Творчество Даниэля Дэфо.Общ. обзор
Даниэль Дефо(1660-1731).основоположником европейского реалистического романа нового времени считается ДД. Творчество Дефо составляет целую эпоху в развитии английской прозы. Являясь первой ступенью в истории просветительского романа, оно подготовило и социальный реалистический роман 19 столетия. Традиции Дефо-романиста развивают:Филдинг, Смоллет, Диккенс.
Дефо явился зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие и роман уголовный. В своей концепции человека, Дефо исходит из просветительского представления о его доброй природе, которая подвержена воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.
Важная роль принадлежит Дефо в развитии англ. журналистики. Он находился в гуще политической, идейной и религиозной борьбы. Он родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, жившего в Лондоне. Семья была пуританской и разделяла взгляды диссидентов(противников господствующей англиканской церкви). Дефо был отдан на обучение в пуританскую духовную академию, но религиозным проповедником он не стал. Его влекла жизнь со всеми её превратностями, рискованными коммерческими операциями; несколько раз он был вынужден объявить себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции.
В 1685 он принял участие в возглавляемом герцогом Монмутом восстании против короля Якова II, стремившегося восстановить католичество и абсолютную монархию. «Славную революцию» 1688г. Он встретил сочувственно и поддержал политику Вильгельма III Оранского.
Дефо постоянно размышлял над способами наилучшей организации жизни общества. Он выступал с многочисленным проектами усовершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он писал в своих трактатах и памфлетах. Дефо волновало просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования; проблема сословных привилегий и судьба обездоленных природой людей- слепых, глухих и умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и затрагивал вопросы этики коммерсанта; смело выступал против господствующей англиканской церкви, высмеивая основные положения её вероучения и отвергая церковные догматы. Многие памфлеты не были подписаны его именем, но авторство обычно становилось известным и, он не раз подвергался аресту.
Начало литературной деятельности Дефо относится к 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах». В нём Дефо выступает с предложениями об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; развивает мысль о создании академии, которая занималась бы вопросами норм литературного языка; пишет о насущной необходимости женского образования.
В памфлете «Ходатайство бедняка» Дефо поднимает голос против несправедливости законов, карающих бедняков и защищающих богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в неё маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».
Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин», направленная против аристократической спеси дворян и утверждающая право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, достойными поступками. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III Оранского, которого сторонники правивших до 1688 Стюартов упрекали в том, что не будучи «Чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо опровергает нападки на Вильгельма, доказывая, что само понятие ««Чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации складывалась как история смешения различных народов. Дефо обосновывает несостоятельность притязаний британской знати называться «Чистокровными англичанами».
Откровенная неприязнь к знати и сатирическое осмеяние её претензий сделали сатиру Дефо популярной в народной среде. После смерти Вильгельма III (1702) англиканская церковь активизировалась, и поднялась новая волна диссидентов. В обстановке усилившейся реакции Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с диссидентами». В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с диссидентами, автор по существу выступал их сторонником. Он был приговорен к тюремному заключению и выставлению у позорного столба. Ещё до свершения этой гражданской казни в народе начал распространяться «Гимн позорному столбу», написанный Дефо в Ньюгетской тюрьме. «Гимн» был написан в форме народной песни, и в день, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа на площади распевала её, приветствуя автора.
Дав согласие стать тайным агентом правительства, Дефо был освобождён из тюрьмы. Теперь Дефо не делает различия между вигами и тори: он служит обеим партиям, понимая лицемерие каждой из них.
В 1719, когда Дефо 59 лет, появилась первая часть «Робинзона Крузо», сделавшая имя Дефо бессмертным. Дефо выдал роман за подлинные мемуары самого Робинзона. Толчком, а во многом и основой для создания романа, послужил очерк Стиля «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713г. В журнале «Англичанин». В нем рассказывалось о действительном происшествии: матрос Селькирк вступил в ссору с капитаном корабля и был высажен на остров Хуан Фернандес, где провел в полном одиночестве четыре года и четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на 1 день, несколько фунтов табака, кремневое ружьё, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок и библию.
«Робинзон Крузо» оказал влияние на развитие литературы, философии и политической экономии 18 в. Его идеи и образы преломились в творчестве Вольтера «Кандид», Руссо и Гете «Фауст».
21. Даниэль Дефо. "робинзон Крузо" и образ нового героя эпохи просвещения.
Даниэль Дефо(1660-1731).основоположником европейского реалистического романа нового времени считается ДД. Творчество Дефо составляет целую эпоху в развитии английской прозы. Являясь первой ступенью в истории просветительского романа, оно подготовило и социальный реалистический роман 19 столетия.традиции Дефо-романиста развивают:Филдинг, Смоллет, Диккенс.
Дефо явился зачинателем таких разновидностей жанра романа, как роман приключенческий, биографический, роман воспитания, психологический, исторический, роман-путешествие и роман уголовный. В своей концепции человека, Дефо исходит из просветительского представления о его доброй природе, которая подвержена воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.
«Робинзон Крузо» оказал влияние на развитие литературы, философии и политической экономии 18 в. Его идеи и образы преломились в творчестве Вольтера «Кандид», Руссо и Гете «Фауст».
Особую идейно-художественную ценность имеет первая часть романа, посвященная описанию жизни героя на необитаемом острове.
Расказывая во всех подробностях о 28 годах, проведенных Робинзоном вдали от общества, Дефо впервые в лит-ре развивает тему созидательного труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, наедине с природой, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью трудится над изготовлением предметов домашнего обихода, сооружает лодку, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая массу трудностей, он овладевает различными ремеслами. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Робинзон воплощает просветительские представления о "естественном человеке" в его взаимоотношениях с природой. Его религиозность и набожность сочетаются с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы.
Предаваясь моральным рассуждениям, он "с полным беспристрастием, словно кредитор", все сопоставляет и взвешивает. В дневнике Робинзон подводит "баланс" положительных и отрицательных сторон своего положения.
Характер Робинзона раскрывается в его общении с Пятницей. В этом молодом дикаре, спасенном от смерти, Робинзон хочет прежде всего видеть своего покорного слугу, раба. Не случайно первое слово, которое он учит его произносить,-"господин". Робинзону необходим послушный безропотный помощник, и его радует "смиренная благодарность", "бесконечная преданность и покорность " Пятницы. Узнав Пятницу ближе, Робинзон понимает, что по живости своего ума и по "душевным способностям" юноша не уступает ему. Пятница не только услужлив, но умен и восприимчив, он понимает все, чему его обучают. Благодаря Пятнице, к которому Робинзон искренне привязался, жизнь на острове стала "приятной и легкой". Как истинный пуританин, Робинзон стремится приобщить Пятницу к религии. Однако казуистические вопросы, которые тот задает ему, нередко ставят Робинзона в тупик.
Дефо сам писал об аллегорическом смысле своего романа. Описания приключений Робинзона содержат большой обобщающий смысл. В романе воплотились представления Дефо о человеческой жизни и истории человечества , основные этапы которой Робинзон проходит за время жизни на острове (оказавшись один на один с природой, он занимается охотой и рыболовством, потом разводит скот, обрабатывает землю и , наконец, обретает в лице Пятницы раба и позже превращает остров в колонию).
Исходным пунктом этого развития Дефо делает индивидуума, явно преувеличивая его значение в историческом процессе и нарушая правду истории. Неверно то, что жизнь Робинзона на острове началась с первоначальной ступени развития производства. В своем героическом единоборстве с природой Робинзон не совсем одинок. Ему удалось достать с разбитого корабля инструменты, оружие, порох, бумагу, чернила. Во всех этих предметах воплощен труд многих тысяч людей, и таким образом, человеческое общество незримо присутствует в хижине Робинзона. Без его поддержки он не смог бы, несмотря на всю свою энергию, создать необходимые для жизни условия.
Повествование ведется от первого лица в живой и непосредственной форме. Простота и безыскуссность рассказа обладают большой силой убедительнности. Достигается это благодаря реалистической достоверности описаний. С необычной тщательностью воспроизводит дефо мельчайшие подробности жизни своего героя, и каждая из них приобретает глубокий смысл.
Дефо-мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, умеет передавать своеобразие каждого времени года. Великолепны его описания моря. Местами язык не изобилует красочными сравнениями и яркими эпитетами, их заменяет перечисление фактов. Но именно такая манера соответствует рассудительности Робинзона и его трезвому взгляду на вещи.
Во Второй и третьей части "Робинзона Крузо" речь идет о жизни и деятельности Робинзона после того, как он покинул остров,- о его торговых путешествиях в Индию, Китай Сибирь, об организации им колонии поселенцев на том острове, где он прежде жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать многие препятствия, но теперь речь идёт не только о приключениях, сколько о деловых авантюрах и спекуляциях.
В историю литературы Дефо вошел как создатель просветительского реалистического романа, в котором проявляется тенденция к большим социальным обобщениям. Он писал для широких кругов читателей и содействовал демократизации литературы. Его бессмертный роман "Робинзон Крузо" стоит в одном ряду с крупнейшими произведениями мировой литературы.