Й семестр. Критический реализм.

* * *

1. Национальное своеобразие английской литературы ХIХ века. Общий обзор.

2. Творческий путь Ч.Диккенса. Своеобразие его творческого метода.

3. Социальная проблематика в романе Ч.Диккенса «Тяжёлые времена».

4. «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея как «роман без героя».

5. Феномен критического реализма в зарубежных литературах ХIХ в.

6. Эстетические взгляды и своеобразие творчества Ф.Стендаля.

7. Романтика и реальность в новелле Стендаля «Ванина Ванини».

8. Конфликт героя и системы в романе Ф.Стендаля «Красное и чёрное».

9. Творчество О. де Бальзака. Замысел и композиция «Человеческой комедии».

10. Тема «утраченных иллюзий» в романе О. де Бальзака «Отец Горио».

11. «Шагреневая кожа» О. де Бальзака как философский роман.

12. Образ заглавного героя в повести Бальзака «Гобсек».

13. Творческий путь П.Мериме. Своеобразие его художественного метода.

14. Новеллистика П.Мериме. Анализ двух-трех его новелл.

15. Проблема историзма в романе П.Мериме «Хроника царствования Карла IХ».

16. Французская литература второй половины ХIХ века. «Парнасская школа».

17. Проблематика и поэтическое своеобразие книги Ш.Бодлера «Цветы зла».

18. Творчество Г.Флобера. Повесть «Простая душа».

19. Антиромантическая направленность романа Г.Флобера «Госпожа Бовари».

20. Американская литература второй половины ХIХ века. Роман Г.Бичер-Стоу «Хижина

дяди Тома».

56. Поэтическое своеобразие поэмы Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

* * *

Курс зарубежной литературы ХIХ в. изучается в течение трёх семестров.

На втором курсе (во втором семестре) изучается литература эпохи романтизма (первая половина ХIХ в.). Форма отчётности ─ зачёт (по итогам практических занятий; на зачёт выносятся вопросы по романтизму из общего списка экзаменационных вопросов, который приводится ниже);

На третьем курсе (первый семестр) ─ литература эпохи реализма. Форма отчётности ─ экзамен. Вопросы, выносимые на зачёт, включаются и в экзаме­национные билеты.

Литература конца ХIХ в. изучается во втором семестре третьего курса. Форма отчётности ─ зачёт.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНЦА ХIХ − НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

(Составители: Т.А.Якадина, А.С.Бакалов,)

(III курс, II семестр)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема № 1 (2 часа)

Роман Э.Золя «Жерминаль»

1. Натурализм как литературное направление и художественный метод.

2. Эмиль Золя ─ теоретик натурализма.

З.Цикл романов «Ругон-Маккары», его проблематика и структура. Своеобразие творческого метода. Концепции человека.

4. Замысел и история создания романа «Жерминаль». Его место в цикле «Ругон-Маккары» и значение для развития литературы ХХ в.

5. Искусство изображения жизни, быта и труда шахтёров. Сочетание документального начала с гиперболическими и символическими образами.

6. Центральный конфликт романа и его развитие. Мастерство и новаторство в обрисовке восставших народных масс. Проблема личности и массы.

7. Образы социалистов (Лантье, Раснер, Суварин, Плюшар). Прин­цип построения и эволюция образа Этьена Лантье.

8. Идейно-художественное значение символической концовки романа. Смысл названия романа «Жерминаль».

Литература

1. Емельяников Е. «Ругон-Маккары» Э. Золя. М., 1965.

2. Кучборская Е. Реализм Эмиля Золя. М., 1973.

3. Пузиков А. Портреты французских писателей. М., 1967.

4. Реизов Б. Французский роман ХIХ века. М., 1977. Глава I.

5. Травушкин Н. Жерминаль ─ месяц всходов: Судьба романа Э. Золя. М., 1979.

Тема № 2 (2 часа)

Роман Э.Золя «Разгром»

1. Основные принципы эстетики натурализма.

2. Э.Золя ─ теоретик и практик натурализма.

3. Своеобразие художественного метода Э.Золя. Сочетание в нём элементов реализма и натурализма.

4. Замысел, структура и основная проблематика цикла «Ругон-Мак­кары». Место и значение в нём романа «Разгром» ─ логического завершения романов о Франции эпохи Второй империи.

5. История создания романа.

6. Драматизм экспозиции романа. Документальная точность и сухая деловитость в показе положения французской армии. Тщательность и чёткость описаний. Ощущение драматизма предстоящих событий. Намётка характеров основных действующих лиц.

7. Своеобразие разработки темы войны. Основные художественные средства изображения войны как повседневного, опасного и тяжёлого труда (работа артиллеристов, ездовых, санитаров на поле боя и в госпитале; образ врача Буроша).

8. Разоблачение гнилости и военно-политического банкротства Второй империи:

а) принципы создания сатирического образа обанкротившегося монарха Наполеона III и его окружения; использование символики;

б) обличение французского военного командования; типизация характерных черт империи в образах генерала Бурген-Дефейля, капитана Бодуэна и др.

9. Сатирическое обличение прусского милитаризма:

а) Отто Гюнтер как прообраз будущего фашиста ХХ в.;

б) картина расправы с мирным французским населением;

в) сатирические образы Штернберга и шпиона Голиафа.

10. Показ предательской политики французской буржуазии (фабрикант Делаэрш и кулак Фушар).

11. Изображение патриотических сил Франции:

а) офицеры; образ и судьба полковника Винейля; сложность образа лейтенанта Роша;

б) солдатская масса; образ артиллериста Оноре; Лубе, Шуто и др;

в) капрал Жан Маккар как воплощение здоровых сил нации;

г) образ Мориса Левассера;

д) героические фигуры мирного населения Франции (Вейс, батрачка Сильвина, Генриетта и др.).

12. Картина осады Парижа, пробуждение инициативы народа.

13. Противоречия Золя в изображении Парижской Коммуны.

14. Композиционные и стилистические особенности романа.

15. Роль пейзажа и антропоморфных образов.

Литература

1. Зарубежная литература конца 19 – начала 20 века: Учеб. Пособие / Под ред.В.М.Толмачева.-М.,2003.

2. Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары»: художественное и идейно-философское единство.-Саратов.,1984.

3. Гиленсон Б.А.История зарубежной литературы конца 19- начала 20 века: Учеб.пособ.2006.

6. Кучборская Е. Реализм Золя. — М.: МГУ, 1973.

7. Емельяников С. «Ругон-Маккары» Э. Золя. М., 1965.

8. Чичерин А. «Разгром» Золя как роман-эпопея // Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958.

9. Пузиков А. Эмиль Золя: Очерк жизни и творчества. М., 1961.

10. Трыков В. Золя, Эмиль.// Зарубежные писатели. Био-библиографический словарь. В2хт.,Т I ,С.320 – 325.

Тема № 3 (2 часа)

Наши рекомендации