Le Danse de Don Pedro – Танец Дон Педро
Однако просто приводит в замешательство обстоятельство более позднего испанского варианта водуна, давшего по отношению к исходной модели, более широкий пантеон, который включал божества, отсутствующие в раннем пантеоне. История в том, что среди рабов вера Вуду начала распространяться в испанских колониях на побережье Карибского бассейна и обеих Америк, и была намного колоритнее отдельно взятых африканских традиций. Передаваемая из поколения в поколение история о происхождении этого специфического вида религии говорит, что испано-африканский раб по имени Дон Педро смешал ром и порох и это выпил. Как только он это проделал, он смог вызывать намного более резвую форму лоа и заставлять его вести самым странным и затейливым образом. У последователей его основной ритуал получил название Танец Дон Педро, который дал начало виду Вуду, названного Петро. В нем барабанный бой был еще неистовее, чем это было прежде, движения танцующих были нарочито утрированы и используемые цвета более кричащими. Кровь в ритуалах играла еще большую роль, чем это было в Раде. В ритуалах обоих видов жертва животных (обычно петушок или козёл) играла существенную роль, но в ритуале Петро, танцоры, часто подогретые ромом, обильно измазывали себя кровью животного, символизируя преданность
Папа Легба
К тому же Вуду Петро включило в пантеон полностью новый набор лоа и второстепенных божеств, начиная с Папы Легба, который действовал как своего рода «канал» между миром духов и людским миром. Он был первым из лоа, к которому в ритуале взывал хунган, и через него можно было связаться и повелевать другим духом. В этом виде Вуду силы иного мира принимали некоторые человеческие черты, например, Папа Легба часто уподоблялся старику, опирающемуся на посох – совершенно типичная фигура среди общин рабов. Его любовницей или женой была Эрзули Фреда, богиня любви и любовной страсти – огромная усмехающаяся пышногрудая особа, иногда несущая корзину с фруктами. И снова это было отражением типажа многих плантаций, и она служила делу «очеловечивания» лоа.
Барон Самеди
Самым известным из всего пантеона Вуду Петро был Барон Cemetiere (кладбища), также известный как Барон Самеди (субботы) или Барон La Croix (Креста), Лорд Кладбища. Часто изображался как скелет в изысканной одежде (иногда в смокинге и цилиндре джентльмена), он был хозяином неупокоенных мертвецов и это, конечно, не пустяк. Его ублажали ромом и табаком, он мог ужасно отомстить, если этих регулярных подношений не было. Барон был фигурой плантаций рабовладельцев в Новом Свете и не имел своего африканского прототипа.
Геде
Еще был другой добавленный компонент к версии Вуду Петро, известный как Геде, или фамильный призрак. Призраки и фамильные духи признавались и Вуду Рада, ранг их был намного ниже ранга основных божеств и лоа. Здесь же, этот дух исполнял роль мстителя роду человеческому с ограниченными сверхъестественными возможностями. Они были подчиненными Барона кладбища, который часто их использовал против живых, если ему не одаривали и не приносили жертвы.
Звенья Вуду
Вуду и Рада и Петро часто отводило важное место уамби или гри-гри (gris-gris) (привороты). Они концентрировали силы лоа через материальные элементы, например, лапы петуха, черные вороны и многое другое. Важное место отводилось концепции “куклы Вуду” – крошечная модель живого человека, в которую втыкали булавки и острые лезвия, чтобы причинить человеку боль или вызвать смерть. Многое из этого преподносилось как элементы Вуду, в действительности, к религии имело весьма опосредствованное отношение. Действительно, их африканские корни не прослеживается. В ранних английских рассказах о колдовстве упоминались пугала, сделанные из глины, в которые английские ведьмы втыкали шпильки и лезвия, чтобы ранить или вызвать болезнь у фигуранта колдовства. С таким же успехом можно предполагать, что это европейское колдовство. Помимо гри-гри, колдовство Петро также придавало большое значение пудре - травяным сборам и порошкам. Многие из них были натуральными средствами, используемыми для лечения болезней и повышения иммунитета, но иные ингредиенты, как говорили, использовались во вредоносных целях, такие как яды и галлюциногены.
Гаити
Зомби фигурировали во многих связанных с Вуду верованиях. Согласно гаитянским законам, например, эксплуатация зомби (людей уже не живых, но еще не мертвых) на уборке тростника в качестве дешевой рабочей силы считалось недопустимым. Тех, кто это делал, можно было штрафовать согласно трудовому законодательству.
Доктор Папа
На Гаити к делу добавилась политическая окраска. Во времена диктаторского режима “Доктора Папы”, Франсуа Дювалье, пришедшего к власти в 1957 г., Вуду использовалось для поддержания тирании. Родившийся на Гаити в 1907 г. Дювалье начинал простым деревенским врачом и был привлечен к борьбе с фрамбезией (общей бактериальной инфекцией кожи, которая поразила большую часть Гаити). Его методы лечения болезни были очень эффективны – он лечил, используя силу Вуду.
Code Noir[33]
Культ Вуду процветал на Гаити примерно с середины XVIII века – пресловутый секретный “Черный кодекс” (богохульный объемный труд, написанный по-французски) обрисовывал в общих чертах многие ужасные церемонии вызова лоа. Возможно, Дювалье был членом местной секты и были подозрения, что он использовал это, чтобы взять под контроль окружающих. Постепенно его влияние росло – он начал подниматься по служебной лестнице управленческих структур гаитянского общества, заполняя властную пустоту, оставленную после ухода американских войск в конце Второй мировой войны. Он начал представляться Бароном Кладбища – в гаитянском фольклоре, фигурой устрашающей.
Tonton Macoute[34]
В 1957 г., Дювалье захватил власть, обескровил тогда уже слабую гаитянскую армию и назначил на многие должности бандитов, защищавших его, во главе со своим другом и сподвижником, Клементом Барботом. Это объединение называлось по имени призрака гаитянских легенд, Tonton Macoute. Эта преступная группировка действовала как тайная полиция и, как стало известно, использовала церемонии Вуду для устрашения и создания напряженности в народе. В их цитадели в форте Диманч они пытали несчастных оппонентов Дювалье и предположительно совершили акты людоедства и колдовства. “Доктор Папа” начал использовать атрибуты Вуду для запугивания противников: на его рабочем столе стояли черные свечи с черепами – он утверждал, что он могучий Бокор. Он, как ходили слухи, пил человеческую кровь и поедал плоть у себя квартире и способствовал распространению этих слухов для запугивания своих противников. Широко преподносилось, что его невозможно убить – этого он также не отрицал, и что у него была армия настоящих зомби, готовых выполнять его любые команды. За его репрессивный режим Гаити стал, по общему мнению, мировой столицей Вуду.
Сын доктора
Несмотря на всю его предполагаемую силу Вуду, Дювалье умер в 1971 г., а его наследовал такой же безжалостный, но менее искушенный в политике сын, Жан-Клод, известный как “Сын доктора”. Неспособный властвовать над умами людей или сохранить “мистику Вуду” как делал его отец, Жан-Клод власть не удержал – режиму Дювалье пришел конец. И это показывало, какая сила в течение почти двадцати лет использовалась как политический инструмент, которая превратила Гаити в “землю зомби”. С тех пор, Гаити с экономикой, практически разрушенной правлением Дювалье, торгует своей зловещей репутацией в надежде привлечь туристов и любопытных.