Опять мир с польским королём
В этой ситуации отсроченной победы Хмельницкий опять сильно удивил своих соратников и союзников – согласился на предложение польской стороны. В результате переговоров в комфортной ситуации казаки выторговали у польского короля ряд уступок, которые были закреплены в соглашение — «Зборовский трактат», по которому оставшиеся в живых после казацких погромов евреи и шляхта, принявшая сторону короля, выселялись-изгонялись с казацкой территории, и впредь им было запрещено там поселяться; и Ян Казимир поставил на денежное довольствие — в реестр польского войска вместо 6 тысяч - 40 тысяч запорожских казаков. А огромная турецкая армия за свои союзнические труды и затраты жутко разграбила захваченную казаками территорию и казацкие земли, захватив в полон несколько тысяч крестьян и казаков, вернулась в свою империю.
И, казалось бы, на этом эта трагическая история должна была закончиться, но…
Попытка перехода в Россию
Но всё тот же многовластный польский Сейм с представителями гоноровой и задиристой польской шляхтой после годовой волокиты осенью 1650 года не утвердил, не ратифицировал замечательный для казаков Хмельницкого Зборовский договор, и опять пригрозил бунтарю и предателю расправой. В предвкушении скорых очередных сражений Б.Хмельницкий опять обратился за военной помощью к турецкому султану. Но на этот раз султан захотел большего – предложил казакам стать подданными Османской империи, перейти со своими землями к нему, тогда, он их, как своих подданных, обязан будет защищать.
Озадаченные запорожские казаки во главе с Б.Хмельницким зачесали озабоченно чубы: без помощи султана с королевской армией им не справиться, и тогда их ждёт жуткая расправа, а под власть султана, иноверца, с его жесткой манерой правления идти не хотелось, не хотелось терять свободу. Поэтому пришли к единственно верному в этой ситуации решению: в конце 1650 года Б.Хмельницкий обратился к московскому царю А.М.Романову перейти «под московского царя» со своей территорией; всё же славяне, причём православные, а не союзники – бусурмане.
В Москве это заманчивое предложение обсудили, поспорили, и поскольку вопрос очень важный - с большой вероятностью очередной войны с Польшей, то решили весьма разумно — посоветоваться с народом: и 19 февраля 1651 года по этому вопросу в Москве созвали Земский собор. На котором предложение запорожских казаков всесторонне обсудили и пришли к взвешенному выводу — не стоит, авантюрно, хлопотно, опасно; и о своё отказе оповестили Б.Хмельницкого. Который с казаки попал в опасную ситуацию, так как Сейм своим решением стал формировать против бунтовщиков очередную армию, с учетом прежнего неудачного опыта.
Опять союз с турецким султаном
Ничего другого не оставалось Б.Хмельницкому – как попытаться опять уговорить на военный союз, о помощи, турецкого султана. И ему это удалось совершить. Султан на этот раз свою армию не послал, а послал на помощь Хмельницкому 40-тысячную армию крымчаков Тугай-бека.
19 июня 1651 года по городком Берестечко началось грандиозное сражение двух армий: правительственной польской армии со смешанной армией крымчаков и казаков. Три дня с переменным успехом шла жестокая битва. После двух дней кровопролитного сражения начал проявляться перевес польской стороны. Особенно большие потери понесли татары, был даже убит друг и старый соратник Хмельницкого мурза Тугай-бек. После чего в самый разгар сражения татарский фланг не выдержал напор поляков и дрогнул, и крымчаки бросились бежать с поля боя, внеся заметное расстройство в рядах казаков. Но самое неожиданное было то, что с поля боя вместе с татарами ускакал Б. Хмельницкий, обезглавив этим казаков, – якобы чтобы остановить скачущих татар и вернуть их на поле боя…
Принудительный возврат в Польшу
После сокрушительного разгрома казаков и татар под Берестечко, правительственные войска совершили жестокую «зачистку» казацкой территории. И в сентябре 1651 года под Белой Церковью Запорожская Сечь вынуждена была подписать новый договор с польским королём на его условиях. Договор оказался довольно компромиссным и примирительным, так как польский король 20 тысяч запорожских казаков поставил на довольствие в правительственный реестр.