D. быстрая игра в отсутствие арбитра

D1. В случае если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут до падения флажка, тем самым, закончив партию.

Он может сделать такое заявление на основании того что:

(a) партнер не может выиграть нормальными средствами; или

(b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.

В случае (a) игрок должен записать конечную позицию, а его партнер удостоверить это.

В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого считается окончательным.

Е. АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну нотацию - алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной литературы и периодики. Бланки записи, в которых вместо алгебраической применена другая нотация, могут не использоваться как подтверждающие документы в случаях, когда обычно используются бланки игроков. Видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, арбитр должен предупредить его об этом требовании.

Описание алгебраической нотации.

Е1.В этой системе ”фигура” подразумевает любую фигуру кроме пешки

Е2. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой ее названия. Пример: Кр = король, Ф = ферзь, Л = ладья, С = слон, К = конь.

Е3. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране. Примеры: F — для слона соответствует французскому, L — голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур

Е4. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы. Примеры: e5, d4, a5.

Е5.Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

Е6.Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

Е7.Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

Е8.Каждый ход фигуры определяется a) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между a) и b) не ставится. Например: Be5, Nf3, Rd1. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5.

Е9.Когда фигура совершает взятие, знак “х” ставится между:

(a) первой буквой названия фигуры и

(b) полем, на которое она ходит.

Между (а) и (b) дефис не ставится. Примеры: Схе5, Кхf3, Лхd1. Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие - знаком “х”. Примеры: dxe5, gxf3, axb5. В случае взятия ‘на проходе” указывается вертикаль, которую покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется “е.р.” Например: exd6 e.p.

Е10. Если две одноимённые фигуры могут пойти на одно и тоже поле, то ход фигур указывается следующим образом:

(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) название покидаемой вертикали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) номер покидаемой горизонтали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен.

В случае взятия между (b) и (с) ставится знак - “х” Примеры:

(1) Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Kef3 в каждом конкретном случае.

(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или K1f3 в каждом конкретном случае.

(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака “х”:

(1) Kgxf3 или Kdxf3,

(2) K5xf3 или K1xf3,

(3) Khxf3 или Kdxf3.

Е11.Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, то пешка, которая ходит, обозначается:

(а) буквой вертикали, которую она покидает,

(b) знаком “х”,

(с) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и e4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

Е12.В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1C, g1Л.

Е13. Предложение ничьей должно быть отмечено как “=“.

Принятые сокращения:

0-0 рокировка с ладьей h1 или h8

(рокировка на королевский фланг),

0-0-0 рокировка с ладьей а1 или а8

(рокировка на ферзевый фланг),

х взятие,

+ шах,

++ или # мат,

е.р. - взятие “на проходе”.

Пример партии:

1. 1. e4 e5 2. Кf3 Кf6 3. d4 exd4 4. e5 Кe4 5. Фxd4 d5 6. exd6 e.p. Кxd6 7. Сg5 Кc6 8. Фe3+ Сe7 9. Кbd2 0-0 10. 0-0-0 Лe8 11. Крb1(=)

Наши рекомендации