Опять союз с турками и крымчаками
Война – так война, и Хмельницкий, как опытный военноначальник, не стал ждать - пока правительство соберет из многочисленных шляхетских отрядов армию, и, как и раньше – решил завладеть инициативой и атаковать первым. Он собрал 70-тысячную
армию, написал примирительное письмо о военной помощи турецкому султану, отправил гонцов и с нетерпением стал ждать прихода иностранной подмоги. Ждать в те времена приходилось долго. И не дождавшись султана, Хмельницкий осадил лагерь формирования польской армии в городке Збараж, отрезав от воды и продовольствия. Вскоре подошёл на выручку своей армии польский король со своей гвардией, и 5 августа 1649 года началась большая сеча, большая битва.
Первый день битвы не выявил явного перевеса одной из сторон, а на второй подошёл султан Ислам Гирей с большой армией, - и всё стало понятно. Естественно в этих неравных условиях и тяжелой ситуации поляки предложили начать спасительные для них переговоры, и Хмельницкий, к удивлению многих, согласился, — сражение было приостановлено. Хмельницкий по-прежнему не хотел погубить польского короля и Польшу, хотел перемирия, не хотел создать своё независимое суверенное государство, а желал добиться более хороших условий жизни в рамках Польши. И под нажимом превосходящей силы Хмельницкий со своими атаманами стал выторговывать у польского короля максимум выгод.
Польский король и Хмельницкий подписали в Зборове мирное соглашение — «Зборовский трактат», по которому оставшиеся в живых евреи и католическая шляхта выселялись-изгонялись с казацкой территории, и впредь им было запрещено там поселяться. Кроме этого Ян Казимир был вынужден пойти на различные большие уступки казакам, в том числе поставил на денежное довольствие — в реестр польского войска вместо 6 тысяч — 40 тысяч казаков. Но при этом польский король сделал коварный дипломатический маневр: понимая, что туркам стоило немалых трудов и затрат чтобы добраться до Польши… - и они не могли в создавшейся ситуации возвращаться с пустыми руками, а у Хмельницкого в казне было уже не густо, поэтому польский король, ведя уступчивые переговоры с Хмельницким, одновременно вёл тайные переговоры с султаном, которому в результате сделал щедрый и циничный подарок — отдал на разграбление («возьми всё — что сам возьмёшь») территорию, занятую казаками Хмельницкого. И султан со своей
огромной армией стал тотально грабить Украину и уводить в рабство крестьян и казаков. Крестьяне и казаки, спасаясь, многими тысячами стали убегать со своими семьями от этого кошмара и ужаса на север - в южные области России. Украина стала выжженной, вытоптанной и безлюдной… во главе с Хмельницким и его реестровой армией, которую крестьяне, «чернь» уже ненавидела.
Власти Польши ничего не предпринимали более года, после чего воинственный польский Сейм сделал очередной реваншистский сюрприз — после длительной
волокиты и проволочек не утвердил замечательный для казаков Хмельницкого Зборовский договор. Это означало, что польская элита опять будет бороться с «внутренней болезнью» и вскоре опять соберёт новую армию против Хмельницкого.
Что в этой тревожной ситуации оставалось делать Хмельницкому? Опять обращаться за помощью к султану не мог, ибо на этот раз это вызвало бы шквал недовольства со стороны народа. А следящий за ситуацией султан Исмаил Гирей в середине 1650 года вовремя прислал дружеское посольство с символическим дарственным кафтаном и с соблазнительной грамотой, в которой призывал Хмельницкого и казаков стать вассалом Османской империи, и в этом случае брал их под свою защиту, покровительство.
Хмельницкий попал в неудобное положение. Народ точно не понял бы его переход «под султана» после того, что турки натворили. И Б.Хмельницкий в мягкой дипломатичной форме выскользнул из-под кафтана султана.
Что дальше? После этого Б.Хмельницкий сделал оригинальный ход - пригласил трансильванского князя стать королём Украины. Несмотря на звучный титул, трансильванец не захотел попасть под удар между Польшей и Османской империей. Что дальше? Дальше Хмельницкий продолжал активно заниматься дипломатическими манёврами и глянул на юго-запад, - соседний молдавский князёк Лупул был слаб, но в какой-то мере он мог усилить Хмельницкого, который предложил Лупулу поженить своего сына Тимошу на его дочери-красавице, но Лупул или его дочь отказались от предложения. Что дальше оставалось предпринять мечущемуся Хмельницкому? Вариантов осталось немного.