Подсчет ошибок и исправлений.

  1. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
  2. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
  3. Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
  4. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то не все они считаются за 1 ошибку.
  5. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 или более исправлений.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического задания, выставляются 2 оценки: отдельно за каждый вид работы.

Нормы оценки грамматических заданий.

Оценка Основные критерии оценки
«5» 100-85 % ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
«4» 84-70 % ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
«3» 69-50 % ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» 49 менее ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» 0 % ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Примечания.

  1. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении грамматических заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
  2. Грамматические задания учитель записывает на доске до того, как начинает диктовать текст. После написания текста и его проверки учитель читает вслух задания, а учащиеся, следя по доске, уясняют их. Затем выполняют задания самостоятельно.

Нормы оценки словарного контрольного диктанта

Оценка Основные критерии оценки
«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок
«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки
«3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки
«2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок
«1» ставится за диктант, в котором допущено более 7 ошибок


4. Сочинения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

- умение раскрывать тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

- соблюдение языковых норм и правил правописания.

С помощью сочинения определяется уровень сформированности продуктивных речевых умений:

- умение отбирать материал по теме сочинения;

- умения писать на тему;

- подчинять высказывание определенной мысли, выделять в нем микро темы;

- составлять план сочинения;

- решать вопросы композиции текста;

- соблюдать логическую последовательность в изложении материала;

- соотносить с замыслом типологическую структуру текста;

- соблюдать правила построения типовых фрагментов текста, нормы литературного языка и требования точности, коммуникативной целесообразности и выразительности речи.

Проверка техники чтения.

Непременным условием методически правильно организованного процесса обучения чтению является контроль уровня сформированности у учащихся навыка чтения. При этом учителю следует обращать внимание на следующие стороны, характеризующие уровень сформированности навыка чтения.

Способ чтения. Это один из важных компонентов навыка чтения, во многом влияющий на становление правильности, темпа и сознательности чтения. Существуют такие способы чтения:

а) побуквенное;

б) отрывистое слоговое;

в) плавное слоговое;

г) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;

д) чтение целыми словами.

Для учащихся V-XI классов первые четыре способа несвойственны.

Однако если у школьников не выработан способ чтения, учителю среднего звена необходимо предупреждать, преодолевать, устраивать эти пробелы.

Правильность чтения. При выявлении уровня сформированности правильности чтения нужно исходить из того, что от этой стороны навыка находится в прямой зависимости прежде всего выразительность чтения, в определенной мере – осознанность. Прямое влияние правильность чтения оказывает на развитие орфографической зоркости учащихся, что, в свою очередь, сказывается на уровне грамотности ученического письма. Особого подхода требует оценка темпа чтения учащихся. При проверке следует предупредить школьников о ненужности торопиться при чтении.

Сознательность чтения. Она проверяется путем ответов на вопросы, выделения главной мысли прочитанного, пересказа текста, озаглавливания и др.

Выразительность чтения. При проверке выразительности чтения обращается особое внимание на достаточную громкость и четкость произношения слов, соблюдение ударения, выделение при чтении важных по смыслу слов, т.е. логическое ударение, на осознанное использование пауз и интонаций, посредством которых ученик выявляет не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к содержанию. Читать выразительно – значит осмысленно выражать отношение к прочитанному. Эта часть проверки особенно важна, так как она связана с проверкой осознанности чтения, с проверкой того, как слово входит в сознание ребенка, с выяснением, куда идут умственные силы ученика: на сам процесс чтения, и у него не остается их для того, чтобы понять смысл прочитанного или, наоборот, читая полуавтоматически, он сразу же подхватывает смысл текста.

Как правило, в школах в основном проверяется только темп чтения. Это неверный подход. При проверке техники чтения необходимо обязательно выходить на связи двух процессов: формирование навыков чтения и усвоение содержания читаемых текстов.

Для проверки техники чтения учащихся определенного класса отбирается текст, соответствующий следующим нормам:

класс Чтение
4 класс 15-20 слов
5 класс 25-30 слов
6 класс 25-30 слов
7 класс 30-40 слов
8 класс 40-45 слов
9 класс 50-55 слов

Контрольные проверки навыка чтения проводятся строго индивидуально, в условиях спокойной рабочей обстановки, исключающей какую-либо нервозность у учащихся и учителя. Каждый из проверяемых учеников должен прочитать предлагаемый текст индивидуально в течение одной минуты. Чтение ученика на всем протяжении этого времени не прерывается, даже если читающий допускает ошибки. Все замечания и исправления делаются после окончания чтения и беседы по прочитанному.

II. О письменных работах учащихся общеобразовательных школ.

Организация и контроль над всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

Наши рекомендации