не наделенный системой ценностей. И как следствие, появляется целое поле для экспериментов в лит-ре.
Роман-эпопея, охватывающий широкие слои общества, продолжает существовать.
«Чужие и братья» Чарльза Сноу. Любимый персонаж Сноу – Льюис Элиот, собирательный образ англичанина. Роман «Пора надежд» ……?
Область научная и область политическая, обе они неразрывно связаны друг с другом. ?
Персонажи Сноу проецируют свои судьбы панораму Англии. Частные вопросы поднимаются до уровня общественных, а государственные рассматриваются через призму частной жизни.
Грэм Грин. Освещает в своих произведениях религиозную область (он рано принял католичество), политическую сферу (служил в разведке) и проблемы личностного характера (постоянный разлад с самим собой, принятие некоего важного решения).
Постмодернизм. Новое построение сюжетов, меняются + и -, новое восприятие истории человечества. Авторы-постмодернисты считают, что ничего нового не выдумать, бесконечный процесс копирования с претензией на новизну. Литературный процесс превращается в игру в мозаику: меняется трактовка и ситуации, меняются местами персонажи.
Эксперименты над артуровскими легендами. Бредли переломил. «Туманы Авалона» - повествование ведется от другого персонажа – Морганы (у Мэлори она была отрицательным героем), которая в новой трактовке является положительным персонажем. Прошлое может существовать в виде репрезентаций.
Таким образом, субъективность – определяющий фактор в лит-ре и в истолковании исторических фактов. Огромное количество интерпретаций.
Появляется концепция Бодрия «Симулек» (?), гласящая что множественность версий о реальности, факт утрачивает право на существование.
Образ может отражать объективную реальность, может маскировать и искажать реальность, маскировать отсутствие образа, симуляция (образа не существовало) , не имеет никакого отношения к реальности, является симуляцией.
Жанр биографии, подразумевающий четкое отображение фактов. Питер Акрольд писал биографии Мильтона, Уайлда, Чаттертона … описывая их жизни и судьбы. Но автор домысливает то, чего не знает о них. В биографии Чаттертона Питер Акрольд представляет несколько вариантов развития событий: 1. Якобы он писал от имени других преуспевающих писателей, 2. Его рукописи оказались подделкой, 3. Молодой Чаттертон, приехав в Лондон из провинции, пустился во все тяжкие.. , подцепил сифилис и в качестве лекарства от этой болезни принял мышьяк, но из-за неграмотности ошибся с дозировкой и умер от отравления мышьяком.
Фаулз «Женщина французского лейтенанта»……. Множественность финалов, вариантов развития событий, факт теряется за множественностью интерпретаций….