Исследование эффективности применения стихотворных текстов
С целью развития фонетических навыков учащихся 4-х классов
В ходе преддипломной практики мы исследовали влияние использования стихотворных текстов на развитие фонетических навыков. Наша практика проходила в 3, 4, 5, 6 классах школы № 210 Центрального района с 27 января по 3 марта 2012 года у учителя Шмарцевой Ирины Рудольфовны. Наше исследование проводилось в 4 классе.
В ходе практики был дано 60 уроков, из них 12 было проведено в 4 классе. 8 уроков прошло с использованием стихотворных текстов, 6 из которых представлены в работе. Обучение проходило по учебно-методическому комплексу«Enjoy English».
Целью нашей учебно-исследовательской деятельности было доказать эффективность использования стихотворных текстов, обеспечивающее развитие фонетических навыков на уроках английского языка в четвертых классах. Мы выбрали этот возраст потому, что именно в тогда формируется речь учащихся, их иноязычное произношение. Высокая способность детей к имитации, еще не утратившаяся в этом возрасте, облегчает формирование фонетических навыков. А устойчивое нормативное произношение учащихся является необходимой предпосылкой для качественного усвоения языкового материала, в значительной мере способствует успешной выработке умений устной речи, чтения и письма.
Согласно Государственному образовательному стандарту можно назвать следующие требования к фонетическим навыкам:
1. Беглость – степень автоматизированности произносительных навыков, позволяющая говорить в нормальном темпе.
2. Фонематичность – предполагает степень правильности фонетического оформления, достаточный для незатруднённого понимания говорящего.
Характеристика УМК
УМК «Enjoy English» (вторая редакция) для 4 класса включает в себя следующие компоненты: учебник, книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3), обучающую компьютерную программу «Enjoy English» для 4 класса, обучающую компьютерную программу «Интерактивные плакаты» для 2 – 4 классов. Данный УМК соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по иностранному языку.
Учебник для 4-го класса постепенно готовит младших школьников к переходу на следующую ступень. Учебник состоит из 7 разделов, каждый из которых рассчитан на 5-8 занятий. Разделы имеют одинаковую структуру:
- Sections, в которых представлен широкий круг ситуаций общения в пределах данной темы, вводится, закрепляется и автоматизируется речевой языковой материал, необходимый для устного и письменного общения;
- раздел «Writing at Home», содержащий письменные тренировочные и творческие задания для самостоятельной работы дома;
- раздел «Test Yourself» и «Progress Check», в которые включены проверочные задания, позволяющие оценить, насколько хорошо ученики усвоили пройденный материал и овладели коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности;
- раздел «Project», нацеливающий учащихся на совместное выполнение проекта.
Учебник имеет свой сказочный сюжет и оригинальных героев.
Курс переработан и облегчен с учетом доступности и посильности учебного материала для младших школьников: сокращен объем активной лексики, ее дозировка, увеличена ее повторяемость.
Рабочие тетради содержат избыточное количество письменных упражнений различной трудности и разного характера (тренировочные, творческие, занимательные). Это позволяет учитывать индивидуальные интересы и уровень языковой подготовки каждого ученика. Учитывая возраст и небольшой лексический запас учащихся, все формулировки заданий в рабочих тетрадях даны на русском языке. В упражнениях предусмотрен образец, который помогает ученику выполнить задание самостоятельно.
Аудиоприложения включают задания по аудированию к каждому уроку. Тексты начитаны носителями языка и сопровождаются звуковыми иллюстрациями, облегчающими восприятие детьми содержания тестов.
УМК успешно позволяет развивать фонетические навыки учащихся, учитывает опыт на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает приемлемую мотивацию в процессе обучения английскому языку.
Авторы учебного курса "Enjoy English"' выделяют освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т.п.), наблюдаемых в родном и английском языках.