Творчество Р. Л..Стивенсона: тема мужественного оптимизма.
Литература нео-романт. Насквозь оптимистична. Герой крайне молод. Любимая пора- человеческая юность, не лишенная авнтюризма и приключений.
Стивенсон совмещает тягу к экзотике и тонкий психологизм. Интерес к нравственным романам («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»)
Неоромантизм как литературное направление означает преемственность идей романтизма, неприятие современной действительности, интерес к сильной, яркой выдающейся личности. На примере Стивенсона герой его чаще крайне молод, юность не знает компромиссов и сожалений. В рассказе Маркхейм рассказывается тема преступления и наказания в стиле Достоевского. Герою рассказа нужны деньги, чтобы помочь бедным и самому стать другим, лучшим человеком. Молодой студент убивает антиквара, но не может воспользоваться богатством своей жертвы. Перед ним возникает загадочный двойник – собеседник.
Русская литература оказала большое влияние на английскую. Как и в «Преступлении и Наказании» Достоевского, писателя интересуют нравственные проблемы. Романтическая тема двойников, Шаг за шагом нотариус проникает в тайну двойников. В то время как Маркхейм подбирал ключи к шкафам антиквара в поисках денег, ему явился «неизвестный», порождение смятенного сознания убийцы. Спор идёт о добре и зле в человеческой натуре, о влиянии обстоятельств на поступки человека. «Неизвестный» уговаривает Маркхейма убить служанку, вернувшуюся в дом. В их диалоге собеседник показывает деградацию Марк., в результате, когда служанка вернулась Маркхейм велит служанке антиквара сходить за полицией и признается в том, что совершил убийство.
Способность расщепления на доброе и злое начало раскрывается в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» на теме двойника, двойственного существования главного героя. Доктор Генри Джекил время от времени превращался в злобного карлика, мистера Хайда, который был воплощением всего злого и гнусного. Отвращение- нечто большее, чем просто физическое уродство. Речь идет о внутреннем уродстве. Зло в его натуре начинает вытеснять добро, и это приводит героя к гибели. Самоубийство говорит о том, что что-то человеческое, что осталось в герое, возмутилось против зла и жестокости. Персонаж разрушает сам себя. Здесь идея расщепления личности, символика. Повесть с элементами фантазии. При всей гуманности идеи, намерения док. Джекила не чисты, ему хочется дать волю инстинктам, самым низким желаниям не нуждаясь при этом в отчете о своих действиях. Сжившийся с Хайдом Джекил устает от груза морали и нравственных проблем. Финал: у него не остается ингредиентов для эликсира, Джекил обречен на всю жизнь остаться Хайдом. В итоге Хайд убивает отца Джекила. Зло и добро уживаются друг с другом. Опровергая романтизм, герой – добрый превращается в героя – злого.
Стивенсон выделял 3 разновидности в жанре романа: приключенческий, драматический и роман характеров. Сам он создавал приключенческие романы, но использовал в них и др. разновидности. Его перу принадлежат романы: «Остров сокровищ», «Похищенный», «Катриона», «Черная стрела», «Владелец Балланрэ». В них он использует исторический материал, но не стремится к развёрнутой обрисовке исторических событий. История для него лишь фон, на котором он изображает острые драматические ситуации и характеры смелых и мужественных людей. Романтические подвиги во имя добра и справедливости. Мужественные герои романов Стивенсона: Давид Балфур-в «Похищенном» и «Катрионе», одерживают победу в конфликте со злом и жестокостью. В победном финале своих произведений автор утверждает романтическую мечту о жизни, в которой торжествуют человеческие достоинства, высокие нравственные идеалы.
Литература действия и новаторство поэзии Редьярда Киплинга.
Видный представитель неоромантизма «лит-ре действия»,она отличалась от творчества неоромантиков Стивенсона и Конрада тем, что проповедовали империалистическую идеологию. Он был бардом британского империализма. Воспевает беззаветное служение истине- Британской империи. В 1907 г. Удостоен Нобелевской премии за мужественность стиля. Киплинг в лит-ре действия воспевает человеческую активность, мужество, стойкость. Но в то же время он подчиняет изображение сильного, энергичного, смелого человека идее покорного служения Британской империи. Среди его сборников стихов, наиболее значительные: Чиновничьи песни и другие стихи», «Казарменные баллады», «Семь морей». В стихотворении «Мэри Глостер» он романтизирует прежнее поколение энергичных мореплавателей, наживших богатство путем разбоя и насилия, обличает современное поколение образованных, но жалких людей. В стихах прославляющих британскую армию, слышны ритмы солдатской песни и марша, передан милитаристский дух. В стихотворении «Мандалей»- британский солдат вернувшийся в Англию после службы в колонии тоскует по востоку, он не только привык к нему и там его ждёт девушка-бирманка, но и ему нравится колонизаторский быт, возможность вести себя как хочется. Киплинг, прославляя колонизаторов, передаёт ощущение призрачности и недолговечности их власти, предпринимает попытку воспитать время белых. В этом характерно стих-ние «Бремя белых». Долг белого человека отправиться просвещать и завоёвывать. Киплинг свято верил, что Брит. Империя несет свет цивилизации остальным народам. Долг белого – бросить острова и идти просвещать, завоевывать, лечить и учить остальные народы. Основной - категоричный мотив белого человека – целенаправленное действие и способность нести бремя белых. Долг англичанина служить Родине, чего бы ему это ни стоило. Действие придаёт смысл существованию- Быть, а не казаться, не идти на поводу у людской молвы. Это были его собственные идеалы. В одном из лучших стихотворений «Если»- прославление стойкости, воли и мужества человека. Тот, кто способен вынести все испытания и остаться самим собой- достоин быть человеком на земле. Воспевает жертвенность ради общегосударственной цели.
Однако ценности со временем не менялись, что не оправдало себя после Первой мировой Войны. На закате жизни Киплинг почти никому неизвестен, он похоронен в Вестминстерском Аббатстве в уголке поэтов, но на его похороны никто из поэтов не пришел.
Детская классика не столь проста. Ранние книги – единство природы и человека. («Мир Джунгли»)
«Награда и феи» «Пак с хамсов Пэха»- два детских сборника, прототипами гл. героев Дена и Уна послужили дети самого Киплинга. Киплинг обращается к сложному процессу создания единения английской нации, где дружба между людьми важна (в этом сходство с В. Скоттом). Например «Ким» -шпионский роман. Перед нами Ким, мальчик шпионствующий в Индии. Роман «Ким» находится у истоков шпионской лит-ры 20в. Писатель восхваляет шпионаж, осуществляемый в пользу Британской империи. Ким, сын ирландца О’Хары, родился и вырос в Индии. Он прекрасно знает страну., и этим пользуются английские власти. В образе Кима не только раскрыты черты ловкого и хитрого шпиона, но и показана психология человека, в душе которого сталкиваются долг перед европейцами и симпатии к индийцам.
«Казарменные баллады». Его поэзия своеобразна, стихи приближены к лексике и интонации обыденной жизни, лексика под разговорную речь разных сословий в частности военных, сленг, жаргон - как поэтические средства. В стихах чувствуется ритм близкий фольклорному(народной балладе, песне). Стихи всегда сюжетны. Противостояние востока и запада – «Любовь-Вражда». Противостояние востока и запада- начало деятельное. Киплинг опубликовал неск. рассказов: «Простые рассказы гор», «Три солдата», «Рикша призрак». Действие во многих рассказах происходит в Индии. Сюжеты связаны с взаимоотношениями англичан и индийцев, с тяжелой судьбой простых людей Индии. Стремясь доказать цивилизаторскую миссию британских колониальных чиновников, Киплинг вместе с тем объективно показал непримиримость интересов британских империалистов и порабощенных индейцев. Он изобразил жизнь британской колонии и с сочувствием показал индийцев, передал колорит Индии, где слились 2 культуры. Правдивость изображения Индии сочеталась у него с прославлением Британской империи и с идеей превосходства белого человека. Колониальные чиновники мужественно выполняют свой долг, с терпением и покорностью несут «бремя белого человека», заключающееся в том, чтобы отстаивать интересы Британской империи на Востоке. Оригинальность рассказов, посвященных Индии- в точном изображении национального характера, в верной передаче народных верований и обычаев. Он создал образы индийцев, увидев в них прекрасные душевные качества.«Книга Джунглей и Вторая книга джунглей» использован богатейший материал индийского фольклора. Ощутимы идеи Киплинга настаивающего на абсолютном характере закона джунглей, где выживает и властвует сильнейший. «Книга Джунглей принадлежит к числу анималистических произведений. Он наделяет животных чертами человеческой психики. Жизнь животных оказывается иносказательным изображением жизни человеческого общества. В «Книгах джунглей» великолепны картины экзотической природы, на фоне которых в романтическом духе повествуется о смелых действиях Маугли. Киплинг писал и для детей(«Маленький Вили Винки и другие детские рассказы»).
Наиболее значительные произведения написаны Киплингом в 80-90е гг. Лучшие произведения, для которых характерны романтика смелых действий, верности долгу, романтика подвига, оказали сильное влияние на творчество Конрада, Стивенсона, Джека Лондона, Моэма.
53 Томас Гарди(1840- 1928г)- был крупнейшим английским писателем последних десятилетий XIX века. творчество которого заверщает эволюцию английского критического реализма в этом столетии. Именно в его творчестве мы обретаем разновидность роман. жанр. Автор как правило отмечен долей искренности Гарди начинает с прозы, затем в возрасте 58 лет пишет стихи. Он развивает тему христианского брака, взаимоотношения супругов в пределах брака и за его пределами. Он соединяет сочетаемое с несочетаемым.
Романы Гарди мрачны и овеяны ореолом безысходности. То, что происходит с героями, несправедливо. Герои бессильны противостоять судьбе.
Примирение с человеком и высшими силами не происходит
Единственный роман «Под древом зелёным» оканчивается положительно. Конфликт города с деревней. В Мельсток возвращается одна из его жительниц, которая получила образование в пансионе. Теперь она пришла с новыми идеями преподавать и играть на механическом органе. В финале звонят колокола. Между молодыми людьми (фермером и героиней) остаётся недосказанность, лицемерие, так как она не рассказала, что любит священника, но предпочла фермера.
Литературное наследие Гарди состоит из четырёх групп произведений. Он сам разделил свои романы на три серии. 1. он объединил названием «Романтические истории и Фантазии». В Эту серию входят романы:«Пара голубых глаз», «Двое на Башне», «Кружок благородных дам»,
2. группу составляют «романы интриг», «Отчаянные средства», «Рука Этельберты» поместил новеллы «Изменившийся человек», «Ужин» и другие повести»
3.Наибольшее значение в творчестве Гарди имеет группа «Романов о характере и среде», являющаяся наивысшим достижением его реализма.
4.Наконец, особую группу составляют поэтические произведения Гарди, его лирические стихи, составившие сборники: «Уэссэкские стихотворёния», «Стихи о прошлом и настоящем», «Предметы насмешек нашего времени», «Сатиры на обстоятельства» и эпическая драма в стихах «Вершители судеб»
Большинство своих романов и рассказов посвятил крестьянам. Этому выбору среды и обстановки он дает интересное объяснение: «поведение высших классов маскируется условностями и подлинный характер не легко разглядеть. У представителей низших классов поступок — прямое выражение внутренней жизни». Описывая трагическую судьбу своих героев, Харди обнажает социальную основу психологических конфликтов и выступает против мертвящих моральных норм викторианской эпохи. Но обращаясь к противоречиям действительности, Харди не видит путей к их разрешению. Действительность подавляет писателя, чем определяется общий трагический тон его произведений. В «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» показана трагическая судьба крестьянской девушки Тэсс, ставшей жертвой жестокой нормативной морали. У Тэсс родился внебрачный ребенок от совершившего над ней насилие сына ее хозяев Алекса д'Эрбервилля. Девушку все презирают за это, и даже искренне любящий Тэсс и женившийся на ней сын священника Энджел Клер, узнав обо всем от нее же самой, тотчас покидает ее. Одинокая и затравленная, Тэсс становится любовницей Алекса. Но когда раскаявшийся в своем поступке Энджел хочет вновь сойтись с Тэсс, она убивает любовника - главного виновника ее несчастий. Убийство раскрывается, Тэсс пытается бежать вместе с Энджелом, но ее настигают, судят и казнят. Исполнены сарказма финальные строки романа «Справедливость была совершена и глава бессмертных закончи свою игру с Тесс».
Герои «Джуда Незаметного» — жертвы буржуазной морали. Человек Томаса Харди борется с безразличными — не «добрыми», но и не «злыми» — силами, он — в конфликте с социальной средой, своими желаниями и волею третьих лиц и борьбу эту почти всегда проигрывает. Роман «Джуд Незаметный» вызвал крайне отрицательный отклик, критики называли его «Джуд Непристойный». Ту же тему Гарди развивал в стихах, к ним публика терпимее.