Церковь невольно признает вампиризм

Церковь не могла стоять в стороне от «научных» сочинений. Так появились труды о вампиризме, написанные священниками. Одним из самых известных является Трактат о привидениях во плоти, об отлученных от Церкви, об упырях или вампирах, о вурдалаках в Венгрии и Моравии и т.д. Двухтомный трактат был издан в 1746 году в Париже Доном Августином Кальме (1672-1757), монахом-бенедиктианцем аббатства Сенон, известным толкователем Библии. Стремясь опровергнуть веру в вампиров, Дон Кальме описал впечатляющее количество «случаев вампиризма», и труд его, каким бы анекдотичным и наивным он не казался, представляет большой интерес для социолгов, историков, антропологов. Другие, более высокого ранга, священники, невольно признавали вампиризм официально, высказывая точку зрения Церкви. Это можно сказать об архиепископе флорентийском и патриархе александрийском Джузеппе Даванцати с его Dissertatione sopra i vampiri (Неаполь, 1774) и, особенно, о папе Бенуа XIV, Просперо Ламбертини, который, жеелая именем разума опровергнуть существованиевампиров в книге IV второго издания своего объемного труда De Servorum Dei Beatificatione et de Beatorum Canonizatione (Рим, 1749) уделяет им несколько страниц. Во Франции авторы Энциклопедии удручены шумом вокруг темы вампиров. Вольтер негодует по этому поводу в своем Философском словаре (1787), а Руссо бичует веру в вампиров в своем письме к архиепископу Парижа.

Важнейшие особенности вампира

В XVIIIв., наконец были сведены воедино три главные черты, отличающие вампира – вампир это «призрак во плоти», а не бестелесный демон, ночью он выходит из могилы пить кровь живых, чтобы продолжить свое посмертное существование, и, наконец, его жертвы после смерти так же становятся вампирами.

Кино несколько видоизменило образ легендарного вампира, преувеличенно выделив одни черты и приглу­шив другие. Отсутствие отражения в зеркале, например, не считается универсальной чертой вампира. Это пове­рье существовало только в некоторых германских областях. Тамошний вампир не имел еще и тени, ведь отра­жение и тень символизируют душу, которой нет у живого мертвеца. Гипертрофированные зубы - деталь, любимая кинорежиссерами, - сродни клыкам оборот­ня. Однако, это лишь зрительно «выигрышный» при­знак, созданный литературой и кино,

Как правило, вампир не кусает свою жертву, он вы­сасывает кровь скорее через поры кожи, либо умерщв­ляет на расстоянии, как «Nachzehrer». Натуралист Бюффон в 1761 г, назвал вампирами рукокрылых из Латинской Америки, и, позднее, в кино летучая мышь стала едва ли не обязательным существом, в которое перевоплощается вампир. Принято считать, что вампир перевоплощается в любое животное (как в паука, так и в бабочку), а так же в туман или в соломинку. Еще одно уточнение: чеснок так же не является универсальным средством против вампира, вопреки поверью, особенно распространенному в Румынии. А вот в том, что вампир может действовать только ночью и должен вернуться в свою могилу до первых петухов, сходятся все. Он боится освященной воды, а так же освященных просфор и креста. И, наконец, положить, конец самому бытию вампира можно, вонзив меч ему прямо в сердце.

Впрочем, так поступать нас учит кино.

Как распознать вампира?

Трактаты VXII века о вампиризме, а затем и произведенные в XIX веке исследования, позволили выделить основные черты этого мифологического существа. Здесь тоже существует множество ва­риантов, но, в основном, вампи­ра можно распознать, оценив состояние тела через несколько недель после захоронения. Если оно не коченеет и не разла­гается - это вампир. Другая осо­бенность вампира - сильно развитый волосяной покров: густые сросшиеся брови, ладо­ни, поросшие шерстью. Вампиров Румы­нии отличает короткий, покрытый шерстью хвост, который от жары может становиться длиннее. Хвост способен увеличивать сверхъестествен­ные возможности его обладателя.

Во время вспышек вампиризма, чтобы определить нужную могилу, на кладбище запускали девствен­ную кобылу белой или вороной масти, оседланную подростком-девственником. Согласно поверью, перед могилой, скрывающей вампира, лошадь встанет на дыбы.

Если вокруг могилы есть небольшие отверстия, это тоже свидетельствует о том, что в ней лежит вампир: через эти дыры он вылетает в виде тумана. Люди, рожденные от союза вампира и смертной, обладают даром безошибочно угадывать мерт­вецов-кровососов. В Сербии их назы­вают «вампируч» или «вампирович»; в Богемии и Венгрии - «дампиры».

Как становятся вампирами?

Вообще, после смерти любой человек может стать вампиром. Но есть определенная группа людей, для которых это превращение наиболее вероятно: отлученные от Церкви, самоубийцы, принявшие насильственную смерть, колдуны, мертворожденные дети, а также каждый, кто похоронен не на христианском кладбище. А некоторых ожидает эта мрачная участь Даже по причине врожденных особенно­стей - родившиеся с зубами или в «головном уборе», (с головой, покрытой остатками амниотической мембраны или плаценты).

К категории тех, кто легко становятся вампирами, относятся люди с очень темными или светло-голубыми глазами, с рыжими, как у Иуды, волосами или с красными родимыми пятнами на теле.

Когда такие люди умирают, класть их в гроб и по­гребать нужно с особыми предосторожностями. В Румынии в лоб умершего вбивали гвоздь или проты­кали его тело иглами. Кожу смазывали жиром свиньи, заколотой в день святого Игнатия. Чтобы не дать душе предполагаемого вампира вернуться в тело, в рот покойника клали головку чеснока (в Румы­нии), освященную просфору (в Греции) или лимон (в Саксонии).

Чтобы покойник не смог покинуть могилу, его при­бивали гвоздями к днищу гроба. В Судетах тело завора­чивали в вязаный саван: вампир должен был спускать по одной петле в год. В России в гроб бросали маковые зерна, чтобы вампир пересчитывал их каждую ночь. Самоубийц и отлу­ченных от Церкви обычно хоронят на пересечении дорог. В Сербии, чтобы защитить дом от вампира, на дверях и окнах дегтем рисуют кресты. В христианской Европе вампи­ризм часто считался божьей карой. Те, кто нарушают религиоз­ные запреты, осквер­няют могилы и не ходят на божест­венные службы, чаше всего подвергаются этому проклятью.

В Румынии во всех комнатах подвешивают к потолку головки чеснока и натирают им двери, окна, печные трубы и замочные скважины; в России дороги, ведущие на кладбища, посыпа­ют маковыми зернами или семенами шиповника: вампир должен по одной собрать их все.

«Великое исправление» или смерть вампира

Чтобы уничтожить вампира, необходимо прежде всего про­ткнуть его сердце деревянным колом. В России для этого используется осина (из этого дерева был сделан крест Христа). В других странах пред­почитают терновник, напомина­ющий о венце Христа. В Далма­ции и Албании применяют освя­щенный стилет. Действие, которое в Румынии называют •великое исправление», производится на заре, с первыми лучами солнца; тот, кто совершает обряд, должен вонзить кол одним ударом, иначе вампир может воскреснуть, ели тело не рассыплется в прах, его обезглавливают заступом могильщика и сжигают, а пепел развеивают по ветру, либо закапывают на пересечении двух дорог.

Конец верования?

Уже к концу XVIII в. вампиризм становится частой темой обсуждения в университетах и литературных салонах, особенно во Франции и Германии, «сверхъестественные» происшествия, вызывавшие сильную бурю эмоций на протяжении первых трех десятилетий этого века, становятся более редкими. Позитивные идеи деятелей эпохи Просвещения постепенно проникают в самые отда­нные утолки европейского континента. Поскольку крупные эпидемии чумы прошли, а в вампиров неизбежно начала осла­бевать. В XIX в. фиксируются лишь отдельные проявления вампиризма, о массовом характере этих проявлений говорить уже не при­ходится. Индустриализа­ция быстро меняет стиль жизни, и в ней остается все меньше места для суеверий прошлого. Однако даже сегодня в некоторых регионах Карпат вера в вампи­ров сохраняется.

Торжество рационального мышления в век Просвещения победило вампира, но не смогло изгнать его из нашего вооб­ражения. Напротив, романтическое движение, восставшее против матери­алистического позитивизма, испыты­вает ностальгию по волшебному и захватывающему прошлому. Вскоре романтики «реанимировали» вампира. В 1748 г. в Германии некто Оссенфельдер посвятил ему ко­роткую поэму, возвратив его таким образом в общественное бы­тие посредством литературы.

После многочис­ленных споров в начале XVIII в. о существовании вам­пиров ученые, фило­софы и служители церкви именем логики и здравого смысла осудили это суеверие.

IV глава

ПРОБУЖДЕНИЕ ВАМПИРА

Роман Брема Стокера, чистейший про­дукт викторианской эпохи, создал настоящий современный миф, в кото­ром оживает, хотя и сильно изменен­ный временем, легендарный прообраз. Нужно подчеркнуть, что Дракула не возник внезапно в воображении одного человека, его появление спровоцировала литература, что было своеобразным итогом ее развития, обозначившим конец века Просвещения.

Наши рекомендации