Национальный вопрос во франции
Французы составляют 86 % населения страны, тогда как остальное приходится на другие этнические группы. Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы (1,3 млн.) на северо-востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы (1 млн.) на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы (300 тыс.) на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы (100 тыс.) на крайнем севере страны, баски (130 тыс.) и каталонцы (200 тыс.), живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение.
Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которая в 1768 г. была передана Генуей Франции за долги.
В 1976 г. был создан Фронт национального освобождения Корсики, начавший террористическими методами борьбу за независимость острова. В 2001 г. французский парламент предоставил Корсике ограниченную автономию. Но окончательно вопрос до сих пор не решен.
Борьба Квебека за независимость
Население Канады поделено на две многочисленные группы: англо-канадцы и франко-канадцы. Противостояние англичан и французских жителей провинции началось еще в середине XVIII века, когда после окончания Семилетней войны Франция лишилась колонии в Канаде. Победившие англичане загнали франко-канадцев в Нижнюю Канаду, переименовав ее в Квебек.
К завоеванному населению захватчики относились как к людям второго сорта: запрещали пользоваться французским языком, соблюдать национальные обычаи. Со временем положение франко-канадцев улучшилось, французский язык даже стал вторым государственным. Но конфликты бытового характера продолжаются. Формально главой Канады до сих пор остаётся английская королева, что раздражает часть франко-канадцев.
Массовое и организованное сепаратистское движение в провинции началось в 1960 году. Тогда, пришедшее к власти в Квебеке правительство Жана Лесажа, пообещало «сделать франко-канадцев хозяевами на своей земле».
В те же годы в Квебеке действовали и радикальные движения, ставившие своей целью полное отделение Квебека от Канады и строительство самостоятельного государства. На такой позиции стояла и стоит сегодня Квебекская партия («Парти Квебекуа», ПК) и «Фронт Освобождения Квебека» (французская аббревиатура - ФЛК), который в начале 70-х годов попытался перейти к тактике террора. Однако большинство франко-канадцев его осудило. ФЛК полностью потерял народную поддержку, и большинство сепаратистов сплотились вокруг ПК. После ее победы на выборах в Квебеке в 1980 году состоялся референдум о независимости провинции. Тогда, идею выхода из состава Канады поддержали лишь 40% голосовавших. Второй и на сегодняшний день последний референдум прошел в 1995 году. Тогда, лишь доли процента решили исход народного голосования: 49,4% голосов были отданы за независимость Квебека. 50,6% квебекцев проголосовали против выхода из состава Канады. Таким образом, референдумы не привели к отделению Квебека, но позволили добиться значительной автономии в решении как внутренних, так и некоторых внешних (иммиграция) вопросов.Состоявшиеся в 2007 г. очередные парламентские выборы в Квебеке показали, что сепаратисты по их итогам заняли лишь третье место.
Расовые конфликты в США
В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения.
В результате массовых антирасистских демонстраций, в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное население добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы «афроамериканцы» стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, чаще сидят в тюрьме, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию: чтобы обособиться от белых по причине их «неискоренимого расизма», они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.
Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканцев - чиканос. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число нелегалов не точно не известно, но также измеряется миллионами. Поэтому расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.
Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с начала 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов" (китайских общин), куда "стопроцентному" американцу хода нет и куда он не стремится.
Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации национальных меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.). Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.
Вопросы для самопроверки:
1.Какие факторы определяют североирландский конфликт?
2.На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?
3.Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?
4.Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?