Анализ дидактоцентричности в обучающих мобильных приложениях
Приступая к работе над данным параграфом, мы ставили перед собой задачу проанализировать представленные в хранилище Google Play мобильные обучающие приложения для изучения английского языка. Цель анализа заключалась в том, чтобы определить степень соответствия их функционала модели дидактоцентричности.
Учитывая огромное количество мобильных сервисов на просторах медиа магазина Google Play, нацеленных на обучение английскому языку широкого круга пользователей, мы решили при проведении анализа ограничить выборку приложений, ориентируясь на ряд исходных условий. Первым критерием была цена, т.е. нами отбирались приложения, доступные для установки бесплатно. Однако допустимо было содержание платных элементов, таких как встроенные покупки или оформление подписки. Во-вторых, многие приложения работают только с интернет-подключением, что может быть существенным ограничением для подростка. Поэтому мы подбирали такие программы, которые хотя бы частично адаптированы под оффлайн применение или имеют функцию «сохранить урок, чтобы позже работать автономно». Согласно ФГОС ООО [74] выпускник 9 класса должен достичь допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции или по шкале CEFR – А2 (Waystage). Предполагается, что у него есть базовый уровень, который совершенствуется по мере работы с приложением. Мы также обращали внимание на оценку пользователей, поэтому приложения со средним баллом на сайте Google Play ниже, чем 4.4 к анализу не допускались.
После того как мы изучили представленный в Google Play ассортимент приложенийс учетом вышеописанных условий, в выборке осталось 6 подходящих мобильных сервисов: Puzzle English, Lingualeo, Duolingo, busuu, Английский язык с Words (в Табл. 1 сокращенно —Words), Memrise. Это самые популярные по количеству установок и по оценке пользователей Android-программы для мобильных устройств, что отображено в представленной ниже Таблице 1.
Перед представлением результатов, сделаем необходимые пояснения к выбранным критериям анализа (функциям). Основа целеполагания и принципа сознательности заключалась в наличии возможности самостоятельной постановки краткосрочной положительно сформулированной цели и дальнейшем ее пересмотре в процессе обучения или по его окончанию. Игровые задания, статистика достижений пользователя, отправка отзывов разработчикам и индекс многообразия заданий (наличие более 5 различных упражнений) являлись способами реализации принципа активности, направлены на поддержание внутреннего интереса и создание ситуации успеха. В этом пункте также рассматривался такой фактор как соответствие предъявляемых пользователю тренировок стадиям работы с лексическим материалом. Следующие показатели отвечали принципу наглядности: использование в приложении всех видов мультимедийности (аудио, видео, изображения) и англоязычный интерфейс. При отсутствии хотя бы одного из компонентов мультимедийности, в соответствующей графе мы обозначали это знаком «—». Контент заданий мобильной программы по английскому языку должен быть посильным для подростка. Слишком сложное или наоборот слишком легкое упражнение оказывает демотивирующий эффект. Поэтому функциональный арсенал приложения должен содержать возможность самостоятельного выбора сложности материала и предоставлять подсказки по выполнению заданий и по работе с интерфейсом. Вышеописанные требования воплощают принцип доступности. Дополнительными условиями выступали наличие словаря, возможность общения в чате на изучаемом языке и автосохранение достигнутого прогресса при выходе из задания в любой момент игры.
Таблица 1
Анализ дидактоцентричности приложений
№ | Функция | Puzzle English | Lingualeo | Duolingo | busuu | Words | Memrise |
Постановка целей | — | + | + | — | + | + | |
Пересмотр целей | — | — | + | — | + | + | |
Игровые задания | + | + | + | + | + | + | |
Статистика | + | + | + | + | + | + | |
Отзывы | + | + | + | + | — | + | |
Многообразие заданий | + | + | + | + | + | + | |
Мультимедиа | + | + | — | — | — | — | |
Англоязычный интерфейс | — | — | — | + | — | — | |
Выбор уровня сложности | + | + | — | + | — | + | |
Наличие подсказок | + | + | + | — | + | — | |
Словарь | + | + | — | + | + | — | |
Чат на английском | — | — | — | + | — | — | |
Автосохранение | + | — | — | + | — | + | |
Android | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,4 | 4,5 | 4,7 | |
ИТОГО |
Опираясь на результаты проведенного анализа, можем сделать вывод, что принцип активности оказался самым легко реализуемым в отобранных приложениях. Принцип наглядности менее всего представлен в нашей выборке, в связи с отсутствием видео материалов в большинстве приложений. Наиболее комплексно и полноценно принципы дидактоцентричности воплощены командой разработчиков Lingualeo, busuu и Puzzle English. Далее охарактеризуем каждое приложение подробнее, исходя из количества набранных баллов в порядке убывания.
В «джунглях» Lingualeo можно учить и тренировать с помощью 7 видов упражнений новые слова, добавленные в личный словарь, доступный в режиме offline, после прослушивания аудио- и видеоматериалов, в т. ч. лекции TED, и прочтения текстовых ресурсов. Несмотря на наличие игровых элементов и внешних источников вознаграждения (очки опыта, "фрикадельки"), остается всё же доля риска, что приложение быстро наскучит пользователю. Еще один отрицательный фактор: отсутствие цельности и полноты программы, т.е. некого логического алгоритма вместо изучения материалов вразброс. С другой стороны, такой подход рассматривается в русле индивидуализированного обучения и соотносится с возможностью свободного выбора пользователя, что формирует важнейшую мотивационную установку – субъектную позицию. Некоторые функции (аудирование) – платные и доступны только при активации «золотого статуса». Методическое несовершенство программы выражается в невозможности изучать такие особенные для английского языка ЛЕ как фразовые глаголы, конструкции "глагол + предлог", идиомы и т.д. Поддержание связи с друзьями осуществляется через функцию «пригласить в приложение через Facebook», однако очевидно, что разработчики преследовали не коммуникативную, а рекламную цель при реализации данной опции.
Исходя из названия, становится понятна концепция приложения Puzzle English: изучение английского языка посредством сбора пазлов. Под пазлом создатели понимают отрывок какого-либо видеоматериала, после просмотра которого, предлагается собрать из слов увиденные в ролике фразы. В обновленной версии авторы добавили аудиопазлы. В этом приложении предусмотрено 8 игровых заданий: собрать фразу (аудио- / видеопазл), вставить нужную ЛЕ в предложение (в разделе «грамматика»), тест на определение словарного запаса. В разделе «тренировка слов» представлены задания на подбор перевода к новой ЛЕ и наоборот, конструктор слов (собрать слово из букв), а также упражнение «знаю-не знаю» слово, дублирующее вышеупомянутый тест. Внутри заданий имеются подсказки: необходимое слово подсвечивается. В списке оригинальных функций этой программы – словарь с видеопримерами употребления ЛЕ и различными вариантами озвучки (британский, американский и австралийский акцент). Если пользователь не закончил «сбор пазлов», то прогресс будет наглядно отображаться в процентном отношении на иконке видеопазла или напротив грамматической темы. В личном кабинете представлена более подробная статистика в виде плана занятий «на сегодня / на неделю». Фактически это компонент целеполагания, но он не был нами засчитан, т.к. цели и темп изучения определяет программа, а не сам ученик. Это противоречит нашему пониманию концепции постановки целей для развития внутренних мотивов.
По результатам анализа была выявлена общая тенденция, свидетельствующая о том, что подавляющее большинство рассмотренных приложений акцентируют внимание исключительно на этапе ознакомления с ЛЕ. Общеизвестно, что многократное употребление слова в различных контекстах повышает вероятность его прочного закрепления в памяти. Как следствие, отсутствие упражнений на автоматизацию ЛЕ на разных уровнях приводит к снижению методической ценности мобильной разработки. Единственным мобильным сервисом, который полностью соотносится со стадиями формирования лексических навыков, является busuu. Данная программа предлагает 9 видов упражнений, в т.ч. выполнение задания на развитие навыков письменной речи (ответ на вопрос). Это высказывание далее будет проверено на наличие ошибок другими участниками – носителями изучаемого языка, которые кроме исправлений могут оставить полезные комментарии для обучающегося. Мы рассматриваем эту функцию, во-первых, как способ организации коммуникации, отсутствующий во всех остальных приложениях нашей выборки, а во-вторых, как этап тренировки употребления ЛЕ в монологической речи. Отметим также, что возможность использования англоязычного интерфейса делает эту утилиту уникальной в контексте реализации принципа наглядности. Вместо классических подсказок используются полезные советы об особенностях некоторых слов. В приложении никак не реализован принцип сознательности, а в мультимедийной части не хватает видеофайлов. Зато разработчики обеспечили пользователей функцией автосохранения, представленной также в программе Memrise, которой посвящен следующий абзац.
Философия создателей приложения Memriseзаключается в том, что они метафорически сравнивают процесс изучения лексики с выращиванием цветочного сада. Повторяя новые ЛЕ в 6 предложенных игровых упражнениях, пользователь как будто «поливает посаженные семена» изучаемых слов, укрепляя их в своей памяти. В составе любой словарной карточки есть картинка-подсказка, т.н. «мем». Однако, далеко не всегда он корректно подобран и уместен. Других подсказок в приложении нет, как и словаря, что является существенным минусом для программы с лексической доминантой. Однако, эта одна из тех утилит, где полностью реализован принцип сознательности: игрок выбирает количество слов, которые он хочет освоить за день в каждом курсе (теме), и как только цель достигнута – появится диалоговое окно, оповещающее об этом. Результаты отобразятся в статистическом графике в верхней части экрана.
В 2014 г. Duolingoпризнаносамым скачиваемым приложением в категории "образование" в магазине приложений и медиа Google Play. Кроме лексической работы, пользователь может потренировать навык восприятия на слух, правописание, грамматику, произношение. В общей сложности предлагается порядка 10 видов упражнений. За правильное выполнение заданий начисляются баллы, позволяющие перейти на следующий уровень, и специальная игровая валюта – линготы. Внутри приложения хорошо продуманы стратегии интерактивности: возможность сделать медленнее произношение, которая может расцениваться как элемент подсказки, или досрочно сдать тему. В случае последнего, пользователь может добавить к своему профилю в соцсети Linkedin информацию о достигнутом уровне. Как и в Lingualeoучащийся может пригласить в приложение друзей, причем не только через Facebook, но и по e-mail. С точки зрения требований методики слабо реализован этап ознакомления с новыми ЛЕ и отсутствует словарь. Не совсем удобно проматывать вверх/вниз длинный список тем, а отсутствие видеоматериалов и анимации придает приложению несколько статичный вид.
Лексический тренажер Английский язык с Words, состоящий из 26 тем (в т.ч. грамматические), каждая из которых разбита на отдельные уроки. Главное ограничение: в бесплатном доступе всего 5 из 330 уроков. Тем не менее, разработчики предусмотрели функцию добавления собственных уроков и слов (встроенный словарь объемом в 40 тыс. слов). Отсутствие видеоконтента, недостаточное использование анимации, и низкое качество озвучки (неприятный голос и ошибки в произношении) обусловили отсутствие положительной отметки в графе "мультимедиа". К сожалению, написать отзыв разработчикам в самом приложении не представляется возможным. Зато учтены все способы семантизации, дана транскрипция к словам, а также несколько примеров употребления в предложениях. После того как пользователь прошел этап ознакомления с новыми ЛЕ в разделах «карточки» и «тренировочные карточки», он может приступать к упражнениям из остальных 8 разделов. За каждое успешное занятие игрок получает очки, которые отображаются в разделе "достижения", что в нашем случае соответствует графе «статистика». Там же можно задать цель, т.е. определить количество слов, которые пользователь хотел бы изучать ежедневно. Статистика включает в себя отображение проведенного в игре времени по дням. Эта функция не представлена в других приложениях.
Таким образом, среди проанализированных нами мобильных обучающих приложений не выявлено ни одного сервиса, который в полной степени отвечал бы стандартам дидактоцентричности. При этом, наиболее близкими к этому можно считать приложения Lingualeo, busuu и Puzzle English. Особенностью, характерной для всех вышеописанных приложений, является взятый разработчиками курс на индивидуализацию обучения. Данный аспект нам кажется важным, т.к. во-первых, с учетом персонализированного подхода могут быть созданы условия для более эффективного обучения, а во-вторых, недостаточная реализация принципа не просто "от ученика", а "от конкретного ученика" является серьезным ограничением школьной практики. Несмотря на то, что уже сейчас мобильные приложения во многом являются "продуктом массового потребления", тенденция к индивидуализации в них сохраняется. В каждом отдельно взятом мобильном ресурсе она реализуется по-разному: авторы Английский язык с Words и busuu дают пользователям возможность добавлять свои слова и уроки, а создатели Duolingo предлагают перед началом использования данного приложения пройти входное тестирование для определения исходного уровня владения английским языком. Результаты этого тестирования учитываются в дальнейшем при подборе корпуса слов и тем для изучения. Разработчики Lingualeo, помимо добавления слов в личный словарь и входного тестирования уровня, предлагают также задать оптимальное ежедневное время, которое подросток готов тратить на занятия в приложении. Стратегия конструкторов Memrise заключается в подборе курсов в зависимости от интересов пользователя, а Puzzle Englishпривлекает продуманной системой кастомизированных фильтров. Например, можно добавлять материалы в избранное или сортировать их, используя параметры «начатые / новые / по рейтингу / по алфавиту / по дате добавления».