VII. Прочитайте тексты и дополните предложения.
a. His name is Ben. Ben is a businessman. He is in Spain. Ben is happy. Kate is Ben’s wife. Kate is a typist. Kate is fine. Ben and Kate are busy.
b. Meet Bill. Bill is Ted’s son. Bill is ten. He isn’t in Spain, he is in Italy. Bill is pale, he is ill. It’s bad. Let’s visit him.
c. It’s Pete’s flat. It’s in a big city. Pete’s flat is nice. Pete is happy. He is a famous artist. Pete’s wife is a film star. Pete’s wife is fine.
1. Ben is in … .
2. Bill is Ted’s … .
3. Pete’s flat is in … .
4. … is Ben’s wife.
5. Bill … in Spain.
6. Pete is a … artist.
7. Ben’s … is a typist.
8. … son is pale.
9. … are happy.
10. Pete’s wife is a … .
Составьте 10 отрицательных и 10 вопросительных предложений по текстам.
Р А З Д Е Л III
Звуки.Гласные [ɒ], [ ɔ:], [ɔı], [ɜ:].
Согласные [r], [θ], [ð], [ŋ].
Звуковые явления.Связующее r. Оглушение r. Сочетания r и альвеолярных согласных с [ð], [θ].
Интонация.Интонация основных типов вопросов.
Правила чтения.Буквы Oo, Hh.
Грамматика.Указательные местоимения. Местоимения some/any, no. Количественные/порядковые числительные. Оборот have/has got. Структура разделительных, альтернативных, специальных вопросов.
ЗВУКИ
гласные [ɒ], [ɔ:], [ɔı], [ɜ:]
согласные [r], [θ], [ð], [ŋ]
[ɒ] – краткий ненапряженный гласный звук, при произнесении которого язык отведен назад, губы лишь слегка округлены, но не выдвинуты вперед. Звучание является средним имежду русскими [o] и [a].
[ɔ:] – долгий напряженный гласный звук, при произнесении которого кончик языка оттянут от зубов и опущен вниз, напряженные губы округляются, но не так сильно, как при произнесении русского [o].
[ɜ:] – долгий напряженный гласный звук, при произнесении которого плоский язык слегка приподнят, кончик языка касается основания нижних зубов, губы слегка растянуты .
[ɔı] – дифтонг, ядром которого является звук, занимающий промежуточное положение между [o] и [o:]. Скольжение происходит в направлении звука [ı] .
[ŋ] – заднеязычный носовой сонант, при произнесении которого задняя спинка языка смыкается с нёбом, а воздух проходит через нос. Данный звук никогда не встречается в начале слова.
[r] – переднеязычный заальвеолярный сонант, при произнесении которого кончик языка немного завернут назад за альвеолы и находится против той части неба, где произносится русский звук [ж].
[θ], [ð] – межзубные звуки, при произнесении которых образуется щель между передним краем языка и верхними зубами. Звук [θ] – глухой сильный, звук [ð] – звонкий слабый.
ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Связующее [r]
Если слово заканчивается на -r/-re, а следующее за ним слово начинается с гласного звука, и между ними нет паузы, то буква r читается, e.g. mother and father [ˈm⋀ðǝr ǝnd `fɑ:ðǝ]. Это явление называется связующим [r].
Ассимиляция в сочетаниях согласных с сонантом [r]
В сочетании [dr] под влиянием заальвеолярного сонанта [r] альвеолярный звук [d] становится заальвеолярным, e.g. [dreın].
Сочетания [br], [gr] произносятся слитно, однако какая-либо ассимиляция в них отсутствует, e.g. [brısk], [grım].
В сочетаниях сонанта [r] с глухими согласными [t], [p], [k], [s], [ʃ], [f], [θ] происходит оглушение сонанта, e.g. [tri:], [praıs], [fri:]. Это явление наиболее ярко выражено в ударном слоге. Кроме того, в сочетании [θr] заальвеолярный сонант становится альвеолярным и одноударным, т.е. при его произнесении кончик языка слегка касается альвеол, e.g. [θri:], [θraıv].
Ассимиляция в сочетаниях альвеолярных и межзубных согласных
В позиции перед межзубными [θ] и [ð] альвеолярные согласные [t], [d], [n], [l], [s], [z] становятся зубными (дентальными), т.е. при их произнесении язык касается внутренней поверхности верхних зубов, а не альвеол, e.g. [tenθ], [`tel ðǝm].
Звуковые упражнения
I. Произнесите слова со звуком [ɒ]. Следите за краткостью звука, не допускайте его сильной лабиализации.
bɒb | kɒd | gɒn | bɒnd | hɒt | pɒt | `mɒdǝn |
kɒb | gɒd | fɒnd | tɒm | mɒp | sɒk | `sɒkǝ |
bɒg | sɒb | dɒl | sɒl | nɒk | lɒk | `bɒdı |
dɒg | fɒg | pɒm | bɒm | pɒp | hɒk | `pɒkıt |
lɒg | hɒg | lɒl | pɒl | bɒs | dɒk | `hɒbı |
II. Произнесите пары слов. Сравните произнесение звуков [ɒ] и [ʌ].
dɒg – dлg | bɒm – bлm | bɒk – bлk | kɒt – kлt |
bɒg – bлg | bɒn – bлn | kɒs – kлs | hɒt – hлt |
kɒb – kлb | gɒn – gлn | kɒf – kлf | dɒst – dлst |
kɒd – kлd | dɒn – dлn | kɒp – kлp | mɒsk – mлsk |
hɒb – hлb | bɒnd – bлnd | nɒt – nлt | lɒst – lлst |
lɒg – lлg | fɒnd – fлnd | lɒk – lлk | `kɒbı –`kлbı |
nɒb – nлb | gɒlf – gлlf | gɒt – gлt | `bɒdı –`bлdı |
III. Произнесите слова, соблюдая позиционную долготу [ɔ:].
bɔ: - bɔ:n – bɔ:t | dɔ: - dɔ:n – dɔ:s | tɔ: – tɔ:n – tɔ:t |
lɔ: – lɔ:d – lɔ:ks | sɔ: – sɔ:b – sɔ:t | pɔ: – pɔ:z – pɔ:t |
mɔ: – mɔ:n – mɔ:s | fɔ: - fɔ:m – fɔ:s | kɔ: - kɔ:n – kɔ:t |
IV. Произнесите слова со звуком [ɔ:]. Помните о долготе и напряженности звука.
bɔ: | hɔ:d | kɔ:n | mɔ:l | fɔ:t | tɔ:t | `ɔ:gǝst |
kɔ: | kɔ:d | bɔ:l | hɔ:l | fɔ:s | pɔ:t | `kɔ:nǝ |
dɔ: | bɔ:d | tɔ:l | fɔ:m | hɔ:k | hɔ:s | `stɔ:mı |
gɔ: | fɔ:d | bɔ:n | lɔ:n | tɔ:k | spɔ:t | `dɔ:tǝ |
stɔ: | dɔ:z | hɔ:n | kɔ:ld | ɔ:t | kɔ:ps | `fɔ:tı |
V. Произнесите пары слов. Помните о различиях между звуками [ɒ] и [ɔ:] по долготе, напряженности и степени лабиализации.
kɒd – kɔ:d | dɒn – dɔ:n | kɒt – kɔ:t | pɒt – pɔ:t | fɒks – fɔ:ks |
hɒd – hɔ:d | kɒn – kɔ:n | spɒt – spɔ:t | kɒk – kɔ:k | kɒf – kɔ:f |
wɒd – wɔ:d | lɒŋ – lɔ:n | kɒps – kɔ:ps | nɒt – nɔ:t | wɒt – wɔ:t |
mɒd – mɔ:d | bɒn – bɔ:n | sɒt – sɔ:t | tɒs – tɔ:s | wɒf – wɔ:f |
sɒd – sɔ:d | swɒn – swɔ:n | pɒk – pɔ:k | mɒs – mɔ:s | swɒt – swɔ:t |
VI. Произнесите слова, соблюдая позиционную долготу дифтонга [ɔı].
bɔı – bɔıl – vɔıs | kɔı – kɔıl – kɔıt | hɔı – hɔız – hɔık |
flɔı – fɔıl – fɔıst | sɔı – sɔıl – vɔıs | kɔı – kɔız – kɔıf |
VII. Произнесите слова с дифтонгом [ɔı]. Следите за тем, чтобы не происходила замена второго элемента дифтонга русским звуком [й].
sɔı | nɔız | ɔıl | mɔıl | hɔık | mɔıst | ǝ`vɔıd |
trɔı | pɔız | bɔıl | fɔıl | kɔıt | hɔıst | `ɔılı |
hɔı | tɔız | kɔın | nɔıl | kɔıf | vɔıs | `ınvɔıs |
flɔı | vɔıd | kɔıl | lɔın | mɔısn | hɔıks | ǝ`nɔı |
klɔı | bɔız | sɔıl | spɔıl | dɔıt | fɔıst | `ɔıstǝ |
VIII. Произнесите слова, соблюдая позиционную долготу звука [ɜ:].
ɜ: - ɜ:n -ɜ:k | sɜ:- sɜ:v – sɜ:f | wɜ: - wɜ:d – wɜ:k |
pɜ: – pɜ:l – pɜ:s | fɜ: - fɜ:m – fɜ:st | spɜ: - spɜ:z – spɜ:t |
bɜ: -bɜ:g – bɜ:t | hɜ: - hɜ:z – hɜ:t | kɜ: - kɜ:l – kɜ:t |
IX. Произнесите слова со звуком [ɜ:]. Соблюдайте напряженность и долготу [ɜ:].
hɜ: | sɜ:b | hɜ:b | pɜ:m | ɜ:n | lɜ:k | mɜ:k | `ɜ:lı |
pɜ: | nɜ:v | kɜ:d | ɜ:l | wɜ:m | bɜ:k | nɜ:s | `sɜ:vıs |
sɜ: | kɜ:v | hɜ:z | kɜ:l | tɜ:m | sɜ:k | tɜ:k | `sɜ:kǝs |
kɜ: | kɜ:b | hɜ:d | dɜ:m | tɜ:nd | tɜ:f | kwɜ:t | `ɜ:nıst |
blɜ: | gɜ:d | vɜ:b | fɜ:n | bɜ:nt | dɜ:k | fɜ:st | `nɜ:vǝs |
X. Произнесите пары слов. Следите за различиями между звуками [e] и [ɜ:] по положению языка, напряженности и долготе.
beg – bɜ:g | swel – swɜ:l | bel – bɜ:l | pet – pɜ:t | get – gɜ:t |
bed – bɜ:d | kenl – kɜ:nl | ten – tɜ:n | tes – tɜ:s | vet – vɜ:t |
sed – sɜ:d | went – wɜ:nt | wel – wɜ:l | west – wɜ:st | tek – tɜ:k |
hed – hɜ:d | pen – pɜ:n | hel – hɜ:l | det – dɜ:t | best – bɜ:st |
fed – fɜ:d | ben – bɜ:n | fel – fɜ:l | bet – bɜ:t | pek – pɜ:k |
XI. Произнесите пары слов. Сравните произнесение звуков [ɔ:] и [ɜ:].
fɔ: - fɜ: | wɔ:d – wɜ:d | wɔ:m – wɜ:m | pɔ:l – pɜ:l | wɔ:k – wɜ:k |
bɔ: - bɜ: | hɔ:d – hɜ:d | dɔ:m – dɜ:m | kɔ:l – kɜ:l | tɔ:k – tɜ:k |
wɔ: – wɜ: | kɔ:d – kɜ:d | fɔ:n – fɜ:n | fɔ:m – fɜ:m | kɔ:t – kɜ:t |
hɔ: – hɜ: | bɔ:d – bɜ:d | bɔ:n – bɜ:n | lɔ:n – lɜ:n | kɔ:s – kɜ:s |
XII. Произнесите слова с сонантом [ŋ]. Следите за тем, чтобы не происходила замена звука [ŋ] звуком [n].
lıŋ | kɒŋ | pæŋ | stıŋ | slæŋ | `kıŋdǝm |
dıŋ | lɒŋ | slлŋ | tɒŋz | slıŋ | `dɑ:lıŋ |
tıŋ | hɒŋ | jлŋ | brıŋ | sɒŋ | ǝ`mлŋ |
gæŋ | lлŋ | twæŋ | flıŋ | sprıŋ | `gæŋweı |
hæŋ | flлŋ | swıŋ | prɒŋ | strıŋ | `kıŋsaız |
XIII. Произнесите пары слов, обращая внимание на различие между звуками [n] и [ŋ] по месту образования. Следите за тем, чтобы не происходила замена звука [ŋ] звуком [n].
wın – wıŋ | tın – tıŋ | bæn – bæŋ | ræn – ræŋ | rлn – rлŋ | |||
rɒn – rɒŋ | bлn – bлŋ | dæn – dæŋ | dɒn – dɒŋ | dлn – dлŋ | |||
fæn – fæŋ | gɒn – gɒŋ | hлn – hлŋ | kın – kıŋ | pæn – pæŋ | |||
sın – sıŋ | sлn – sлŋ | tлn – tлŋ | pın – pıŋ | hen – hæŋ | |||
sıŋ – sıŋıŋ | bæŋ – bæŋıŋ | klæŋ – klæŋıŋ | klıŋ – klıŋıŋ | ||||
dıŋ–dıŋıŋ | hæŋ–hæŋıŋ | lɒŋ–lɒŋıŋ | swıŋ–swıŋıŋ | ||||
stıŋ–stıŋıŋ | flıŋ–flıŋıŋ | slıŋ–slıŋıŋ | strıŋ–strıŋıŋ | ||||
XIV. Произнесите пары слов с сонантом [ŋ] и сочетаниями [ŋk], [ŋg]. Обратите внимание на то, что сонант [ŋ] и звуки [k], [g] совпадают по месту образования преграды.
wıŋ – wıŋk | sıŋ – sıŋk | rıŋ – rıŋk | stıŋ – stıŋk | bæŋ – bæŋk |
pıŋ – pıŋk | sæŋ – sæŋk | sлŋ – sлŋk | spæŋ – spæŋk | tæŋ – tæŋk |
ræŋ – ræŋk | dɒŋ – `dɒŋkı | kıŋ – kıŋk | klıŋ – klıŋk | dлŋ – dлŋk |
flлŋ – flлŋk | lıŋ – lıŋk | hɒŋ – hɒŋk | hлŋ – hлŋk | bлŋ – bлŋk |
bæŋ – bæŋgl | hлŋ – `hлŋgǝ | bлŋ – bлŋgl | dæŋ – dæŋgl | dıŋ – dıŋgl |
lıŋ – `lıŋgǝ | lɒŋ – `lɒŋgǝ | strıŋ –`strıŋgǝ | sıŋ – sıŋgl | tæŋ – tæŋgl |
XV. Произнесите слова с сонантом [r] в начальной позиции. Следите за тем, чтобы при произнесении данного звука кончик языка не вибрировал.
reǝ | rıb | rɒb | raım | reıs | ri:p | rı`peǝ |
rɔ: | reız | raıd | rıǝl | ræk | rest | rı`zɜ:v |
reı | rлb | raız | reın | ræt | rлf | rı`læks |
ri: | reıd | rıd | ri:m | rɒk | rɑ:sp | rı`si:v |
rıǝ | ri:d | red | rıŋ | raıt | rлft | `ræbıt |
XVI. Произнесите слова с сонантом [r] в интервокальной позиции.
`eǝrı | `wлrı | `terı | `værǝn | `weǝrı | `berı |
`ærǝb | `bɔ:rıŋ | `kærǝt | kǝ`rıǝ | `ɒrıks | `verı |
`tærı | `dɔ:rı | `sɒrı | `erǝnd | `feǝrı | `ferı |
`ærıd | `gɔ:rı | `gлrı | `hærı | `hлrı | `aırıs |
`lıǝrǝ | `lɒrı | `pærıs | `mærıd | `mırǝ | `peǝrǝnt |
XVII. Произнесите слова с глухим межзубным [θ]. Помните о месте образования звука [θ].
θɔ: | θeın | θɔ:n | θeft | klɒθ | `θıǝtǝ | `ɔ:θǝ |
θaı | θi:m | θıŋk | θɔ:p | deθ | `θɜ:tı | `θıkıt |
θɜ:d | θɜ:m | θɒŋ | θɔ:t | θɜ:st | `θлndǝ | `θɔ:nı |
θлd | θлm | θæŋk | θık | θi:f | `θerǝpı | `θлrǝ |
θi:v | θıl | θın | bɑ:θ | rɒθ | `æθlıt | `lɑ:θı |
XVIII. Произнесите слова со звонким межзубным [ð]. Помните о месте образования звука [ð].
ði: | ði:z | ðæn | leıð | saıð | `mлðǝ |
ðaı | ðeǝz | ðen | taıð | laıð | `rɑ:ðǝ |
ðeǝ | ðeıl | ðıs | beıð | skeıð | `leðǝ |
ðeı | ðem | ðлs | reıð | sweıð | `bɒðǝ |
XIX. Произнесите пары слов. Помните о различии между звуками [s], [f] и [θ] по месту образования.
a) sɔ: – θɔ: | sлm – θлm | sıŋk – θıŋk | sık – θık | pɜ:s – pɜ:θ |
saı – θaı | sın – θın | si:m – θi:m | ɜ:s – ɜ:θ | feıs – feıθ |
sɜ:d – θɜ:d | sıŋ – θıŋ | fɔ:s – fɔ:θ | mɒs – mɒθ | nɔ:s – nɔ:θ |
seın – θeın | sæŋk – θæŋk | pɑ:s – pɑ:θ | mıs – mıθ | kıs – kıθ |
sɒŋ – θɒŋ | sɔ:n – θɔ:n | sɔ:t – θɔ:t | wɜ:s – wɜ:θ | hıs – hi:θ |
б) faı – θaı | fın – θın | feın – θeın | fɜ:st – θɜ:st | hɑ:f – hɑ:θ |
fɔ: – θɔ: | fɜ:m – θɜ:m | def – deθ | ri:f – ri:θ | swɔ:f – swɔ:θ |
fɔ:n – θɔ:n | fıl – θıl | dлf – dлθ | lɑ:f – lɑ:θ | fɔ:t – θɔ:t |
XX. Произнесите пары слов. Помните о различии между звуками [z], [d] и [ð] по месту образования.
a) zi: – ði: | leız – leıð | raız – raıð | ti:z – ti:ð | fɜ:z – `fɜ:ðǝ | |||
zen – ðen | reız – reıð | saız – saıð | si:z – si:ð | rızn –`rıðǝn | |||
laız – laıð | sweız– sweıð | wız – wıð | waız – waıð | `dızı – `dıðǝ | |||
б ) deı – ðeı | dæn – ðæn | reıd – reıð | sweıd – sweıð | ||||
deǝ – ðeǝ | leıd – leıð | laıd – laıð | `aıdǝ – `aıðǝ | ||||
daı – ðaı | si:d – si:ð | taıd – taıð | `lædǝ – `leðǝ | ||||
XXI. Произнесите слова, соблюдая слитное произнесение сочетаний [dr], [br], [gr]. Помните, что в сочетании [dr] звук [d]становится заальвеолярным, а в сочетаниях [br], [gr] ассимиляция отсутствует.
bræd | grɒg | breın | brıŋ | breıs | breık | `brekfǝst |
bred | bri:d | brɔ:l | brɔıl | brɒθ | brɑ:s | `brлðǝ |
dræg | greg | brɒnz | gri:n | brɔ:t | drɑ:ft | `draıvǝ |
grлb | draıd | drɔ:n | dri:m | dres | drıft | `drɑ:mǝ |
drлg | græb | greın | brænd | drɒp | greıs | `gri:tıŋ |
XXII. Произнесите пары слов, соблюдая явление оглушения сонанта [r] а) внутри слова; б) на стыке слов.
a) kraı | kræb | kreın | krɔ:l | kræk | krɑ:ft | `fri:dǝm | |||
traı | treıd | kri:m | kraım | krɒs | frɔ:t | `prɒfıt | |||
fraı | praız | frend | trım | frɒk | frɒst | `preǝrı | |||
treı | preız | præŋk | pri:n | pres | tri:t | `kreızı | |||
praı | prızn | prɔ:n | treın | treıs | træk | `trлmpıt | |||
б) ˈpi:t `raıts | ǝ ˈgreıt `rısk | ǝ ˈraıp `rɑ:zbǝrı | ǝ ˈbri:f rı`pɔ:t | ||||||
ˈstɑ:t `raıtıŋ | ǝ ˈdɑ:k `ræg | ǝ ˈdi:p `rıvǝ | ǝ ˈbrɑ:s `rıŋ | ||||||
ˈdi:p `red | ǝ ˈblæk `rлg | ǝ ˈwaıt `ræbıt | ˈklɑ:s `ri:dıŋ | ||||||
XXIII. Произнесите слова, соблюдая правила произнесения сочетания [θr].
θri: | θraıv | θrɒb | θrɔ:l | θret | θraıs | θrıft |
θred | θrıvn | θrɒŋ | θrıl | θrɒsl | θrлst | θrɒtl |
XXIV. Произнесите слова, соблюдая ассимиляцию в сочетаниях альвеолярный согласный+межзубный согласный а) внутри слова; б)на стыке слов.
a) wıdθ | tenθ | enθ | `sevenθ | ı`levǝnθ | `menθɒl | ||||
bredθ | plınθ | tılθ | `ænθǝ | `ænθǝm | `sınθısıs | ||||
helθ | welθ | mлnθ | `helθı | `hлndrǝdθ | `mælθǝ | ||||
naınθ | sıksθ | eıtθ | `mлnθlı | `pænθǝ | `welθı | ||||
б)`tel ðǝm | ǝnd `θıŋz | ǝnd `ðæt | ɒn ðǝ `teıbl | dлz ðǝ `gɜ:l | |||||
`sel ðǝm | bǝt `ðen | ǝnd `ðeǝ | ǝt ðǝ `wi:kend | dлz ðǝ `gaı | |||||
`mi:t ðǝm | ɒn `ðæt | ın `ðæt | ın ðǝ `fæmılı | ˈsıt `ðeǝ | |||||
`ni:d ðǝm | ıts `ðıs | ız `ðıs | ɒn ðǝ `raıt | ˈri:d ðǝ `tekst | |||||
`i:t ðǝm | ıts `ðæt | ın ðǝ `klɑ:s | ın ðı `ɒfıs | ˈraıt ðǝ `letǝ | |||||
`li:d ðǝm | ız `ðæt | ɒn ðǝ `left | ət ðǝ`bлsstɒp | ˈfi:d ðǝ `kæt | |||||
XXV. Произнесите следующие сочетания слов, соблюдая явление «связующее [r]».
there `is | for a `picnic | for a ˈglass of `wine |
there `are | for a `minute | Italian or A`merican |
for `Ann | your `apple-trees | a glass or a `cup |
for `Emily | they are `easy | a father or a `mother |
for `Eddy | `brother-in-law | a doctor or a `vet |
her `eyes | `father-in-law | a letter or a `text |
their `eyes | `mother-in-law | ˈwinter is `white |
your `answer | `daughter-in-law | ˈsummer is `bright |
her `answer | neither are `we | ˈsend for a `doctor |
their `answers | neither is `Ann | the ˈfloor is `clean |
or a `daughter | for a ˈlong `time | the ˈdoor is `white |
ИНТОНАЦИЯ