Елизаветинская драма. Общий обзор
1485 год, ГенрихV111, смерть королевы Елизаветы,1603 год.16 век, переворот во всех областях социальной и исторической жизни. Взлёт мысли и творчества, война алой и белой розы, гибель феодального дворянства, английская церковь отделяется от римской, король становится главой английской церкви. Реформация при Генрихе 8(английское возрождение в Англии запоздало, король независим от папы.) Особый период - царствование Елизаветы 1. Колониальное и торговое могущество страны. Англия жадно вбирает в себя богатство европейской гуманистической литературы (Италии Франции и тп.) Рассвет театра - эпоха возрождения - золотой век английской драматургии. Елизаветинская драма восходит к
-исконно-английским жанрам,
-античный материал (трагедии, комедии «Сенека»)
Выдумки о королеве Елизавете - образ королевы-девственности, поклонение рыжеволосой королеве.
2 вида театра: публичные и частные. Различия - состав зрителей и труппы театров.1ый публичный театр 1576 год. День рождения английского театра, Владелец Джеймс Бербедж. к концу16 века в Лондоне 20 театров. Форма театра - овальная, партер стоячий, нет потолка, ложи самые дорогие, сидели даже на сцене, действие перемещается по разным сценам, декорации условные. Сцена состоит из нескольких сцен, одна вдаётся в партер, другая основная, 3-я-балкон нависающий над основной частью. Шекспировский театр отличается крайней бедностью в декорациях, Театр обвиняли в рассеивание разврата и падение нравов.
Рассвет университетов (латынь). бурное развитие науки, искусства и литературы. Итальянец Николас Юделл переделал комедию Плавта и Теренция . Также большое влияние оказала трагедий Сенеки ("кровавая трагедия" или трагедия мести Томаса Кида. Король делит страну между 2-мя сыновьями; "Испанская трагедия -.скопление убийств и злодеяний, дух убитого, кот. говорит о свершенном злодеянии.
Жанры драматические - интерлюдия и моралите.
Моралите - пьеса аллегорическая или историческая (нравственные св-ва человека, историческая фигура или явления.
Интерлюдия- пьеса лёгкого содержания о городе.
Материал философской системы Френсиса Бэкона.
Лирическая поэзия - популярна итальянская лит-ра, темы и формы Петрарки и Бокаччо. Томас Уайт-жанр итальянского сонета. Популярность в Англии поэзии Петрарки привела к утверждению сонета как ведущей поэтической формы, хотя слегка измененной по сравнению с классической итальянской. Первый английский поэт - петраркист Томас Уайет (1503–1542) ввел сонет из трех катренов и заключительного двустишия, любовная лирика была в дальнейшем развита Генри Говардом, графом Сарри (Суррей) (1517–1547), оставившим цикл, посвященный «Джеральдине» и также усовершенствовавшим форму сонета. Крупнейшим английским поэтом эпохи Возрождения стал Эдмунд Спенсер (ок. 1552–1599).Наибольшую известность Спенсеру принесла его поэма Королева фей, важнейший труд поэта. Спенсер обратился к сюжету, почерпнутому из средневекового рыцарского романа, к циклу легенд о короле Артуре. Пьесы Джона Лили, исполненные пышной риторики, были адресованы придворному зрителю, но и в них, подобно Роберту Грину, можно заметить четко выраженную патриотическую направленность и близость к народным сказаниям (Комедия о Джордже Грине, векфилдском полевом стороже). Со временем Испанской трагедии Томаса Кида в обиход вошла «кровавая драма». Другом Р. Грина одно время был талантливый поэт и драматург Кристофер Марло (1564-1593), подлинный создатель английской ренессансной трагедии. Будучи сыном сапожного мастера, он, благодаря счастливому стечению обстоятельств, попал в Кембриджский университет и, подобно Грину, был удостоен степени магистра искусств. Марло хорошо знал древние языки, внимательно читал произведения античных авторов, был он знаком и с творениями итальянских писателей эпохи Возрождения.
В творчестве первого великого трагедийного драматурга Кристофера Марло выразились эти сомнения и противоречия. Марло создал образ Фауста, стремившегося переустроить мир. Устами другого своего персонажа, жестокого завоевателя, неграмотного пастуха Тамерлана, драматург излагает свое понимание предназначения человека, «тревожный и неукротимый дух» влечет его к действию и познанию. Герои Марло впервые показали оборотную сторону идеала человека Возрождения – они незаурядны и противостоят обществу, нарушая не только его законы, но и общепринятые нормы человечности. Вызывали они в силу своего аморализма и ужас, и восхищение. С творчества Марло начинается новый этап развития драматургии английского Возрождения, который оказался связан с анализом внутренних душевных противоречий, с изображением грандиозной личности, неотвратимо влекущейся к гибели.
Марло не захотел стать служителем церковной ортодоксии. Его привлекал многоцветный мир театра, а также вольнодумцы, осмеливавшиеся сомневаться в ходячих религиозных и прочих истинах. Трагическая судьба Марло в чем-то перекликается с трагическим миром, возникающим в его пьесах. К числу титанов, изображенных Марло, относится также знаменитый чернокнижник доктор Фауст. Ему драматург посвятил свою "Трагическую историю доктора Фауста" (1588), оказавшую значительное влияние на последующую разработку Фаустовской темы. В свой черед Марло опирался на немецкую народную книгу о Фаусте, увидевшую свет в 1587 г. и вскоре переведенную на английский язык.
Если Тамерлан жаждал неограниченной власти, то Фауст тянулся к великому знанию. Характерно, что Марло заметно усилил гуманистический порыв Фауста, о котором благочестивый автор немецкой книги писал с нескрываемым осуждением. Отвергнув философию, право и медицину, а также богословие как науку самую ничтожную и лживую (акт I, сцена 1), Фауст Марло возлагает все свои надежды на магию, способную поднять его на колоссальную высоту познания и могущества. Пассивное книжное знание не привлекает Фауста. Подобно Тамерлану, он хочет повелевать окружающим миром. В нем бурлит энергия. Он уверенно заключает договор с преисподней и даже укоряет в малодушии беса Мефистофеля, скорбящего о потерянном рае (I, 3). Он уже ясно видит свои грядущие деяния, способные поразить мир. Он мечтает окружить медной стеной родную Германию, изменить течение Рейна, слить в единую страну Испанию с Африкой, овладеть с помощью духов сказочными богатствами, подчинить своей власти императора и всех немецких князей. Ему уже представляется, как по воздушному мосту он переходит с войсками океан и становится величайшим из государей. Даже Тамерлану не могли прийти в голову подобные дерзкие мысли. Любопытно, что Марло, еще не так давно бывший студентом, заставляет Фауста, погруженного в титанические фантазии, вспомнить о скудной жизни школяров и выразить намерение покончить с этой скудостью.
Но вот Фауст с помощью магии обретает волшебную силу. Осуществляет ли он свои намерения? Меняет ли он очертания континентов, становится ли могущественным монархом? Из пьесы мы об этом ничего не узнаем. Создается впечатление, что Фауст даже не сделал попытки претворить в жизнь свои декларации. Из слов хора в прологе четвертого акта мы узнаем только, что Фауст много путешествовал, посещал дворы монархов, что все дивятся его учености, что "во всех краях о нем гремит молва". А молва гремит о Фаусте главным образом потому, что он все время выступает в роли искусного волшебника, изумляющего людей своими проделками и магическими феериями. Это заметно снижает героический образ дерзновенного мага. Но в этом Марло шел за немецкой книгой, являвшейся его главным, если не единственным, источником. Заслуга Марло в том, что он дал фаустовской теме большую жизнь. Позднейшие драматические обработки легенды в той или иной мере восходят к его "Трагической истории". Но Марло еще не пытается решительно видоизменить немецкую легенду, отлившуюся в форму "народной книги". Такие попытки будут сделаны только Лессингом и Гете в совсем иных исторических условиях. Марло дорожит своим источником, извлекая из него как патетические, так и фарсовые мотивы. Понятно, что и трагический финал, изображавший гибель Фауста, ставшего добычей адских сил, должен был войти в пьесу. Без этого финала в то время не мыслилась легенда о Фаусте. Низвержение Фауста в ад являлось таким же необходимым элементом легенды, как и низвержение в ад Дон Жуана в известной легенде о Дон Жуане. Но обратился к легенде о Фаусте Марло не потому, что ему захотелось осудить безбожника, а потому, что ему захотелось изобразить смелого вольнодумца, способного посягнуть на незыблемые духовные устои. И хотя его Фауст то поднимается на огромную высоту, но низко падает, превращаясь в ярмарочного фокусника, он никогда не сливается с серой толпой филистеров. В любом его магическом кунштюке есть крупица титанического дерзания, вознесенного над бескрылой толпой. Правда, крылья, обретенные Фаустом, оказались, по словам пролога, восковыми, но это были все же крылья Дедала, устремленного в необъятную высь.
Желая усилить психологический драматизм пьесы, а также увеличить ее этические масштабы, Марло обращается к приемам средневековых моралите. Добрые и злые ангелы борются за душу Фауста, поставленного перед необходимостью выбрать, наконец, верный жизненный путь. Благочестивый старец призывает его покаяться. Люцифер устраивает для него аллегорический парад семи смертных грехов "в их подлинном облике". Подчас Фауста одолевают сомнения. То он считает загробные мучения вздорной выдумкой и даже приравнивает христианскую преисподнюю к античному Элизиуму, надеясь там встретить всех древних мудрецов (I, 3), то грядущая кара лишает его душевного покоя, и он погружается в отчаяние (V, 2). Но и в порыве отчаяния Фауст остается титаном, героем могучей легенды, поразившей воображение многих поколений. Это не помешало Марло в соответствии с распространенным обычаем елизаветинской драмы ввести в пьесу ряд комических эпизодов, в которых тема магии изображается в сниженном плане. В одном из них верный ученик Фауста Вагнер пугает чертями бродягу-шута (I, 4). В другом эпизоде конюх постоялого двора Робин, стянувший у доктора Фауста волшебную книгу, пытается выступить в роли заклинателя нечистой силы, но попадает впросак (III, 2).
Белый стих перемежается в пьесе прозой. Комические прозаические сценки тяготеют к площадному зубоскальству. Зато белый стих, пришедший на смену рифмованному, господствовавшему на сцене народного театра, под пером Марло достиг замечательной гибкости и звучности. После "Тамерлана Великого" им стали широко пользоваться английские драматурги, и в их числе - Шекспир. Масштабности пьес Марло, их титаническому пафосу соответствует приподнятый величавый стиль, изобилующий гиперболами, пышными метафорами, мифологическими сравнениями. В "Тамерлане Великом" этот стиль проявился с особой силой.
Два направления развития драмы после Шекспира. Первое направление: буржуазная трагедия, насыщенная общественно-политическим содержанием и реалистическая комедия нравов.
Бен Джонсон-Первая его комедия — «Всяк в своём настроении» Его комедии пользовались скандальным успехом, их особенно ненавидела аристократия, которую Бен Джонсон изображал глупой и никчёмной. Не меньшим успехом пользовались и другие его комедии, из которых особенно выделялись: «Эписин, или Молчаливая женщина», «Алхимик», «Варфоломеевская ярмарка» (последняя — настолько широкая картина нравов, что Баньян, Джон впоследствии взял её за основу, изображая свою «Ярмарку Тщеславия»). Для театров открытых писали не только популярные авторы типа Хейвуда и Деккера, которые хорошо изучили вкусы зрителей партера, но и сам Шекспир. Закрытые же театры, как правило, ставили пьесы, рассчитанные на избранную публику из среды интеллигенции. Такие пьесы сочиняли Джонсон, Чэпмен, Марстон, Мидлтон, Бомонт и Флетчер.Так, например, Бен Джонсон, создавший "Вольпоне" в расчете на открытый театр, предназначил "Эписина" для театра закрытого. Но уже в 10-е годы такая "стена" возникла. И хотя демократические тенденции, трансформированные в духе Хейвуда и Деккера, продолжали существовать, как продолжали существовать и сами открытые театры, закрытых театров становилось все больше и больше. В начале XVII века лучшая лондонская труппа, носившая название королевской, играла в театре "Глобус". Ее признали лучшей потому, что ее трагиком был несравненный Ричард Бербедж, а комиками Роберт Армии и Томас Поп, о которых еще при их жизни складывали легенды. Постоянным драматургом труппы был Уильям Шекспир. Когда стало очевидно, что Шекспир уже не сможет больше обеспечить репертуар театра, вероятно, Бен Джонсон рекомендовал труппе короля двух молодых писателей из кружка своих поклонников и учеников. Это были Бомонт и Флетчер. Старший из них, Джон Флетчер, родился в декабре 1579 года в местечке Рэй, в графстве Сассекс, где его отец Ричард Флетчер возглавлял небольшой церковный приход. Когда Флетчер пригласил Бомонта в соавторы, они поселились вместе и с большой быстротой писали пьесы для труппы короля, став ее главными драматургами вместо Шекспира, Неизвестная причина оборвала жизнь Бомонта в самом расцвете сил. Он скончался за полтора месяца до Шекспира. Первое собрание пьес Бомонта и Флетчера вышло в свет в 1647 году. До начала сотрудничества с Флетчером Бомонт написал две комедии: "Женоненавистник" и "Рыцарь Пламенеющего Пестика". Флетчер единолично написал "Верную пастушку" и "Награду женщине, или Укрощение укротителя". Плодом сотрудничества Бомонта и Флетчера были семь пьес: "Месть Купидона", "Филастр" , "Щеголь", "Трагедия девушки" , "Король и не король" , "Четыре пьесы в одной" , "Высокомерная".
9.Творчество Уильяма Шекспира. (1654-1616 гг)
Вершина драматургии эпохи Возрождения. Английский драматург, поэт. Родился в семье ремесленника торговца Джона Шекспира. Учился в грамматической школе, где, усвоил латынь и основы древнегреческого языка.
Поэтическую известность принесли поэмы «Венера и Адонис», «Лукреция», развивавшие традиции философской лирики возрождения.
Между 1592-1600 созданы и опубликованы 154 сонета. Их сюжетная канва -отношения лирического героя с другом, и возлюбленной, видимо автобиографична, темы и мотивы типичны для ренессансной поэзии.
Шекспировский канон включает 37 пьес, 18 появились при жизни, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Ш. Народная мифо-эпическая и натурфилософская основа его творчества, образ мироздания, «Великая цепь бытия». Жанровое своеобразие и сюжетные источники его пьес, многосоставность, динамика его характеров. Шекспировский полифонизм, синтез трагического и комического, высокого и низкого, богатство образных средств.
Пьесы Шекспира исполнены оптимизма в период до 1601 года.
С 1601 года Шекспир пишет по одной трагедии в год и темные комедии.
1608-1612гг мировоззрение писателя меняется, возвращается вера в оптимизм. Появляется глубокая философская мудрость («Зимняя сказка», «Буря» завещание поэта)
Периоды творчества Шекспира
1. По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. Мифо-эпическая картина мира в сонетах, время и вечность, Петраркизм и неоплатонизм, образы «Друга и Смуглой леди». Присуще капризность, чувственность, откровенная страсть. Дружба идеализировалась, страсть принижалась. Темная леди – земная красота, реальная женщина. Образ лирического героя, Драматургия первого периода: «Кровавая трагедия», «Ричард III» и проблема зла в творчестве Шекспира. Ранние комедии. Влияние античной комедии Плавта ("Комедия ошибок" Шекспира и "Менехмы" Плавта). "Бесплодные усилия любви". "Эвфуистический" стиль и его несостоятельность перед истинным чувством ("Как вам это понравится"). "Высокие комедии": "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец", "Много шуму из ничего" и т. Д. Отголоски фольклорной традиции баллад Робин Гудовского цикла. Соотношение поэзии и действительности, притворства и искренности. ("Жизнь - театр". "Двойники" комедии. "Пасторальная идиллия" и пародия на пастораль. "Темные комедии" "Троил и Крессида" - пьеса о развенчании идеалов. Первая зрелая трагедия «Ромео и Джульетта» -разрешение трагического конфликта
2. Второй период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600—1609 годы, сторонники субъективистского биографического подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета. Однако некоторые исследователи считают, что Шекспир в образе Жака всего лишь осмеивал меланхолию, а период якобы жизненных разочарований (по версии сторонников биографического метода) на самом деле не подтверждается фактами биографии Шекспира. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.
Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета», по мнению многих критиков, — самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время — Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет — первый «рефлектирующий» герой мировой литературы.
Ранние трагедии. "Тит Андроник" как "трагедия мести". "Великие трагедии": острота ситуаций, титанизм образов, универсальный характер конфликтов - социальный конфликт выступает как конфликт нравственный и семейный ( Гамлет, Король Лир), личный (Отелло). Трагедия как история острых и неодолимых личностных противоречий, разлад героя с его окружением. Тема честолюбия и власти ("Макбет"). Самая короткая из трагедий. Сюжет заимствован из «Истории Британии». В трагедии Макбет Шекспир дает наиболее полную хар-ку индивидуалиста как личности, сознательно и неизменно ставящей то, что выражают её собственные интересы, выше интересов окр. людей. Макбет, охваченный честолюбивой страстью, спешит освободить свой интеллект от нравственных принципов и основных правил, считая их помехой и пустыми предрассудками. Но как ни свободен главный герой от предрассудков, его всё же мучают угрызения совести, его пугает кровавая тень убитого им Банко. Но Макбет продолжает идти вперёд, не думая об отступлении, герой всеми силами старается заглушить враждебный ему голос, чтобы не ослабить свою волю. Губительное влияние единоличной власти и в особенности борьбы за власть которая превращает храброго Макбета, доблестного и прославленного героя в ненавистного всем злодея. Основная тема – внутренний конфликт.
"Гамлет" - самая глубокая из трагедий Шекспира. Столкновение идеала и наличной действительности, злая воля и роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Основной сюжетный мотив «Г.» — месть отчиму за то, что он убил отца, женился на матери и преступлением овладел престолом, — неоднократно разрабатывался в лит-ре за несколько веков до «Вильяма Шекспира»
С 1608 года мировоззрение меняется, возвращается вера в оптимизм. («Буря», «Зимняя сказка»)
3. Третий период– пьесы переносят в мир сказок и утопических ситуаций - обнимает всего только три-четыре года и четыре пьесы — так называемые «романтические драмы» или трагикомедии. В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий. Клевета уличается, невинность оправдывает себя, верность получает награду, безумие ревности не имеет трагических последствий, любящие соединяются в счастливом браке. Оптимизм этих произведений критиками воспринимается как знак примирённости их автора. «Перикл», пьеса существенно отличающаяся от всего ранее написанного, знаменует появление новых произведений. Наивность, граничащая с примитивностью, отсутствие сложных характеров и проблем, возврат к построению действия, характерному для ранней английской ренессансной драмы, — всё указывает на то, что Шекспир находился в поиске новой формы."Зимняя сказка" — причудливая фантазия, рассказ «о невероятном, где всё вероятно». История о ревнивце, поддавшемся злу, терпящем душевные муки и заслужившем своим раскаянием прощение. В финале добро побеждает зло, по мнению одних исследователей, утверждая веру в гуманистические идеалы, по мнению других — торжество христианской морали. «Буря» самая удачная из последних пьес и, в некотором смысле, финал творчества Шекспира. Вместо борьбы здесь царит дух гуманности, всепрощения. Поэтические девушки, созданные теперь — Марина из «Перикла», Утрата из «Зимней сказки», Миранда из «Бури» — это образы прекрасных в своей добродетели дочерей. Исследователи склонны видеть в заключительной сцене «Бури», где Просперо отрекается от своего волшебства и уходит на покой, прощание Шекспира с миром театра.
Трагедии У.Шекспира.
История человеческого конфликта, острых личностных противоречий, разлад героя с соц порядками и его окружением; выход из конфликта—смерть. Трагедии называются по имени главного персонажа. Шек опирается на достижения Кристефера Марло—сильная, титаническая личность, кот задаёт действие и вокруг кот оно разворачивается. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир». Елизаветинская трагедия опирается на античные образцы. Драматурги ориентируются на «Кровавые трагедии» Сенеке. Именно такие трагедии публике по душе. «Тит Андронник»—слабая личность, но все условия жанра присутствуют. Считается одной из слабых Шек трагедий. Это трагедия в классическом её варианте, где наглядно показан процесс снисхождения героя с более высокого уровня на более низкий—что и составляет трагедию у Шек. «Король Лир»--исключение, именно он возвышается в моральном плане. «Отелло»—от справедливого, гуманного, любящего супруга, до убийцы любящей, беспомощной женщины, жертва клеветы. Перестал верить реальному и очевидному. «Макбет»—от верного талантливого полководца, сторонника короля до заговорщика, убийцы. «Гамлет»—из гуманиста в орудие, не может оставаться человеком, принимая на себя месть, зачёркивает то лучшее, что в нём есть. «Тит Андронник»—персонаж преклонных лет, 40 лет защищал Рим, потерял сыновей, деградация задана с самого начала. Влюбляется в одну из пленниц. Одержал победу—предоставлено место у Цезаря, он отказывается. Царица Тамора—супруга нового цезаря. Тит Анд становится жертвой его происков, мести. Его сыновей казнят. Он терпит, чаша переполняется и в какой-то момент он решает мстить. Этот момент наглядно изображён. Он стоит на балконе (строение театра), царица—на сцене, уверена, что он сошёл с ума. Она призывает его спуститься, что он и делает—деградация, уподобляется врагам. Путь деградации—решение мстить—методами его же врагов, духовно становится меньше, хуже. Когда готов распахнуть объятия мести—деградация. Трагедия героя—он опускается на уровень своей противницы. Все герои трагедий проходят путь деградации, кроме короля Лира—торжество духа над материальным. Тело гибнет, моральный вверх, одерживает победу над жестокими законами. Общее у героев трагедий—фигуры титанические, возвышаются над окружающими, главный герой одинок, не понят (Гамлет), и он деградирует (3 черты). "Гамлет"(1600-1601)-самая знаменитая и глубокая трагедия, по сей день не утратила своей силы. Первоисточник, история заимствована из «Истории датчан» Саксона Грамматика. Это трагедия мести, в чём повторяет законы жанра—традиционная трагедия мести—гора трупов. Чаще всего в Гамлете видят «болезнь воли», неспособность воплотить свои намерения в жизнь: «Что ж медлю я и без конца твержу о надобности мести. Но другие, например философ Карл Ясперс, видят в нём борца за истину в мире лжи. Меланхолический характер и особенно трагическое одиночество Гамлета было высоко оценены романтиками. Гёте, например, увидел в нём существо, раздавленное, громадностью действия, кот ему приписывает рок. Политический контекст, заложенный в тексте перекликается с современностью Шек. В некоторых своих подробностях «Гамлет» явл соц заказом—отстаивает права правящей династии. Конфликт трагедии—мать Гамлета Гертруда, выходит замуж за брата мужа. Этот факт возмущает сына—она придаёт память супруга. Имеет огромный политический резонанс. Елизавета--дочь Анны Болейн, на кот Генрих женился после развода. Основа развода—он осознал, что женат на родственнице—Екатерина Арал была помолвлена с братом Генриха ( женат на вдове брата). Если это явление нейтральное, то жениться на супруге брата можно—развод незаконен. Такие моменты прослеживаются у Шек. Почему Гамлет не мстит? Правильно ли он поступает принимая месть на себя?—вопросы всех времён. Факты не в пользу главного героя. Отношение к женщине—негласный закон Елизаветинской драмы, условность елизавет восприятия. Жестокость Гамлета губит Офелию, хотя она никоем образом не причастна к убийству. Её судьба как бы повторяет судьбу Гамлета ( она теряет рассудок на самом деле, он же притворяется). Губит женщину—персонаж отталкивающий, отрицательный. Огромное количество деталей. Деградация: от гуманиста, кот ужасается происходящим в Датском государстве, до –зачёркивает в себе всё человеческое. Он превращается в орудие, тем самым зачёркивая в себе всё лучшее. Образ Фортинбраса (принц норвежский, на смену династии)—воин, солдат, нерассуждающее действие. Он приходит на смену эпохе, требует действия. Гамлет—воплощениерефлексии, просчитывает каждое действие. Ф—контраст с Г. это пьеса двойников, дублирования сюжетных линий. Лаэрт и Фортинбра мстят ха убитых отцов. Месть Фор—успех (отец Гамлета убил его отца в поединке). В русс литературе—резонанс. В лит-ре множество романов, пьес и новелл представляют в различных формах тему «Гамлета или написаны по его мотивам. Поэма Артюра Рембо «Офелия, сатирич пьеса немца Георга Бриттинга (189101964) «История толстяка по имени Гамлет», обработка в виде детективного рассказа Анри Виара «Окутанный туманом» (1966). Оригинальная интерпретация английского драматурга Тома Стоппард (род. в 1937)—пьеса «Розекранц и Гильденстерн мертвы». Перевод «Гамлета» Пастернаком. «Мрачные комедии»—приближаются к мировосприятию трагедий, более трезвый и безжалостный взгляд на жизнь, нечто циничное, отрицание всех ценностей. «Троил и Крессида» (1601-2)—пьеса обманутого ожидания—новое восприятие. Источник «История Троянской войны» Бенса де Сенмора—трактовка отличается. Последний период творчества Шек—автор шексп пьес научился по-новому смотреть на вещи. После 1608 г. опять меняет свой взгляд на мир. Он становится мудрее и снисходительнее (1 период—мир хорош как есть, 2-й—открыл сущность зла, потрясений). Осознаёт наличие зла в мире, он порочен, корыстен, но способен надеется и верить, худшая и лучшая стороны борются и последняя одерживает победу. Мир не обречён, есть в нём и красота и справедливость. «Зимняя сказка» (1610), «Буря» (1612).идеалы гуманизма обретают форму мечты о будущем, прекрасном, новом мире. «Буря»—один из персонажей воплощает это. «Как хорош морской прилив и как хорош тот мир, где есть такие люди» (Миранда)—эпиграф к этому периоду. Миранда—дочь волшебника, воспитанная на одиноком острове. Мечты автора о торжестве идеалов воплощены в фантастическом элементе. Новый художественный метод—слияние жанров—драмы, аллегории, комедии, сказочных сюжетов и трагедии. Смешаны фантастическое и реальное, используется фольклор, утопические ситуации. Над всем доминирует любовь к человеку, восхищение его красотой. «Буря» --исповедь Шек, стало его завещанием, последнее самостоятельное произведение Шек. Символичен конец—волшебник Проспер ломает свой волшебный жезл, отрекаясь от этой разрушительной власти, кот приобретал всю жизнь, книги читал. В этом образе видят прообраз самого Шек –отказ от художественного творчества, умения сочинять и писать. «Буря» основывается на реальных путевых заметках, открытие Бермудских (чёртовых) островов. Название символично, не только феномен природы, но и буря в душе главного героя Проспера. И здесь миропорядок нарушен в начале, потом возвращается обратно. Финал воспринимается как нечто исключительное, вызванное силами волшебства. Счастливый финал во многом искусственен. Просперо принадлежит к той же группе героев, что и Гамлет гуманист. Становится жертвой несправедливости. В отличие от Гамлета, Просперо имеет силы и средства бороться с врагами, но не опускается на их уровень. Он стал великим учёным. В елизаветенские времена знания напрямую ассоциировались с силами магии, чернокнижниками. Благодаря волшебному жезлу Просперо одерживает победу над врагами. Корабль с врагами крушится, попадают на тот же остров, где и Просперо—они в его власти. Понимает, что все люди несовершенны, небезнадёжны. Месть в том, что восстанавливается справедливость, нарушенный порядок вещей, заставляет раскаяться врагов. Это наиболее сценичная пьеса, пригодная к театральным постановкам—много спецэффектов. Огромное количество музыки, она активный участник событий. Старая тема заимствована и адаптирована к собственному художественному замыслу. Контраст реальности и вымышленного, на волшебном острове эти границы размыты, видишь ли ты реальную вещь или какое-то, магическое построение. Несколько уровней создания иллюзий. 1—маг—создать из небытия то, что покажется реальным. Иллюзия собственного чувства—любовь Фердинада к Миранде—думает, что она фея острова. Физическая реальность может обернуться иллюзией. Эта трактовка реальности—жизнь—сон. Шек любит сравнивать жизнь и пьесу. «Сон и явь смешаны как в романах Барокко. «Буря»—единство времени и места. События –в один день. Сильное эмоциональное воздействие, в сюжет слаб. Персонажи—аллегории на те или иные явления жизни. Отголоски «Бури» у Мильтона, Оден «Море и зеркало». Образы «Бури» снова воспроизводятся в современной литературе. В творчестве Шек елизаветинская драма достигает своего апогея.
Комедии Шекспира
В ранних комедиях (Как вам это понравится, Два веронца, Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь, Бесплодные усилия любви, Укрощение строптивой, Комедия ошибок, Виндзорские насмешницы) в полной мере присутствует гармоничное отражение совершенства мироздания, жизнерадостный, оптимистический взгляд на мир. В них нет плутовских мотивов, столь распространенных в литературе того времени. Здесь веселятся ради веселья, шутят ради шутки. Поражает разнообразие жанровых вариаций комедий – романтическая комедия, комедия характеров, комедия положений, фарс, «высокая» комедия. При этом все персонажи поразительно многогранны, психологические ходы – сложны и разнообразны. Герои шекспировских комедий всегда незаурядны, в их образах воплощены типично ренессансные черты: воля, острый ум, стремление к независимости, и, конечно, сокрушающее жизнелюбие. Даже на чисто фарсовых ситуациях комедии положений (как, скажем, в Комедии ошибок) Шекспир строит сложные реалистические характеры. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.
В период меланхолии 1601-1608 Шекспир пишет две комедии: Конец – делу венец и Мера за меру, причем вторая из них фактически относится к драме)
«Комедия ошибок» — ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала итальянская версия комедии Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон грозит казнь и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение. Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира — это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении.
На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой», созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение. Автор провозглашает незыблемость установленного порядка, где главой семьи является мужчина.
В последующих пьесах Шекспир отходит от внешних комедийных приёмов. «Бесплодные усилия любви» — комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов (к этому времени Шекспир уже владел непростой стихотворной формой). Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс или Анатомия остроумия».