Радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII в.
Чтобы понять своеобразие английской литературы XVII столетия, необходимо учитывать, что в этой стране в течение всего века происходили
Радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных
Течений, в середине столетия вылившаяся в буржуазную революцию.
Английский абсолютизм подошел к кризисному моменту своей истории,
внешняя и внутренняя политика Стюартов вызывала недовольство и
буржуазии, и нового дворянства. В 1629 г. Карл I распустил непокорный ему
Парламент. Созванный вновь 11 лет спустя, он осуществил фактический
Захват верховной власти, а королю была предъявлена «Великая
Ремонстрация», указывавшая на ошибки королевского правительства.
Гражданские войны 1642-1649 гг.закончились поражением роялистов;
король был признан судом «тираном, изменником, убийцей и общественным
врагом народа». 30 января 1649 г. Карл I был казнен, монархия объявлена
«излишней, обременительной и опасной для свободы, безопасности и
общественных интересов народа». Англия провозглашена республикой,
Главой правительства стал Оливер Кромвель. В 1653 г. был установлен
Протекторат, фактически военная диктатура, а Кромвель назначен лордом-
протектором. 1660-1688 гг. – период Реставрации, на троне Карл II, сын
казненного короля. Началось «великое преследование пуритан». В 1689 г.
Произошла так называемая славная бескровная революция, буржуазный
Переворот.
Утверждение новых социальных и экономических отношений, смена
феодальной собственности буржуазной, обострение классовой борьбы, рост
освободительного народного движения и уже дающие себя знать
противоречия складывающегося буржуазного общества – все это, отражаясь
В литературе, определило политическую остроту творчества английских
Писателей XVII в., описавших в своих произведениях судьбу и опыт народа в
Переломный период английской истории.
Творчество Бенджамина (Бена) Джонсона (Benjamin Johnson, 1573 –
Явилось своеобразным итогом в истории английского Ренессанса и
подготовкой к классицизму XVII в. В английскую литературу Джонсон вошел
как создатель комедии нравов. «Каждый со своим нравом» (1589) и «Каждый
вне своего нрава» (1599), из числа первых его пьес, относятся к этому
жанру. В них воплотилась так называемая теория гуморов Джонсона,
напоминающая современные представления о четырех темпераментах:
нрав человека зависит от соотношения в его организме крови, желчи, воды и
флегмы, этих четырех основных жидкостей. В наследии Джонсона
представлена также сатирическая комедия («Развлечения Цинтии», 1600) и
трагедия («Заговор Катилины», 1611), но комедия нравов осталась ведущим
жанром в его творчестве, развитым, например, в комедиях «Вольпоне, или
Хитрый Лис» (1605) и «Алхимик» (1610). Герои обеих пьес наживаются на
слабостях и легковерии окружающих: один заявляет, что смертельно болен,
и обещает наследство самому внимательному, наслаждаясь лестью и
дорогими подарками посетителей, другой за солидную плату дает советы,
как приворожить возлюбленную или привлечь покупателей. В финале их,
конечно, ждет разоблачение.
В 1614 г. им была создана «Варфоломеевская ярмарка» (The
Bartholomew Fair), как считают исследователи, самая близкая к
Шекспировским и вообще ренессансным пьесам. В комедии представлена в
миниатюре современная драматургу Англия. Ярмарка становится символом
продажности, обмана и лжи буржуазного общества. В этом отношении
комедия Джонсона предвосхищает «Ярмарку тщеславия» У. Теккерея.
Важная особенность английской литературы XVII в. – усиление
Морально-религиозной проблематики: библейские мотивы и образы,
Переводы и обработки псалмов, проповеди, постоянное цитирование Библии
Нужды и бедствий» (1623) Донна – один из ярчайших литературных
памятников эпохи. Это сочинение, затрагивающее проблемы богословия,
алхимии, антропологии, соединяет в себе и богословский трактат, и
молитвенник, и дневник, и медицинский бюллетень. «Обращения...» состоят
Из 23 разделов, соответствующих определенной стадии болезни. Каждый
Требовала полного разрыва с англиканской церковью, независимости
(индепенденты). Они прославляют семейные добродетели, религиозность,
трудолюбие, отказываются от мирских удовольствий. Путь к спасению души
Прессы.
Первый роман Дефо вышел в 1719 г., когда автору исполнилось уже 59
ЛИТЕРАТУРА ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Период зрелого Просвещения в Англии относится к 40-60-м гг. XVIII в.
Если на раннем этапе развития просветительской литературы наиболее
распространенными жанрами были памфлет и очерк, то на следующем
этапе ведущее место принадлежало роману.
Начало зрелого Просвещения связано с творчеством С. Ричардсона,
явившегося создателем семейно-бытового психологического романа.
Вершина просветительского реализма – произведения Г. Филдинга, который
выступил как теоретик романа и автор социально-бытовых романов,
определив их как «комические эпопеи».
Поздний этапв развитии зрелого Просвещения связан с творчеством
Т. Смоллета, в котором обозначилось начало кризиса просветительского
оптимизма, свойственного Г. Филдингу. Романы-жизнеописания Т. Смоллета
начали видоизменяться, поскольку автор стремился представить панораму
общественно-политической жизни и нравов.
Сэмюэл Ричардсон (1689-1761). Сын столяра, прошедший путь от
подмастерья до владельца типографии. Лишь в 50-летнем возрасте написал
свою первую книгу – письмовник.Чуть раньше его выхода в свет был
опубликован роман «Памела, или Вознагражденная добродетель»
(Pamela, or Virtue Rewarded, 1740-1741). Роман имел подзаголовок «Ряд
частных писем молодой особы к ее родителям, публикуемых с целью
укрепления принципов добродетели в умах представителей обоего пола».
Показательно внимание Ричардсона к эпистолярному жанру, а значит, к
душевному миру личности.
Генри Филдинг (Henry Fielding,1707-1754) верил в то, что именно обстоятельства формируют человеческий характер, и отличался типичным для просветителя стремлением привести условия жизни в соответствие с требованиями разума. Филдинг учился в Лейденском университете в Голландии. Получил юридическое образование, писал научные сочинения в этой области, служил мировым судьей. Известен в том числе своей драматургией, написал около 25 комедий сатирической направленности. В 1737 г. был принят закон о театральной цензуре. В пьесах не позволялось критиковать политиков и вообще обсуждать политические, государственные вопросы. Театр, созданный Филдингом, был закрыт, комедии его запрещены. В романах Филдинга очевидно драматическое начало, его опыт драматурга: жизнь как театральное представление, взаимоотношения режиссера и зрителя (автора и читателя), постоянные обращения к читателю.
Г. Филдинг – автор ряда прославленных романов, которые он
определяет как «комические эпопеи в прозе». Комические потому что
изображается в них не возвышенное, а смешное, жизнь простых людей, в
том числе низших сословий. В эпопеях просматривается значительный
временной и пространственный охват действительности, широкий круг
событий. К этому типу произведений относятся, прежде всего, «Приключения
ЛИТЕРАТУРА ПОЗДНЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Период Позднего Просвещения в Англии приходится на 60–80-е гг.
XVIII в. Развитие позднего английского Просвещения определяется
существенными социальными, философскими, художественно-эстетическим
переменами, отразившимися, прежде всего, в новом литературном
направлении – сентиментализме. Сентиментализм с характерным для него
анализом внутреннего мира, созерцательностью, элегической тональностью
родился именно в Англии. Свое название это направление получило после
Франции и Италии».
Поэтика сентиментализма складывалась как реакция на нормативность
эстетики классицизма и рассудочность просветительского реализма.
Сентименталисты стремились воздействовать на эмоции читателей.Они
рисовали идиллические картины сельской жизни, восторгались красотой природы, оплакивая ее гибель под воздействием цивилизации. Они
стремились к простоте и непосредственности выражения чувств;заставляли
читателя сопереживать героям и сочувствовать им.
В романе английского сентиментализма (прежде всего в творчестве
Стерна) человек изображен в его противоречивости и сложности; его
«природа» лишена той определенности и преобладающей «господствующей
страсти», которые декларировались Драйденом и другими писателями
классицизма. Сентименталисты не стремятся к изображению общего, к
изображению «вида»; их интересует неповторимое, конкретное, частное во
всей его прихотливой и неожиданной сложности. В передаче чувств
сентименталисты с вниманием относятся к их переходам, к их движению. В
связи с этим важное значение приобретают оттенки слов и интонация,
помогающие передать многогранность чувства. Произведениям
сентименталистов свойственна лирическая проникновенность.
Первые сентименталистские тенденции появились еще в 1830-е гг. в
английской поэзии: обостренная чувствительность, склонность к
созерцательности, к размышлениям на лоне природы, меланхолические
настроения, поэтизация смерти. Это была в том числе так называемая
кладбищенская поэзия, в которой земная жизнь человека – это бесконечные
страдания, счастливы лишь мертвецы «в безмолвье мертвом». Утешение же
находится в мысли о бессмертии души. Две основные темы сентиментализма
– смерть и природа.
Позднееэлементы сентиментализма проникают в прозу. Формируется
СЕМИНАР
1. Философия и эстетика просветительства. Основные жанры и литературные направления эпохи.
2. Творчество Александра Поупа (27 мая 1688-30 мая 1744). Философско-дидактическая поэма "Опыт о человеке".
АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII в.
Чтобы понять своеобразие английской литературы XVII столетия, необходимо учитывать, что в этой стране в течение всего века происходили
радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных