Опять курс на север, в Россию
Через месяц Хмельницкий обнаружил себя в городке Паволочь и стал созывать уцелевших соратников. Те прибыли и навалились на него с обвинениями в измене и трусости. Хмельницкий выдвинул «легенду» — когда он догнал своих убегающих союзников, чтобы уговорит вернуться на поле боя, то татары якобы взяли его в плен, месяц продержали и затем по доброте душевной отпустили. В это трудно поверить. Но Богун и другие военачальники решили поверить, — у них у самих были проблемы с совестью. Хмельницкий остался выборным гетманом. И в сентябре 1651 года под Белой Церковью Запорожская Сечь подписала новый договор с польским королём на ущербных для себя условиях, хотя в правительственном реестре король оставил 20 тысяч казаков.
После этого события казаки два года жили спокойно, пока в Польше опять не стало жарко от внутренних передряг и шляхетских восстаний 1652 года. Часть шляхты под предводительством магнатов Радзивиллов фактически предала Польшу - присягнув шведскому королю, который решил силой взять польский престол и фактически довольно быстро и легко оккупировал Польшу. В общем польской элите в этот период было не до запорожских казаков.
В условиях шведской агрессии, давно не получавшие королевского жалованья казаки, решили кардинально поставить вопрос о своей дальнейшей судьбе - решили вообще уйти «из-под польского короля», перейти от одного «братского народа» к другому «братскому народу». Обсуждали четыре варианта «пришвартовки»: под крымского хана, под турецкого султана, под московского царя или всё-таки подождать и посмотреть — чем всё закончится в Польше. Дебаты на «майдане» были бурные.
В это время российский царь со своим окружением, видя важный «исторический момент» выбора запорожских казаков и резкое ослабление Польши в ходе войны со шведами, на этот раз решил сам взять инициативу в свои руки и пригласил под своё покровительство Хмельницкого с казаками. По этому поводу в Москве 1 октября 1653 г. собрался очередной Земский собор (кстати, к сожалению — последний в истории России) и принял решение: принять Богдана Хмельницкого с его народом и территорией по левому берегу Днепра в состав России.
Теперь ситуация выглядела наоборот: ранее Хмельницкий с казаками просились в Россию, но Земский собор в феврале 1651 года отказал, а теперь Земский собор своим решением приглашал левобережных казаков войти со своими землями в Россию. Это было убедительным доказательством того, что если запорожские казаки опять примут решение перейти под власть российского царя, в Россию, то ответ уже заранее готов, и прежнего неприятного казуса уже не будет.
Узнав о решении Земского собора в Москве, казаки два месяца совещались, обсуждали и решили собрать в начале 1654 года Раду в городе Переяславле, чтобы вынести вопрос на всенародное обсуждение. И 8 января 1654 года Переяславская Рада после бурных дебатов и
требований клятвы от российских послов большинством приняла решение «волим под царя московского», то есть — перешли в российское подданство. Против вхождения запорожских казаков в состав России были такие авторитетные атаманы как Иван Богун, Грицко Гуляницкий, Иван Сирко, которые отказались присягать московскому царю. Царь А.М.Романов взял на службу — в реестр, на денежное довольствие 60 тысяч запорожских казаков и оставил им большую автономию, своё самоуправление во главе с гетманом.
Тогда названия «Украина» не было, хотя это название подходило — ибо эти земли находились на краю: у края территории России и Польши, но эти земли в Москве решили назвать Малороссией, и следовательно жителей — малороссами. По моему мнению – названием было подобрано крайне неудачно.
Казалось бы, всё — счастливый конец длинной истории, тем более, что казакам здорово повезло, - они вовремя успели покинуть Польшу, потому что в 1655 году Польши как таковой уже не было, это была уже территория Швеции. И казаки, будучи уже в России и с Россией, избежали шведского «наезда», а затем им не пришлось вместе с поляками вА течение пяти тяжелейших лет прогонять оккупанта с польской территории. Наоборот, вместе с Алексеем
Романовым, который решил воспользоваться тяжёлым положением Польши, казаки сходили войной на Польшу — чтобы вернуть Смоленск. И успешно вернули не только Смоленск, но за Смоленском прошагали победно почти без сопротивления ещё 700 километров до реки Неман, до города с двумя дворцами польского короля - Гродно. Эту новую территорию в Москве назвали, вспомнив древнюю историю, — Белыя Россия. Таким образом при удачном и успешном Алексее Михайловиче Романове Россия приросла двумя Россиями, и московский самодержавец стал себя величать: «Государь Всея Великия и Малыя и Белыя России».