I. методика написания и организация защиты выпускной квалификационной работы

1. Организационный момент.

В указанные кафедрой сроки студент должен выбрать тему выпускной квалификационной работы. Для руководства написанием выпускной квалификационной работы кафедра выделяет преподавателя, который дает консультации по всем вопросам, возникающим устудента в процессе подготовки работы.

2. Изучение литературы по теме. Сбор и обработка фактического материала.

Успех научного исследования во многом зависит от систематического изучения литературы и других материалов по теме работы, анализа и учета информационных данных.

Глубокое изучение литературы позволяет получить информацию о современном состоянии исследуемой проблемы, о результатах «чужих» поисков и выявить «белые пятна» в этой проблеме.

Прежде чем приступить к написанию работы необходимо изучить литературу по избранной теме. Подбор литературы удобнее всего начать с просмотра библиотечных каталогов. Помимо алфавитного каталога, в библиотеке имеются еще систематический и предметный каталоги. Однако ограничиваться одними библиотечными каталогами не следует. Нужно обращаться также к библиографическим справочникам, журналам по специальности и смежным наукам.

Работая с литературой, необходимо помнить, что в монографиях, изданных в текущем году, опубликованы результаты исследований двухлетней и большей давности. Самая оперативная и свежая информация может быть получена из журналов и газет, отчетов о проведении НИР и др.

Изучив основную часть теоретической литературы, можно приступить к сбору фактического материала. При работе над филологическими темами материалом для исследования могут служить произведений художественной литературы, научная проза, газетные тексты, аудиозаписи, материалы радиопередач, сайты Интернет.

После изучения литературы по избранной теме и предварительной обработки фактического (экспериментального) материала студент должен составить план выпускной квалификационной работы и согласовать его с научным руководителем.

Число примеров, которые требуется собрать для выпускной квалификационной работы, должно значительно превышать количество примеров, включенных в работу в качестве иллюстрации ее положений, иначе выводы работы могут оказаться необоснованными. Можно не выписывать однотипные, часто повторяющиеся примеры, однако следует отмечать, где и сколько раз они встретились, так как в ряде случаев важно сделать заключение о частотности того или иного явления. Выписывая примеры, следует указывать название и страницу произведения. Всего примеров в выпускной квалификационной работе должно быть не меньше 50-ти.

Необходимо записывать все примечания, связанные с контекстом (например, при выяснении различий в значении синонимов, при объяснении той или иной грамматической конструкции). Иногда нужно указать, в каком контексте или в какой ситуации встретился данный пример, так как эти сведения могут понадобиться при дальнейшем его описании.

После того как будет собрано определенное количество примеров, можно приступить к их классификации для проверки и иллюстрации тех положений, которые содержатся в проработанной теоретической литературе по данной теме. Следует внимательно прочитать и обдумать каждую группу примеров и записать свои выводы. Окончательные выводы делаются лишь после подбора и классификации всех примеров.

3. Выпускная квалификационная работа, подготовленная в соответствии с содержащимися в разделе III требованиями, сначала представляется научному руководителю для проверки и написания отзыва в указанные им сроки. Затем в установленные сроки (не позднее 6 недель до даты защиты) на кафедру представляется окончательный вариант выпускной квалификационной работы в печатном виде, электронный вариант отправляется на электронную почту кафедры [email protected], причем печатный и электронный вариант должны полностью совпадать. К напечатанной работе прилагаются: отзыв руководителя (с подписью), второй титульный лист (с подписью), отчет о проверке на Антиплагиате (оригинальность не меньше 70%).

4. На защите студент выступает с кратким докладом своей работы на английском языке, продолжительность выступления не более 10 минут. В нем:

- должна быть обоснована актуальность избранной темы,

- должна быть указана цель работы,

- должна быть дана характеристика примененных методов исследования,

- должно быть раскрыто по главам основное содержание работы,

- должны быть приведены примеры,

- должны быть исчерпывающе изложены и обоснованы выводы и предложения.

Для членов комиссии тиражируется необходимый раздаточный материал. Желательно, чтобы студент излагал основное содержание своей работы свободно, не читая письменный текст.

Ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку работы и ее защиты. Поэтому ответы должны быть тщательно продуманы и лаконичны.

На защите выпускной квалификационной работы может выступить руководитель выпускной квалификационной работы. Он отмечает достоинства и недостатки работы как с точки зрения содержания (решения поставленной проблемы, объема исследованного материала, правомерности выводов), так и с точки зрения формы (четкости и последовательности изложения, правильности технического оформления).

Члены Государственной экзаменационной комиссии должны, а присутствующие преподаватели и студенты могут задавать вопросы и выс­казывать свое мнение о защищаемой работе.


Наши рекомендации