Творчество Чарльза Диккенса. Периодизация. (Общий обзор).
В конце ХIX века его популярность идет на спад. 60-е апогей его популярности.
Взгляды автора меняются, меняется творческий метод.
I – период 1830-1841.
1833 – опубликован рассказ молодого автора, подписал псевдонимом «Боз» (шутливое семейное прозвище). Очерки о жизни Лондона, с юмором, с остроумием, в манере карикатуриста.
1836 – предложение стать комментатором к «Карикатурам» Роберта Сейвморса.
Найт Браун «Карикатуры» - 15 выпусков.
«Посмертные записки Пикквикского клуба» - безумный успех. Навеяна «Дон Кихотом».Оптимизм. Взгляд лондонца выехавшего на пикник. Детский взгляд на мир.
Добродушный Пиквик, поэтик Снодграс,
Сэм Уэллер – философ (от отца). Афоризмы его мрачны.
Чудак – главный герой книги, попадает впросак стараясь помочь кому-либо.
Социальные моменты - избирательный комитет, суд. Зло устранимо. Злодеи перевоспитываются.
«Записки» - стоят особняком. Не закончив «Записки» начинает «Оливера Твиста»
Т.к. «Записки» печатались отдельными выпусками есть логически завершенные моменты, но и в связи с этим некоторые неточности.
II-период 1842-1848 – голодные сороковые.
Интерес к Америке «Мартин Чизльвит». Юмориста вытесняет сатирик.
«Рождественские повести и рассказы»
Издавал журнал «Домашнее слово» - в нем публиковал «Рождественские рассказы».
Люди простые наделенные даром любви, прощения, уют мирка внутри семьи противопоставляется безжалостному миру.
Создал один общий сюжетный стержень и к нему писались рассказы.
III-период 1849-1859
Автобиографический роман «Давид Копперфильд»
IV-период 1860 – до смерти.
«Большие надежды».
Диккенс и Коллинс большие друзья, но творческие методы разные. Старался написать детектив подобно Коллинсу.
«Оливер Твист» (2 период) - жанр – волшебная сказка, острая социальная сатира. Построен на контрастах (Респектабельный джентльмен – преступник). Доказывает, что закоренелых преступников нет, есть несчастные дети и поломанные судьбы. Деление на черно–белые тона. Герои не меняются (на примере Оливера Твиста - был добрым им и останется).
Кровь сказывается – из хорошего мальчика вора не сделаешь.
«Большие надежды» в журнальном варианте.
Пип влюбляется в Эстелу, воспитанницу леди Хэвишем (в подвенечном платье). Абель мегвич – благодетель. В Лондоне снимал квартиру с Гербертом Покетом. Бентли Дремлом – жених Эстеллы. Джо и Бидди поженились и назвали сына Пипом. Встречает Эстелу в конце.
Превосходно построенный сюжет. Роман – воспитание. Герой меняется радикально в романе. Вера в иллюзию. Все живут мнимыми надеждами. С детства главный герой мечтает быть джентльменом. Снобизм к которому подмешиваются общечеловеческие чувства. Он стыдится всего его окружения.
Принципы: помогать ближнему и не искать большего.
Темы: «Бальзаковские»
- крах иллюзий, преступления и наказания, деньги с печатью преступления на благие дела. Финал переписан. Романы густо населены: злодеи, герои, чудаки (в любом романе все представлены). Герой и героини – в их честь названы романы.
Чудаки – только в одном романе чудак – главный герой, в событиях обычно они не участвуют. Тема детства. Дети близки к чудакам. Дети помогают воплотить его гуманистические идеи.
Поклонники в России: Гоголь, Белинский, Толстой, Достоевский.
39. Роман Ч.Диккенса «Большие надежды»: проблематика и жанровое своеобразие.Роман "Большие надежды" печатался в журнале "Домашнее чтение" с декабря 1860 по август 1861 года и в том же году был опубликован отдельно, в трех томах. Сначала Диккенс предполагал давать его ежемесячными выпусками, как "Крошку Доррит" и большинство других крупных романов, но потом отдал в свой еженедельный журнал, чтобы поднять его тираж, хотя это сильно затрудняло работу, читатель, получая роман маленькими порциями, не может ясно представить себе авторский замысел. По первоначальной идее Диккенса этот его роман, рисующий крушение честолюбивых надежд героя и, несмотря на ряд комических эпизодов и персонажей, выдержанный в строгих, приглушенных тонах, должен был кончиться печально: Пип, получив тяжелый жизненный урок, оставался одиноким холостяком. Однако друг Диккенса, писатель Бульвер Литтон, уговорил егоизменить конец. Места, описанные в книге, были хорошо знакомы Диккенсу. "Наш город" - это Рочестер, старинный городок к юго-востоку от Лондона, с собором XII-XIV веков. В прилегающем к Рочестеру Чатаме Диккенс прожил несколько летребенком. А в годы, когда Диккенс работал над "Большими надеждами", он жил в своем поместье Гэдсхилл, на пути из Рочестера в Лондон, в семи милях от тех самых болот, где происходит действие первых глав книги, и нередко заглядывал туда во время своих долгих пешеходных прогулок.«Большие надежды» в журнальном варианте.
Превосходно построенный сюжет. Роман – воспитание. Герой меняется радикально в романе. Вера в иллюзию. Все живут мнимыми надеждами. С детства главный герой мечтает быть джентльменом. Снобизм к которому подмешиваются общечеловеческие чувства. Он стыдится всего его окружения.
Принципы: помогать ближнему и не искать большего.
Темы: «Бальзаковские»
- крах иллюзий, преступления и наказания, деньги с печатью преступления на благие дела. Финал переписан.
Крушение надежды воссоединиться с возлюбленной, Пип начинает видеть грязь жизни, жестокость людей, их эгоизм, жадность.
Герои: Пип (главный герой), Эстела (воспитанница мисс Хевишем), Джеггер(стряпчий из Лондона), Джо Гардери(бывший муж сестры за тем Бидди), Бидди (помогала ухаживать за сестрой), Абель Мегвич ( каторжник – благодель), Компесон(2 каторжник, жених-обманщик) мисс Хевишем, Бентли Дремлом (муж Эстеллы), Мисс Хевишем (хозяйка странного дома в подвенечьем платье), Орлик (подмастерье Джо), Герберт Покет (друг с кем снимал квартиру в Лондоне), Клара (невеста Герберта).