Дж. Мильтон. «Потерянный рай» морально-этическая проблематика поэмы.
В 1667 году увидела свет грандиозная эпическая поэма Мильтона «Потерянный рай». Революционный характер этой поэмы, несмотря на ее библейский сюжет, был высоко оценен Белинским.
Революционное содержание поэмы проявляется в изображении борьбы Сатаны против Бога. При этом в поэме есть существенное противоречие. Как пуританин, Мильтон должен был сделатьсвоим -героем Бога. Но Бог Мильтона — суровый небесный тиран или, как называют его ангелы, «небесный король», а архангел Рафаил даже именует его «суверенным королем». Сатана имеет полное право сказать о Боге, что он Один царит, как деспот в небесах.
Мильтон-революционер вступает в противоречие с Мильтоном-пуританином. Вот почему с гораздо большей привлекательностью обрисована фигура бунтаря Сатаны, восставшего против Бога. Хотя Сатана свергнут с небес в преисподнюю, однако его сторонники не намерены покориться «небесному тирану».
Вся поэма — смелый вызов торжествующей реакции. Многие эпизоды борьбы между Богом и Сатаной содержат отзвуки гражданской войны между королём и парламентом, что особенно подчёркивается таким анахронизмом, как использование артиллерии в битвах между силами неба и ада. Речи персонажей, полные библейского пафоса, содержат явные отголоски парламентского красноречия и публицистики эпохи.
Вторую линию сюжета поэмы составляет история грехопадения Адама и Евы и их изгнания из рая.
Изображение Адама и Евы в поэме Мильтона является свидетельством духовного родства поэта с гуманистами эпохи Возрождения. Эти образы задуманы Мильтоном как символическое воплощение –всего человечества, проходящего трудный путь искания наиболее совершенных форм жизни. Адам и Ева жаждут знания, и Ева решает пожертвовать «райским блаженством» ради постижения тайн жизни. Правда, жизнь Адама и Евы после изгнания из рая становится тяжёлой, но Адам не видит в этом несчастья:
В поэме даётся символическое изображение путей исторического развития человечества, утрачивающего свою первоначальную свободу и подпадающего под иго тирании. Мильтон не мирится с деспотизмом и вкладывает в уста Адама и архангела Михаила свободолюбивые речи.
Мильтон считал, что поражение революции и возвращение Стюартов имели своей важнейшей причиной незрелость народных масс, неподготовленность их к новым, высшим формам жизни. Поэтому человечество должно пройти ещё долгий путь испытаний, прежде чем оно созреет для «райской» жизни.
Литература Просвещения. Периодизация, общая характеристика.
Основное содержание литературы XVIII века составило художественое освоение новых форм общественной жизни, сложившихся в Англии, в результате буржуазных революций. Господствующим литературным направлением XVIII века явился реализм. То была новая форма реализма весьма отличная от реализма
эпохи Возрождения. Реализм Возрождения отличался большой поэтичностью. Он рисовал могучие титанические образы людей. Изображение быта играло в нём второстепенную роль. Реализм XVIII
века был отнюдь не поэтичным. Писатели изображали весьма прозаическую действительность окружавшего их буржуазного общества. Их герои были рядовые люди. В центре внимания писателей стояли вопросы повседневного быта.
Это отличие проявилось внешним образом уже в том, что если в литературе Возрождения преобладали поэтические жанры, то в литературе Просвещения господство перешло к жанрам прозаическим. Правда, критика XVIII века считала подлинным искусством лишь произведения, написанные в поэтической форме, игнорируя прозаические произведения, однако наибольшую популярность получила именно прозаическая литература, ибо в ней читатели находили гораздо более полное отражение жизни, чем
в поэзии. Преобладание прозы над поэзией в литературе XVIII века объясняется тем, что прозаическая действительность буржуазного общества не могла стать благодарным материалом для создания
поэтических произведений.
XVIII был эпохой зарождения и расцвета романа. Писатели-просветители создали жанр социально-бытового и нравоучительного романа, который занял господствующее положение в литературе XVIII века.
Вплоть до начала XVIII века героями литературных произведений были, как правило, лица, принадлежавшие к наиболее привилегированным сословиям общества. Даже у таких народных писателей эпохи Возрождения, как Марло (док. Фауст) и Шекспир, главные герои произведений были по преимуществу людьми высокого общественного положения — королями, знатными феодалами, дворянами. Героями литературы XVIII века явились люди из буржуазной и даже из народной среды. Мы и раньше отмечали появление в литературе такого рода героев, но до XVIII века они составляли единичные явления. В XVIII веке герой из демократической среды занимает главное место в литературе: в центре романов английских писателей XVIII века, а также в драмах и поэмах стоят фигуры выходцев из буржуазии, обедневших мелких дворян и даже бедняков без роду и племени.
На протяжении своего развития английская литература в XVIII веке прошла через три этапа.
Первый период —раннее Просвещение- длился от «славной революции» до конца 30-х годов. В этот период происходит сформирование общих принципов просветительской идеологии.
В художественном отношении эти десятилетия характеризуются господством в поэзии стиля классицизма, крупнейшим представителем которого был Александр Поуп. Наряду с этим в начале XVIII века возникает новая прозаическая литература: появляются нравовоспитательные очерки Стиля и Аддисона и первые реалистические романы Дефо и Свифта.
Второй период - Зрелое Просвещение — приходится на 40-е и 50-е годы XVIII века. В этот период утверждается господство реалистического социально-бытового и нравоучительного романа, представленного произведениями Ричардсона, Фильдинга и Смоллета.
Третий период, охватывающий последние десятилетия XVIII века, отмечен появлением нового литературного направления — сентиментализма, - главными представителями которого в области романа были Гольдсмит и Стерн. В этот же период достиг высшего расцвета реалистическая просветительская драма (Шеридан).
Последние десятилетия XVIII века отмечены возрождением поэзии. Наконец, литературные явления, объединяемые общим названием «предромантизма», предвещают начало новой эпохи английской литературы — романтизма.