bıd – bed – bæd | bıg – beg – bæg | sıl – sel – sæl | ız – es – æs |
lıd – led – læd | sıd – sed – sæd | dın – den – dæn | lız – les – læs |
dıd – ded – dæd | ın – en – æn | bın – ben – bæn | mıs – mes – mæs |
| | | |
X. Произнесите слова, соблюдайте позиционную долготу дифтонга [eı].
eı – eıl – eıs | leı – leıd – leıs | seı – seın – seıt |
deı – deız – deıs | meı – meıd –meıt | beı – beız – beıs |
XI. Произнесите слова, соблюдая правильную артикуляцию дифтонга [eı]. Не допускайте замены второго элемента дифтонга русским звуком [й] или английским [j].
seı | geız | eıl | leın | eıs | `leızı |
meı | meıd | leım | geıl | beıs | `leıdı |
leı | steıd | neım | seım | leıs | `beıbı |
beı | neıd | geın | meın | deıs | `zeını |
XII. Произнесите пары слов. Сравните артикуляцию звука [e] и дифтонга [eı]. Соблюдайте позиционную долготу гласных.
ed – eıd | el – eıl | del – deıl | es – eıs |
led – leıd | bel – beıl | men – meın | les – leıs |
ned – neıd | nel – neıl | sel – seıl | mes – meısn |
XIII. Произнесите слова, соблюдая позиционную долготу дифтонга [aı].
aı – aız – aıs | maı – maın – maıs | saı – saıd – saıs |
laı – laıd – laıs | daı – daıd – daıs | naı – naın – naıs |
XIV. Произнесите слова с дифтонгом [aı]. Не допускайте замены второго элемента дифтонга русским звуком [й].
baı | aız | saıd | aıl | daın | laıs | `aıbıs |
gaı | gaız | baıd | maıl | maın | baıs | `laımı |
skaı | laız | saız | laım | saın | slaıs | `aısı |
slaı | gaıd | slaıd | laın | baıl | maıs | `naısı |
| | | | | | |
| | | | | | |
XV. Произнесите пары слов, обращая внимание на различие в произнесении дифтонгов [eı] и [aı].
eı – aı | neı – naı | eıd – aıd | eıl – aıl | eıs – aıs |
leı – laı | sleı – slaı | leız – laız | meıl – maıl | deıs – daıs |
beı – baı | meı – maı | geız – gaız | geıl – gaıl | beıs – baıs |
deı – daı | seı – saı | leıd – laıd | leım – laım | leıs – laıs |
XVI. Произнесите а) пары слов и б) предложения с нейтральным звуком [ǝ]. Соблюдайте различия в произнесении этого звука в различных позициях.
a) ǝ `dıg –`dıgə | ǝ `di:l –`di:lǝ | ǝ `kæmp – `kæmpǝ |
ǝ `saıd –`saıdǝ | ə `maın – `maınǝ | ə `meık –`meıkǝ |
ǝ `li:d – li:dǝ | ǝ `laın – `laınǝ | ə `keıp – `keıpǝ |
ǝ `geız – `geızə | ǝ `bıt –`bıtǝ | ə `dıp –`dıpǝ |
ǝ `teıl – `teılǝ | ǝ `help –`helpǝ | ǝ `mæt –`mætǝ |
| | |
б) ıts ǝ `pen | ıts ǝ `saıd | ıts ǝ `teıl | ıts ǝ `di:l |
ıts ǝ `bed | ıts ǝ `laın | ıts ǝ `kæmp | ıts ǝ `mæt |
ıts ǝ `lıd | ıts ǝ `keıp | ıts ǝ `kæb | ıts ǝ `daıs |
ıts ǝ `bæg | ıts ǝ `næg | ıts ǝ `gaıd | ıts ǝ `slaıs |
| | | | | |
XVII. Произнесите слова со звуками [d], [g], [b]. Помните о разнице между английскими и соответствующими русскими звуками.
dæg | dæp | baıl | bi:p | gæb | geım | `denım |
deız | di:p | bel | bi:k | gæd | geıl | `dændı |
dæm | dek | baınd | bæs | gıg | geıp | `beısık |
di:m | dısk | bæk | beıs | gıl | gæt | `bælǝt |
deım | desk | bek | best | gıld | gelt | `gınıs |
XVIII. Произнесите слова со звуками [p], [t], [k]. Помните о том, что данные звуки произносятся с аспирацией.
pæd | peıt | teg | teıp | kaı | ken | `tenıs |
pıl | paık | tæg | tıp | keım | kent | `pælıs |
peın | pıp | tæd | tæks | ki:n | keıl | `peıpǝ |
peıs | pi:p | ti:l | teık | ki:d | keıs | `kændı |
pi:k | pıks | teın | taıp | kæn | keıp | `kæmǝl |
| | | | | | |
| | | | | | |
XIX. Произнесите слова со звуками [s], [z]. Соблюдайте разницу между английскими и соответствующими русскими звуками.
si:z | saın | send | zi: | zi:l | `sekǝnd |
sæg | si:l | sæl | zed | zend | `sændı |
sıns | si:m | sæp | zen | zıp | `bızı |
XX. Произнесите пары слов, соблюдая правильную артикуляцию звонких и глухих согласных. Не забывайте об аспирации при произнесении звуков [p], [t], [k].
si: – zi: | pi: – bi: | ti: –di: | keı – geı |
sed – zed | peg – beg | ted – ded | kaıl – gaıl |
si:l – zi:l | peıl – beıl | tım – dım | kıl – gıl |
sıp – zıp | pi:k – bi:k | teıl – deıl | kæt – gæt |
XXI. Произнесите слова с парными звонкими/глухими согласными в конечной позиции. Помните, что английские звонкие согласные в конечной позиции не оглушаются.
nıp – nıb | hıs – hız | taıt – taıd | pık – pıg |
kæp – kæb | beıs – beız | bæt – bæd | læk – læg |
tæp – tæb | tens – tenz | pæt – pæd | bæk – bæg |
gæp – gæb | pens – penz | bet – bed | li:k – li:g |
læp – læb | mıns – mi:nz | kılt – kıld | dık – dıg |
dæp – dæb | aıs – aız | hæt – hæd | sæk – sæg |
XXII. Произнесите пары слов с сонантами [n] и [l] в различных позициях. Помните, что сонанты имеют наибольшую длительность после кратких гласных в конечной позиции в слове.
ni:d – li:d | ten – tel | mi:n – mi:l | bın – bıl | naık – laık |
næg – læg | di:n – di:l | peın – peıl | si:n – si:l | nıt – lıt |
naın – laın | ben – bel | ni:l – li:n | net – let | naıt – laıt |
| | | | |
XXIII. Произнесите пары слов с сонантом [l] в начальной и конечной позициях. Обратите внимание на то, что перед гласными [l] звучит мягче, чем на конце слов.
led – del | li:d – di:l | leım – meıl | lıt – tıl | let – tel |
lız – sıl | li:n – ni:l | les – sel | lıp – pıl | li:p – pi:l |
XXIV. Произнесите следующие слова. Следите за тем, чтобы при произнесении [h] органы речи находились в положении перехода к артикуляции последующего гласного.
а) aı – haı | æz – hæz | ıl – hıl | ıt – hıt |
eı – heı | eıd – heıd | æm – hæm | i:t – hi:t |
ız – hız | en – hen | i:l – hi:l | eıt – heıt |
æd – hæd | el – hel | ænd – hænd | æt – hæt |
| | | |
b) hi: | heıg | hım | held | haıt | hæt | `hæbıt |
hed | hæg | hınt | hem | hi:p | hıp | `hæpı |
heız | hi:d | heıl | helm | hæk | hıs | `hændı |
| | | | | | | | | |