Понятие трагического Шекспира. Изображение заслуженной гибели тиранов. Магбет.
Короче, ничто зависящее от природы не является у Шекспира причиной трагического. То, что вне человеческой воли, может быть ужасным, но не является трагическим. Трагическое имеет у Шекспира один источник — ...столкновения интересов людей, преследующих цели, которые соответствуют личному характеру и желаниям каждого.
В трагедиях Шекспира нет места для судьбы или какой-нибудь иной сверхъестественной силы, обрушивающей несчастья на человека. Единственным источником трагического в его драмах является зло, которое человек причиняет своими действиями другим или самому себе.
Шекспировское понимание трагического сформировалось не сразу. Оно развивалось вместе со всеми другими сторонами его творчества. В хрониках и первых трагедиях (а также в комедиях, где встречаются трагические мотивы) добрые и злые начала жизни простейшим образом поляризуются в хороших и дурных характерах, нравственные качества которых сразу и непосредственно обнаруживаются в речах, намерениях и действиях. На ранней стадии творчества Шекспир изображает трагическое как внешнее явление жизни — это пороки и злодейства, приносящие страдания и гибель многим людям и завершающиеся гибелью самих виновников.
Шекспировская трагедия в ее наиболее зрелой форме сочетает изображение объективно трагической внешней ситуации с глубочайшими трагическими переживаниями героев. Шекспир создал потрясающие картины душевных мук, терзающих человека. Такие трагические переживания возможны лишь для людей, обладающих высокой степенью самосознания и острым чувством окружающей их действительности.
Главное, что волнует героев Шекспира,— это отношение человека к человеку. Жизнь человеческая — это сумма взаимоотношений людей друг к другу. Человек не только то, что он есть сам по себе, но и то, каков он о глазах других. Никому из героев Шекспира не безразлично, что значит он для окружающих, в первую очередь для тех, кто дорог ему самому. Это чувство расширяется до той степени, что отдельная личность мерит себя отношением к ней всего общества, народа.
Одно из самых острых трагических переживаний героев Шекспира заключается в глубочайшей горечи от сознания того, что они ничего не значат для окружающего мира. Оказывается, что человек может быть бесконечно одинок и никому нет дела до его нужд и потребностей. Собственные дети лишают Лира того, что ему кажется необходимым для его жизненного благополучия.
Через эту трагическую ситуацию Шекспир раскрывает зло эгоизма.
Глубочайший источник трагического Шекспир находит в противоречиях, возникающих из высокого развития личности.
Простейшая форма зла — то, которое проистекает из низменных, эгоистических побуждений, из стремления к обладанию материальными благами.
Но открылось, что у зла есть и другой источник — не в материальных, а в духовных стремлениях людей. Оказалось, что и самые благородные побуждения тоже приводят иногда к ужасающим последствиям.
Иначе обстоит дело в зрелых трагедиях.
Все герои трагедий стараются действовать осмысленно. Размышление — важнейшая часть их бытия. Сколь ни велики их энергия и действенность, высшими моментами их жизни являются те, когда они поглощены процессом осмысления своих чувств, своего отношения к другим и ко всему окружающему миру.
Их главное открытие заключается в том, что зло таится в их собственных душах.
Проблема зла в человеке волновала Шекспира на протяжении всего творческого пути. Его произведения многообразно раскрывают это, и встречающиеся в его драмах формы зла трудно свести к исчерпывающей схеме.
Трагическое у Шекспира связано с осознанием зла и с страданием, которое оно причиняет
1.Средневековая литература: основные факторы ее развития, проблема периодизации.
Литература Средневековья - литература феодальной эпохи; этапы развития феодализма, их отличительные признаки. Географическое пространство курса. Основные факторы развития средневековой литературы: античное культурное наследие; христианство; устное народное творчество. Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры.
В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв.
Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.
Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия".
Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.
В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость крестьян в результате развития денежного хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.
2.Клерикальная литература.
Особенность - ярко выраженный морально-дидактический характер.
Клерикальная литература средневековья в одинаковой степени основаны на христианских идеалах и ценностях.
Клерикальная литература с ее ярко выраженной дидактичностью, широко используя античную и библейскую топику, определяла смысловую направленность раннесредневековой литературы.
На всем протяжении многовекового развития средневековья особой популярностью пользовалась агиография - церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела к тому, что отрывки из них - "легенды стали читать в церкви, а сами жития - собирать в обширнейшие сборники.
Склонность средневековья к иносказанию, аллегории выражал жанр видений. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением - видением. В жанре видений автору во сне открывалась судьба людей и мира. Видения часто рассказывали о реальных исторических лицах, что способствовало популярности жанра.
К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).
К числу дидактических жанров относятся также проповеди, разного рода сентенции, заимствованные как из Библии, так и у античных поэтов-сатириков. Сентенции собирались в специальные сборники, своеобразные учебники житейской мудрости.
Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.
Литургия - главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья относится зарождение литургической драмы. Истоки ее - диалогические вставки в канонический текст литургии, так называемые тропы, возникли в конце IX - X вв. Первоначально эти диалоги сопровождались пантомимой, постепенно переходя в сценки, а затем и в небольшие пьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиеся священниками или певчими возле алтаря. Католическая церковь поддерживала литургическую драму с ее ярко выраженной дидактичностью. Литургическая драма стала основой для возникновения средневекового городского театра.