Модальные глаголы (Modal Verbs)
Глаголы can (could), may (might), must, shall, should, will, would, ought to, have to, needявляются модальными.
Модальные глаголы не выражают конкретных действий, а показывают лишь отношение говорящего к действию, оценку действия, т.е. возможность, необходимость, предположительность, долженствование, разрешение и т.д.
Модальные глаголы имеют ряд отличительных особенностей:
· не имеют окончания –s в третьем лице ед. ч. настоящего времени группы Simple (за исключением глаголов have to и need);
· образуют вопросительную и отрицательную формы без вспомогательного глагола;
· требуют употребления инфинитива без частицы to;
· не имеют неличные форм (инфинитива, герундия, причастия);
· не имеют временные формы (за исключением форм настоящего и прошедшего времени группы Simple у некоторых модальных глаголов).
В настоящем пособии мы остановимся на подробном анализе самых употребительных модальных глаголов: can (could), may (might), should, must.
Модальный глагол can (could)
Модальный глагол can (could) употребляется для выражения следующих значений:
- возможности, умения, способности:
Anna can run fast. –Анна умеет быстро бегать.
I can pay you next week. –Я смогу заплатить тебе на следующей неделе.
- разрешение:
- сомнения, удивления, недоверия:
She can’t feel hurt. We’ve explained everything to her. –Не может быть,чтобы она чувствовала себя обиженной. Мы ей все объяснили. Can it be true? –Неужели это правда?
В значении сомнения, недоверия и т.п. глагол can (could) употребляется, как правило, в отрицательных и, реже, вопросительных предложениях и соответствует в русском языке словам не может быть,
чтобы…, вряд ли, неужели.
В этом значении модальный глагол can (could) может употребляться: а) с простым инфинитивом, если высказывание относится, как правило,
к настоящему и, реже, к будущему времени:
He can’t know this man. I am sure they’ve never met. –Не может быть,чтобы он знал этого человека. Я уверен, что они никогда не встречались.
б) с инфинитивом Continuous, если сомнение выражается в отношении действия, происходящего в момент речи:
They cannot be working in the garden. It is raining hard. –Не может быть,чтобы они сейчас работали в саду. Идет сильный дождь.
в) с перфектным инфинитивом, если высказывание относится к прошедшему времени:
Can she have read such a big book in two days? –Неужели она прочиталатакую толстую книгу за два дня?
г) с инфинитивом Perfect Continuous, если сомнение выражается в отношении действия, совершавшегося в течение какого-то промежутка времени:
He can’t have been working six hours running. He has done so little. –Неможет быть, чтобы он работал шесть часов подряд. Он так мало сделал.
Модальный глагол can – один из немногих модальных глаголов, которые имеют форму прошедшего времени. Форма прошедшего времени can–could:
She could play violin when she was six. –В шесть лет она умела играть наскрипке.
Отрицательная форма образуется при помощи отрицательной частицы not, которая с глаголом can всегда пишется слитно – cannot:
My little son cannot write yet. –Мой маленький сын еще не умеет писать.My son could not read when he was three. –Когда моему сыну было тригода, он не умел читать.
В разговорной речи употребляются сокращенные отрицательные формы глагола can – can’t, could – couldn’t:
She couldn’t pass her driving test. –Она не смогла сдать экзамен повождению.
Для образования вопросительной формы модальный глагол can (could)ставится перед подлежащим:
Can you do it now? –Вы можете сделать это сейчас?
Could you read English books last year? –У Вас была возможность читатьанглийские книги в прошлом году?
Модальные глаголы являются недостаточными (у них отсутствуют некоторые глагольные формы), поэтому для восполнения недостающих форм употребляются синонимичные обороты. Синонимичным оборотом глагола canв значении возможности,умения,способности являетсяto be able toбыть в состоянии. Но, как всякий синоним, to be able to несколько отличается по своему значению от модального глагола can. Модальный глагол can выражает возможность вообще, а оборот to be able to – возможность совершить действие в данном конкретном случае в данное время.
I can play football, but I am not able to play now. I don’t feel well. –Я умеюиграть в футбол, но я не в состоянии играть сейчас: я плохо себя чувствую.
В прошедшем времени различие между can и to be able to при выражении этого оттенка значения ощущается больше:
Не was in London two years ago, so he could see English films every day. –Два года тому назад он был в Лондоне и имел возможность смотреть английские фильмы каждый день.
I am very glad you were able to come. –Я очень рад,что Вы смогли прийти.
С глаголами восприятия (to see, to hear и др.), а также в отрицательной форме, как правило, употребляется модальный глагол could:
I could see him very well. –Мне его очень хорошо было видно.
I couldn’t see that book yesterday. –Я не смог достать эту книгу вчера.
Модальный глагол can может употребляться для выражения разрешения в будущем времени:
You can come at ten tomorrow. –Вы можете прийти завтра в10.
В значении умения, возможности, способности совершить действие глагол can для будущего времени употребляться не может, потому что он не имеет инфинитива; для будущего времени в этих значениях употребляется оборот to be able to.
Модальный глагол may (might)
Модальный глагол may (might) имеет два значения:
- разрешения:
В этом значении глагол may соответствует русскому можно, разрешите и может употребляться только с простым инфинитивом вутвердительном и вопросительном предложении. Отрицательная форма глагола may используется сравнительно редко.
- предположения, допускаемой возможности:
He may come any minute now. –Он может прийти(возможно,придет)влюбую минуту.
В этом значении глагол may соответствует в русском языке словам может (могу…), может быть, возможно и может употребляться:
а) с простым инфинитивом, если предполагаемое действие относится к будущему и, реже, к настоящему времени:
They may arrive tomorrow or the day after. –Они,возможно,приедутзавтра или послезавтра.
б) с перфектным инфинитивом, если предполагаемое действие относится к прошедшему времени:
They may have arrived already, but I am not sure. –Они,возможно,ужеприехали, но я в этом не уверен.
в) с инфинитивом Continuous, если предполагаемое действие происходит в момент речи:
He is in his room. But I am not sure that he is not busy. He may be writing letters or reading. –Он в своей комнате.Но я не уверен,что он не занят.Он,возможно, пишет письма или читает.
г) с инфинитивом Perfect Continuous, если предполагаемое действие совершается в течение какого-то промежутка времени:
They may have been discussing the question for two hours. –Возможно,ониобсуждают этот вопрос уже два часа.
Модальный глагол may в значении предположения, допускаемой возможности употребляется в утвердительных и вопросительных предположениях.
Форма might может иметь значение предположения, но выражает меньшую степень уверенности, чем may:
Your friend might still come, but I don’t think he will. –Ваш друг,можетбыть, еще и придет, но это маловероятно.
В прошедшем времени модальный глагол may имеет форму might. Отрицательная и вопросительная формы модального глагола may
образуются так же, как и у модального глагола can.
Модальный глагол should
Модальный глагол should имеет значение личного совета, личного мнения и соответствует в русском языке словам следует, следовало, следовало бы, должен был бы, нужно, нужно было бы.Модальный глаголshouldможет употребляться:
а) с простым инфинитивом, если высказываемое мнение относится к будущему или настоящему времени:
He should do exercises every morning. –Ему следует делать зарядку каждоеутро.
С вопросительным словом why модальный глагол should выражает нерасположенность, нежелание выполнять указанное действие:
Why should I go there? –С какой стати мне идти туда?
б) с перфектным инфинитивом, если высказываемое мнение относится
к прошедшему времени. В этом случае высказывание имеет значение порицания, упрека:
You should have called on your friend long ago. –Вам давно уже следовалонавестить вашего друга.
Модальный глагол should имеет только одну форму. Отрицательная и вопросительная формы модального should глагола образуются так же, как и у модальных глаголов can и may.
Модальный глагол must
Модальный глагол must в утвердительной форме имеет следующие значения:
- обязанность, приказание, приказ – в этом значении он переводится на русский язык как должен, обязан:
You must do as I tell you. –Вы должны поступить так,как я вам говорю.
- настоятельный совет или приглашение – в этом значении он переводится на русский язык (обязательно) должен, (обязательно) нужно:
You must come and have dinner with us some day. –Вы(обязательно)
должны как-нибудь прийти к нам на обед.
- внутренне осознанную необходимость– в этом значении он переводится на русский язык надо, нужно, необходимо, должен:
I must do it today, I can’t leave it till tomorrow. –Мне надо сделать этосегодня, я не могу оставить это до завтра.
В вопросительном предложении употребление глагола must ограничено значением обязательно ли должен, так как в вопросе must часто выражает нежелание выполнить данное действие, раздражение и т.п.
Must I do it now? –Я обязательно должен сделать это сейчас?
В отрицательной форме глагол must имеет значение категорического запрещения и переводится на русский язык нельзя, запрещается, не должен. You mustn’t do it. –Нельзя так делать.
- предположение с большей степенью уверенности в совершении действия, чем глагол may (в утвердительных предложениях):
He must be home by now. He left an hour ago. –Должно быть,он уже дома.
Он ушел час тому назад.
В этом значении глагол must соответствует в русском языке словам модальным словам должно быть, вероятно, наверное, по всей вероятности и может употребляться:
а) с простым инфинитивом, если предполагаемое действие относится к настоящему времени:
It must be 9 o’clock now. –Должно быть,уже9часов.
б) с инфинитивом Continuous, если предполагаемое действие происходит в момент речи:
Hurry up! They must be waiting fro us already. –Торопись!Они,наверное,
уже ждут нас.
в) с перфектным инфинитивом, если предполагаемое действие относится к прошедшему времени:
They must have arrived at the station by now. –Они уже,вероятно,приехалина станцию.
г) с инфинитивом Perfect Continuous, если предполагаемое действие совершается в течение какого-то промежутка времени:
I must have been reading for two hours. It is getting dark. –Я читаю уже,
наверное, два часа. Уже темнеет.
Глагол must в этом значении не употребляется, если предполагаемое действие относится к будущему времени.
Модальный глагол must в значении предположения употребляется только в утвердительных предложениях. Для передачи предположения в отрицательных предложениях используются другие средства (в том числе лексические).
Модальный глагол must не имеет формы прошедшего времени. В прошедшем времени употребляется синонимичный оборот to have to.
Оборот to have to употребляется для выражения значения необходимости, вызванной обстоятельствами, показывает, что лицо, обозначенное подлежащим, вынуждено выполнить действие:
I have to lose weight. The doctor says so. –Я должен похудеть.Мне этосоветует врач.
Вопросительная и отрицательная формы оборота to have to образуется при помощи вспомогательного глагола to do:
When do I have to do it? –Когда я должен сделать это?
You do not have to stay. –Вы можете не оставаться.
Форма прошедшего времени оборота to have to – had to употребляется для выражения значения долженствования и необходимости в прошлом:
I had very little time, and I had to take a taxi. –У меня было мало времени,имне пришлось взять такси.
Вопросительная и отрицательная формы образуется при помощи вспомогательного глагола did:
Did you have to write to him again? –Вам пришлось писать ему еще раз?
I am glad you didn’t have to do it again. –Я рад,что вам не пришлось делатьэто снова.
Оборот to have to употребляется для передачи указанных выше значений и в будущем времени.
Задание 9.1. Вставьте can или be able to:
1) George has travelled a lot. He ___ speak four languages.
2) I haven’t ___ sleep well recently.
3) Sandra ___ drive but she hasn’t got a car.
4) I can’t understand Martin. I’ve never ___ understand him.
5) I used to ___ stand on my head but I can’t do it now.
6) I can’t see you on Friday but I ___ meet you in Saturday morning.
7) Ask Catherine about your problem. She might ___ help you.
Задание 9.2. Составьте предложения с модальными глаголами can / can’t
/ could / couldn’t, используя следующие глаголы:
come eat hear run sleep wait
1) I’m afraid I ___ to your party next week.
2) When Tin was 16, he was a fast runner. He ___ 100 metres in 11 seconds.
3) “Are you in a hurry?” – “No, I’ve got plenty of time. I ___.”
4) I was feeling sick yesterday. I ___ anything.
5) Can you speak up a bit? I ___ you very well.
6) “You look tired.” – “Yes, I ___ last night.”
Задание 9.3. Вставьте could, couldn’t или was/were able to:
1) My grandfather was a very clever man. He ___ speak five languages.
2) I looked everywhere for the book but I ___ find it.
3) They didn’t want to come with us at first but we ___ persuade them.
4) Laura had hurt leg and ___ walk very well.
5) Sue wasn’t at home when I phoned but I ___ contact her at her office.
6) I looked very carefully and I ___ see a figure in the distance.
7) I wanted to buy some tomatoes. The first shop I went to didn’t have any but
I ___ get some in the next shop.
8) My grandmother loved music. She ___ play the piano very well.
9) A girl fell into river but fortunately we ___ rescue her.
10) I had forgotten to bring my camera so I ___ take any photographs.
Задание 9.4. Вставьте must или can’t:
1) You’ve been travelling all day. You ___ be very tired.
2) That restaurant ___ be very good. It’s always full of people.
3) That restaurant ___ be very good. It’s always empty.
4) You’re going on holiday next week. You ___ be lo oking forward to it.
5) It rained every day during their holiday, so they ___ have had a very nice
time.
6) Congratulations on passing your exam. You ___ be very pleased.
7) You got here very quickly. You ___ have walked very fast.
8) Bill and Sue go away on holiday very often, so they ___ be short of
money.
Задание 9.5. Составьте предложения со словами в скобках, используя may или might:
1) I can’t find George anywhere. I wonder where he is.
2) I’m looking for Helen. Do you know where she is?
3) I can’t find my umbrella. Have you seen it?
A (it / be / in the car) B (you / leave / in the restaurant last night)
4) Why didn’t Tom answer the doorbell? I’m sure he was in the house at the
time.
A (he / be / in the bath) B (he / not / hear / the bell)
Задание 9.6. Напишите предложения, используя may или might:
1) Where are you going for your holidays? (to Ireland???) – I haven’t decided yet. I ___ .
2) What sort of car are you going to buy? ( a Mercedes???) – I’m not sure yet.
I ___ .
3) What are you going to do this weekend? (go to London???) – I haven’t decided yet. _______
4) Where are you going to hang that picture? (in the dining room???) – I haven’t made up my mind yet. _______
5) When is Tom coming to see us? (on Saturday???) – I don’t know yet.
_______
6) What is Julia going to do when she leaves school? (go to university???) –
She hasn’t decided yet. _____
Задание 9.7. Вставьте must или have to:
1) It’s later than I thought. I ___ go now.
2) Jack left before the end of the meeting. He ___ go home early.
3) In Britain many children ___ wear uniform when they go to school.
4) When you come to London again, you ___ come and see us.
5) Last night Don became ill suddenly. We ___ call a doctor.
6) You really ___ work harder if you want to pass the examination.
7) I’m afraid I can’t come tomorrow. I ___ work late.
8) I’m sorry I couldn’t come yesterday. I ___ work late
9) Paul doesn’t like his new job. Sometimes he ___ work at weekends.
10) Caroline may ___ go away next week.
11) We couldn’t repair the car ourselves. We ___ take it to a garage.
12)Julia wears glasses. She ___ wear glasses since she was very young.
Список рекомендуемой литературы
1. Арбекова Т.И., Власова Н.Н., Макарова Г.А. Я хочу и буду знать английский: Учебник. – М.: ЧеРо, 1998. – 560 с.
2. Бонк Н.А., Котий Г.А., Лукьянова Н.А. Учебник английского языка. В 2-х ч.. Часть 2 – М.: Товарищество «ДеКонт», 1994. – 637 с.
3. Голицынский Ю.Б. Грамматика. Сборник упражнений. - СПб.: Каро,
1998. – 475 с.
4. Britannica Student Library. Encyclopædia Britannica. Chicago:
Encyclopædia Britannica, 2007.
5. Britannica Student Library. Encyclopædia Britannica. Chicago: Encyclopædia Britannica, 2008.
6. Evans V. Round up – 5. Pearson Education Limited, 2005. – 209 p.
7. Hartley B. Viney P. Streamline English. Destinations. Oxford University Press. – 83 p.
8. Murphy R. English grammar in use. A self-study reference and practice book for intermediate students of English. Cambridge University Press. – 350 p.
9.Murphy R. Essential grammar in use. A self-study reference and practice book for elementary students of English. Cambridge University Press. – 300 p.
PART 2