Й семестр. Критический реализм.
* * *
1. Национальное своеобразие английской литературы ХIХ века. Общий обзор.
2. Творческий путь Ч.Диккенса. Своеобразие его творческого метода.
3. Социальная проблематика в романе Ч.Диккенса «Тяжёлые времена».
4. «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея как «роман без героя».
5. Феномен критического реализма в зарубежных литературах ХIХ в.
6. Эстетические взгляды и своеобразие творчества Ф.Стендаля.
7. Романтика и реальность в новелле Стендаля «Ванина Ванини».
8. Конфликт героя и системы в романе Ф.Стендаля «Красное и чёрное».
9. Творчество О. де Бальзака. Замысел и композиция «Человеческой комедии».
10. Тема «утраченных иллюзий» в романе О. де Бальзака «Отец Горио».
11. «Шагреневая кожа» О. де Бальзака как философский роман.
12. Образ заглавного героя в повести Бальзака «Гобсек».
13. Творческий путь П.Мериме. Своеобразие его художественного метода.
14. Новеллистика П.Мериме. Анализ двух-трех его новелл.
15. Проблема историзма в романе П.Мериме «Хроника царствования Карла IХ».
16. Французская литература второй половины ХIХ века. «Парнасская школа».
17. Проблематика и поэтическое своеобразие книги Ш.Бодлера «Цветы зла».
18. Творчество Г.Флобера. Повесть «Простая душа».
19. Антиромантическая направленность романа Г.Флобера «Госпожа Бовари».
20. Американская литература второй половины ХIХ века. Роман Г.Бичер-Стоу «Хижина
дяди Тома».
56. Поэтическое своеобразие поэмы Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
* * *
Курс зарубежной литературы ХIХ в. изучается в течение трёх семестров.
На втором курсе (во втором семестре) изучается литература эпохи романтизма (первая половина ХIХ в.). Форма отчётности ─ зачёт (по итогам практических занятий; на зачёт выносятся вопросы по романтизму из общего списка экзаменационных вопросов, который приводится ниже);
На третьем курсе (первый семестр) ─ литература эпохи реализма. Форма отчётности ─ экзамен. Вопросы, выносимые на зачёт, включаются и в экзаменационные билеты.
Литература конца ХIХ в. изучается во втором семестре третьего курса. Форма отчётности ─ зачёт.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КОНЦА ХIХ − НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ
(Составители: Т.А.Якадина, А.С.Бакалов,)
(III курс, II семестр)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема № 1 (2 часа)
Роман Э.Золя «Жерминаль»
1. Натурализм как литературное направление и художественный метод.
2. Эмиль Золя ─ теоретик натурализма.
З.Цикл романов «Ругон-Маккары», его проблематика и структура. Своеобразие творческого метода. Концепции человека.
4. Замысел и история создания романа «Жерминаль». Его место в цикле «Ругон-Маккары» и значение для развития литературы ХХ в.
5. Искусство изображения жизни, быта и труда шахтёров. Сочетание документального начала с гиперболическими и символическими образами.
6. Центральный конфликт романа и его развитие. Мастерство и новаторство в обрисовке восставших народных масс. Проблема личности и массы.
7. Образы социалистов (Лантье, Раснер, Суварин, Плюшар). Принцип построения и эволюция образа Этьена Лантье.
8. Идейно-художественное значение символической концовки романа. Смысл названия романа «Жерминаль».
Литература
1. Емельяников Е. «Ругон-Маккары» Э. Золя. М., 1965.
2. Кучборская Е. Реализм Эмиля Золя. М., 1973.
3. Пузиков А. Портреты французских писателей. М., 1967.
4. Реизов Б. Французский роман ХIХ века. М., 1977. Глава I.
5. Травушкин Н. Жерминаль ─ месяц всходов: Судьба романа Э. Золя. М., 1979.
Тема № 2 (2 часа)
Роман Э.Золя «Разгром»
1. Основные принципы эстетики натурализма.
2. Э.Золя ─ теоретик и практик натурализма.
3. Своеобразие художественного метода Э.Золя. Сочетание в нём элементов реализма и натурализма.
4. Замысел, структура и основная проблематика цикла «Ругон-Маккары». Место и значение в нём романа «Разгром» ─ логического завершения романов о Франции эпохи Второй империи.
5. История создания романа.
6. Драматизм экспозиции романа. Документальная точность и сухая деловитость в показе положения французской армии. Тщательность и чёткость описаний. Ощущение драматизма предстоящих событий. Намётка характеров основных действующих лиц.
7. Своеобразие разработки темы войны. Основные художественные средства изображения войны как повседневного, опасного и тяжёлого труда (работа артиллеристов, ездовых, санитаров на поле боя и в госпитале; образ врача Буроша).
8. Разоблачение гнилости и военно-политического банкротства Второй империи:
а) принципы создания сатирического образа обанкротившегося монарха Наполеона III и его окружения; использование символики;
б) обличение французского военного командования; типизация характерных черт империи в образах генерала Бурген-Дефейля, капитана Бодуэна и др.
9. Сатирическое обличение прусского милитаризма:
а) Отто Гюнтер как прообраз будущего фашиста ХХ в.;
б) картина расправы с мирным французским населением;
в) сатирические образы Штернберга и шпиона Голиафа.
10. Показ предательской политики французской буржуазии (фабрикант Делаэрш и кулак Фушар).
11. Изображение патриотических сил Франции:
а) офицеры; образ и судьба полковника Винейля; сложность образа лейтенанта Роша;
б) солдатская масса; образ артиллериста Оноре; Лубе, Шуто и др;
в) капрал Жан Маккар как воплощение здоровых сил нации;
г) образ Мориса Левассера;
д) героические фигуры мирного населения Франции (Вейс, батрачка Сильвина, Генриетта и др.).
12. Картина осады Парижа, пробуждение инициативы народа.
13. Противоречия Золя в изображении Парижской Коммуны.
14. Композиционные и стилистические особенности романа.
15. Роль пейзажа и антропоморфных образов.
Литература
1. Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века: Учеб. Пособие / Под ред.В.М.Толмачева.-М.,2003.
2. Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары»: художественное и идейно-философское единство.-Саратов.,1984.
3. Гиленсон Б.А.История зарубежной литературы конца 19- начала 20 века: Учеб.пособ.2006.
6. Кучборская Е. Реализм Золя. — М.: МГУ, 1973.
7. Емельяников С. «Ругон-Маккары» Э. Золя. М., 1965.
8. Чичерин А. «Разгром» Золя как роман-эпопея // Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.
9. Пузиков А. Эмиль Золя: Очерк жизни и творчества. М., 1961.
10. Трыков В. Золя, Эмиль.// Зарубежные писатели. Био-библиографический словарь. В2хт.,Т I ,С.320 – 325.
Тема № 3 (2 часа)