Способы реализации дидактоцентричности в процессе конструирования обучающих мобильных приложений

Наша задача в данном параграфе сводится к выявлению принципов дидактоцентричности и способов ее реализации в мобильных сервисах. Нам предстоит также описать процесс разработки мобильного приложения и представить функциональную конструкцию дидактоцентричного обучающего мобильного приложения по английскому языку (бриф).

Процесс разработки мобильного приложения, если описать его максимально схематично, предполагает несколько стадий: [16]

1. Продумать концепцию (идею) и функционал (совокупность всех возможных функций) приложения. Для этого заказчик (учитель-методист) составляет бриф, т.е. список требований и описание желаемого функционала в структуре приложения. Такой документ составляется в произвольной форме и может также содержать пожелания относительно дизайна. На основании брифа, который уточняется и детализируется, проект-менеджер разрабатывает подробное техническое задание (ТЗ).

2. Разработать прототип, учитывая заявленные в ТЗ функциональные опции. Прототип – это сконструированная модель будущего мобильного приложения, которая в первоначальном виде не предполагает дизайнерских решений – важно лишь указать схематичное расположение элементов в общей структуре. На этом моменте процесс конструирования считается завершенным. После уточнений и внесенных изменений, проект-менеджер ставит задачи дизайнеру, который продумывает графическую реализацию прототипа (макет) с учетом потребностей обозначенной целевой аудитории.

3. Разработать приложение по выстроенному дизайнером макету. Согласовав окончательный вариант макета с заказчиком, начинается техническая разработка готового программного продукта.

4. Протестировать, доработать и загрузить приложение в каталог. На этой стадии выполняется доработка выявленных технических несовершенств и подготовка приложения к публикации в выбранный магазин приложений, в зависимости от мобильной платформы. В нашем случае (см. Глава 3) была выбрана платформа Android, следовательно, приложение доступно в хранилище Google Play.

Становится понятно, что результатом процесса конструирования является первоначальная версия прототипа мобильного приложения, представляющая собой материальный образ разрабатываемого объекта. Моделирование прототипа (конструкции приложения) осуществляется с помощью компьютерных программ: Axure, Balsamiq и др.

Говоря о преподавании английского языка, отметим, что нас интересуют, прежде всего, обучающие мобильные приложения, т.е. специальные программы для мобильных устройств с интерактивным пользовательским интерфейсом, диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы учащихся (под руководством учителя или без него) и помогают решать актуальные задачи в учебно-познавательной деятельности пользователя, мотивируя его на дальнейшее обучение. В основе обучающего мобильного сервиса обязательным компонентом является дидактоцентричность. Это значит, что дидактоцентричное приложение воспринимается как обучающая программа для мобильных устройств, сконструированная разработчиками с учетом оптимальной совокупности ключевых принципов дидактики и методики преподавания английского языка.

Процедура категориального анализа дидактоцентричности (см. Глава 2) предполагала на начальном этапе определение принципов дидактики и методики преподавания английского языка, которыми мы будем руководствоваться далее. Позволим себе заметить, что в современной методике обучения иностранному языку отсутствует однозначная классификация методических принципов [79], что в значительной степени затрудняет выполняемую нами процедуру систематизации и анализа. Попытки обосновать собственно методические принципы обучения предпринимались многими авторами (Г. Пальмер, Е.И. Пассов, М.Н. Вятютнев, В.Л. Скалкин, А.И. Сурыгин и др.) неоднократно, и все они предлагали разный набор и определение таких принципов. [3]

Принципы, указанные в работах И.Л. Бим [8], И.А. Зимней [36], Г.А. Китайгородской [42], В.Г. Роговой [65], С.Ф. Шатилова [80], Л.В. Щербы [82], А.Н. Щукина [83] и др., мы систематизировали, соотнесли с возможными путями реализации (функциями) в мобильных программах и представили в виде таблицы. (см. Прил. 1) Отметим, что приведенные нами функциональные элементы – это всего лишь примерный ориентир для методистов. Фактически, можно придумать множество способов реализации того или иного принципа, и в каждом конкретном проекте приложения только технические специалисты могут порекомендовать оптимальную структуру.

Функциональные возможности мобильной программы должны отвечать не только принципам дидактоцентричности, но и мотивационным запросам подростка. Будучи компенсаторным средством обучения, мобильное приложение способно положительно влиять на внутренние мотивы личности, при условии, что представленные в его структуре функции будут коррелировать с выявленной нами в предыдущем параграфе трехступенчатой «лестницей»: интерес – целеполагание – успех. Обозначенные «ступени» более всего связаны с принципами активности, доступности, наглядности и сознательности. Именно эти принципы, мы считаем необходимым «ядром» для признания обучающего приложения дидактоцентричным.

Основным конкурентоспособным свойством мобильного приложения является степень проработанности функционала, которая делает конечный мобильный продукт уникальным и привлекательным для пользователей. Рациональным нам показалось рассматривать реализуемые разработчиками функциональные опции приложений, исходя из особенностей видов речевой деятельности и языковых аспектов. В силу того, что автор данной работы решил сосредоточиться на создании модели приложения лексической направленности, следовательно, функционал такой программы должен отвечать этапам обучения иноязычной лексике. В методике преподавания английского языка к этапам работы над лексикой относятся: 1) ознакомление с новой лексической единицей (ЛЕ), т.е. презентация: семантизация и проверка понимания значения ЛЕ; 2) автоматизация (тренировка в употреблении ЛЕ на уровне словоформы / словосочетания (коллокации) / предложения); 3) развитие навыков использования ЛЕ в речевой деятельности на уровне монолога и/или диалога.

Итак, функциональная структура предполагаемого обучающего мобильного приложения должна включать в себя, во-первых, функции направленные на нейтрализацию причин падения мотивации и на развитие внутренних мотивов подростков. К таковым относятся выявленные в предыдущем параграфе опции:

· приглашение друзей в приложение через соцсети и возможность общаться с ними в чате исключительно на английском языке;

· отправка отзывов и комментариев разработчикам;

· англоязычный интерфейс;

· работа с разными видами мультимедийных материалов, в т.ч. аудио - и короткими видеоматериалами.

Во-вторых, в функционале должно быть реализовано минимум 4 принципа дидактоцентричности, а именно активность, доступность, сознательность, наглядность. Основные способы реализации принципа активности – это опции, способные влиять на формирование и удержание пользовательского интереса и вовлеченности в процесс, например, игровая механика заданий и их многообразие. Остальные функции в этой категории представлены таким образом:

· статистика (личный профиль достижений, в котором отображено количество заработанных внешних источников вознаграждения);

· наличие подсказок по взаимодействию с функционалом;

· выбор уровня сложности заданий;

· постановка положительно сформулированных краткосрочных целей;

· пересмотр целей после их достижения;

В-третьих, алгоритм работы с приложением должен соответствовать этапам обучения иноязычной лексике. Это означает, что в программе используются как вербальные, так и невербальные методы семантизации ЛЕ, четко проработана структура словаря и присутствуют упражнения на отработку использования ЛЕ на всех уровнях. Данный пункт является вариативным, в том смысле, что при условии конструирования приложения, ориентированного на совершенствование другого аспекта языка или вида деятельности, его структура должна, соответственно, отвечать особенностям и этапам работы, характерным для заданной языковой деятельности.

В-четвертых, мобильный продукт должен отвечать запросам целевой аудитории пользователей по части удобства, дизайна, интерактивности, технических и др. условий. Приведем список необходимых в этом разделе рекомендаций:

· дружественный интуитивно понятный (графический) интерфейс;

· поиск определенного материала;

· автосохранение прогресса;

· возможность оформления (дизайна) в популярной среди подростков стилистике, например, в стиле «стим-панк».

Таким образом, в данном параграфе мы описали процесс создания мобильного приложения, разъяснив такие понятия как бриф, прототип, обучающее мобильное приложение, дидактоцентричность. Мы также выяснили, что остается актуальной проблема разработки единой классификации принципов методики обучения иностранным языкам. Этот аспект в значительной степени осложнил выявление функциональных путей реализации дидактоцентричности в мобильных ресурсах. В контексте обучающих мобильных приложений имеет смысл конструировать программу так, чтобы необходимый функционал находился на пересечении подростковых мотивов и соответствующих им методико-дидактических принципов и условий. Среди множества способов реализации дидактоцентричности, мы выбрали 13 основополагающих функций. Представленная в этом параграфе функциональная структура приложения будет использована при анализе приложений в следующей главе и ляжет в основу дидактоцентричной модели, описанной в бизнес-плане.

Глава 2. Методика исследования обучающих мобильных программ и оценка перспективы их использования в современном образовательном процессе

Наши рекомендации