Творчество Джона Мильтона. Общий обзор.
Поэт Джон Мильтон (1608-1674) Идеология английской буржуазной революции- пуританство. Золотой век английской драматургии остался в прошлом. Жанры XVII века начиная с гражданской войны 1640-50-ых годов. (первая половина XVII – публицистика (политический трактат и памфлета) Авторы XVII века чужды экспериментам с формой. По-прежнему в почете поэзия, но уже другая (серьезный белый стих без иронии).
Мильтон выбирает белый стих. («Потерянный рай”, «Рай обретен (вариант перевода: Возвращенный Рай)», «Самсон-борец»). Основная функция поэзии не развлекательная, а назидательная (преподать урок достойной христианской жизни). Ключевой прием аллегория. Авторы охотно обращаются к библейским героям и сюжетам.
Мильтон – поэт, мыслитель, политический деятель, оставивший богатое художественное наследие. В том числе и на латыни. Мильтон – автор политических, философских и социальных трактат.
На первый план в поэзии выдвигается средний класс. Первые года (16 лет) жизни Мильтона совпадают с правлением Якова. Закончив университет Мильтон сан священный не принял т.к. не испытывал нужду в деньгах. На раннем этапе жизни Мильтон пишет лучшие свои произведения. К первому периоду относятся стихи, где Мильтон осваивает форму сонета, элегии. «Люсида» посвящена сокурснику который утонул на корабле. Мильтон придерживается формы пасторальной элегии. После смерти друга, Мильтон приходит к философскому осознанию смерти. («Если гибель приходит внезапно в молодости, успеет ли он сделать все, что хотел?») «Веселый и Задумчивый» - восприятие жизни, либо искрометная радость, либо глубокая задумчивость.
Стихотворения дублируют друг друга оба они начинаются с призвания музы. Но есть и отличия: если первый лирический герой охотно наблюдает труды и веселые истории поселян, то второй посвящает себя делам куда более серьезным: чтение и раздумывание. Можно поспорить идет ли речь о человеке с 2-х разных сторон или о 2-ух разных людях.
Второй период(40-60е г). Мильтон становится публицистом. Трактаты Мильтона иллюстрируют интерес этому жанру. Трактаты Мильтона: революционный трактат «Трактат о разводе». Первый брак Мильтона был крайне неудачен. Второй был более счастливым, но недолгим. В один прекрасный день жена Мильтона уезжает навестить родителей и остается года так на три. Мильтон решил обзавестись новой женой. Разводы тогда не практиковались. (В своем трактате он считает, что развод может быть также по причине нелюбви и несовместимости характеров.) Трактат произвел фурор, но настроил против него англиканскую церковь и пуританство. Однако жена Мэри Поуэл к нему вернулась, поэтому разводиться не пришлось. Она умерла при родах 4 ребенка.
Вторая работа «Памфлет Ареопагитика» посвящена вопросу о литературной цензуре. («Ареопагитика или речь о свободе слова» блестящий образец философской диалектики.) Мильтон утверждал, что не существует «абстрактная добродетель». «Белизна такой добродетели неестественна». Необходимо познание добродетели и порока, но лучше прочитать о пороке, чем испытывать на себе. Третья работа – политический трактат «Иконоборец» (англ. Революция завершилась судом над Карлом I. Сторонники короля издают книгу «Икона короля». В ответ Мильтон – «Иконоборец» Пастух не заботится о своем стаде, должен быть лишен своего права и стада.) На момент установления республики Мильтон получил должность латинского секретаря. Он ведет переписку на иностранном языке - латинском с представителями других стран. У него портится зрение и к 44 годам он практически ослеп. Реставрация Стюартов принесла ему полное разорение; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии. Мильтон уезжает в свое поместье и не участвует в политической жизни.
Третий период.Вновь взялся за перо, помогали ему писать стихи 3 дочери (он диктовал, дочери записывали). «Потерянный Рай» самое значительное произведение Мильтона. Он старался сравниться с Гомером, Вергилием со Спенсером в гениальности. Собираясь написать свой эпохальный труд Мильтон собирается изображать величайшего героя всех времен – сначала Короля Артура, а затем передумал и изобразил Адама. Состоит из 17 книг, написана белым стихом. Начинает с обращения к музе. (прямая аллюзия на библейский сюжет с Моисеем). Мильтон дает своему произведению авторитет Священного писания. Хронологический порядок нарушен. Черты эпической поэмы: действие в двух планах – земном и небесном. В поэме представлены 3 непадших ангела и 12 падших. Изображение повседневной жизни Адама и Евы- это представление идеального брака для Мильтона. Персонифицированы ангелы и Адам и Ева. Мильтон изображает весьма убедительно психологические картины, роднящие героев с читателями того времени. Финал поэмы оптимистичен – счастливое падение перворожденной четы. В книге описаны пессимистические действия, такие как убийство Каином Авеля. Войны между народами, а после всего является Иисус. Чтобы искупить грехи человеческие. Именно это предвидел Адам, вот и вкусил запретный плод, если бы не было изгнания из рая не было бы рождения Христа. Образ Сатаны в поэме центральный, он притягателен. Сатана – тиран и раб одновременно, он блестящий оратор, но риторика его основана на лицемерии. В концепции Мильтона высшая форма рабства – находиться в плену своих страстей.