Почему натуральный метод нельзя повсеместно применять в средней школе?
Натуральный метод – метод изучения иностранному языку, при котором основной упор приходится на обучение устной речи посредством создания языковой среды, аналогичной той, что создаётся перед ребёнком в процессе постижения им родного языка.
Ответ на этот вопрос кроется в основных характеристиках натурального метода:
1. Из преподавания должен исключаться родной, так как восприятие языковых явлений должно быть непосредственным, без обращения к переводу – такой подход может быть непонятен большому числу учеников, особенно на ранних этапах изучения.
2. Значение языковых явлений должно раскрываться с помощью различных средств наглядности, контекста или толкования – что может быть крайне затруднительным при объяснении абстрактных или многозначных понятий. Кроме того, таким образом невозможно закрепить новый грамматический материал.
3. Новый языковой материал должен вводиться только устно, закрепление материала следует проводить путем подражания учителю с широким использованием аналогии – что может вызвать затруднения при большом объёме материала. Кроме того, таким образом невозможно закрепить новый грамматический материал.
4. Основной формой работы является диалог между учителем и учащимися. Широко применялись игры, имитировавшие реальные условия общения, а также комментирование действий, выполняемых преподавателем и учащимися – что может вызывать затруднения при большом количестве учащихся в классе и большом объёме материала. Кроме того, таким образом невозможно закрепить новый грамматический материал.
Все усилия представителей метода были направлены на искусственное создание языковой среды, подобной той, которая окружает ребенка при овладении им родной речью, что может быть невозможным в условиях обыкновенной средней школы.
Основные характеристики метода Палмера.
Метод Палмера появился незадолго после Первой Мировой войны как развитие Прямого метода. Прямой метод заключается в стремлении ассоциировать слова и грамматические формы непосредственно (т.е. «прямо») с их значением, минуя родной язык учащегося.
Эргон - лексическая единица по Палмеру. Может быть выражена любым видом лексической единицы.
Основным отличием метода Палмера от классического Прямого метода является большая концентрация внимания на разделение процесса обучения на несколько ступеней:
1. Элементарная (занимает ок. полугода)
2. Промежуточная (занимает 1-3 лет)
3. Продвинутая (занимает 1-3 лет)
Основные принципы метода Палмера:
1. Частотность (насколько часто слова встречаются в устной и письменной речи, причём разные значения слова должны рассматриваться по отдельности)
2. Структурная сочетаемость - способность эргонов сочетаться с другими единицами. Причём тогда, когда учащийся уже будет в состоянии употреблять их с другими лексическими единицами.
3. Конкретность
4. Пропорциональность
5. Целесообразность - рассматривая это требование как второстепенное, он считал, что они могут быть нарушены ради слов, относящихся к одной семантической группе (например, учить слова «миллион», «миллиард» и/или «тысяча» одновременно с «один», «два», «три» и т.д.)
Что такое подстановочные таблицы?
Подстановочная таблица – упражнение подстановочного характера. Они используются в методе Палмерадля конструирования вторичных лексических единиц. Подстановочные таблицы построены на принципе сочетаемости эргонов(эргон – лексическая единица по Палмеру. Может быть выражен лексическими единицами, словосочетаниями и служебными словами). Подстановочные таблицы используются при промежуточной ступени обучения.
Таблица может быть дана как в транскрипционном, так и в традиционном (буквенном) написании. В зависимости от конкретной задачи учитель записывает её по частям или даёт сразу целиком – в первом случае сначала выучивается и записывается образец (на слух). После этого учитель заполняет эргонами первую колонку, потом вторую, и т.д. Учащиеся должны в быстром темпе воспроизвести достаточно большое количество примеров, чтобы произносить их бегло и правильно. К одной и той же таблице можно возвращаться несколько раз.